Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Автотранспортный КПП – усиленное звено. Практические рекомендации

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Автотранспортный КПП – усиленное звеноПрактические рекомендации

Современный автотранспортный контрольно-пропускной пункт (АКПП) представляет собой сосредоточение различных технологий и в плане технического оснащения является наиболее сложным участком в системе охраны периметра объекта. От ритмичной работы АКПП, особенно его досмотровых шлюзов, зависит нормальное функционирование всего объекта. Рассмотрим организацию автотранспортных контрольно-пропускных пунктов на объектах, выход из строя которых может повлечь за собой техногенную катастрофу
Павел Черушев
Начальник проектного отдела ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

Если линейные участки периметра объекта можно защитить дополнительными средствами, то обеспечить безопасность АКПП намного сложнее. Через него проходят автотранспортные средства и перемещаются массивные грузы, с помощью которых потенциальные нарушители могут совершать противоправные действия с серьезными последствиями.

Тенденции угроз

На отрезке периметра линейного объекта существует несколько рубежей охраны, на преодоление которых нарушитель тратит расчетное время, достаточное для реагирования сил безопасности. Вместе с тем зону АКПП можно преодолеть за считанные секунды, используя для прорыва автомобиль. Поэтому наиболее уязвимым и ответственным местом в системе безопасности объекта является транспортный шлюз.

Для того чтобы максимально полно отразить проблематику вопроса, предлагается рассмотреть техническое оснащение и работу АКПП на объектах с высокой степенью ответственности, к которым относятся предприятия энергетической отрасли, нефтегазовой промышленности, авиационного транспорта.

Необходимость повышения защищенности данной категории объектов обусловлена продолжающимся нарастанием террористической угрозы. В наши дни каждая электростанция, топливная база и аэродром представляют собой потенциальную мишень для террористов.

Анализ совершенных терактов в разных странах на объектах различных категорий только подтверждает все вышесказанные положения и показывает, что наибольшую опасность представляет группа из 2–5 человек, имеющая в своем распоряжении автотранспортные средства. Один из распространенных сценариев действия такой группы – внезапный прорыв к объекту через АКПП на начиненном взрывчатым веществом автомобиле.

Прорывы через АКПП и меры противодействия

В первую очередь, это непосредственный прорыв автотранспорта в охраняемую зону. Что можно предпринять для защиты от подобных действий? Радикальным противодействием данной угрозе является установка надежного физического препятствия на его пути. Это позволяет предотвратить теракт на стадии замысла либо значительно уменьшить ущерб при совершении подобных акций.

В данном случае под физическими препятствиями имеются в виду противотаранные устройства (ПТУ) в совокупности со средствами, снижающими кинетическую энергию движущегося автомобиля. Условимся, что ворота АКПП не имеют противотаранных качеств и защищают объект только от пеших правонарушителей. Поэтому в случае попытки прорыва основной таранный удар принимает на себя противотаранное устройство.

Практика показывает, что система безопасности объекта должна быть готова к таранному удару большегрузным автомобилем (массой до 40 т), который движется со скоростью 80 км/ч. Для уменьшения кинетической энергии таранного удара потребуется принудительно снизить скорость движущегося автомобиля.


К тактически правильно расположенному АКПП можно подъехать единственным способом – повернув с главной дороги, ведущей к данному объекту, непосредственно перед самим АКПП. Выполняя поворот, водитель просто вынужден будет снизить скорость автомобиля. Если же к АКПП ведет прямой участок дороги с протяженностью, достаточной для интенсивного разгона, для принудительного снижения скорости автомобиля перед въездом на объект устанавливают искусственные непреодолимые препятствия: бетонные блоки, отбойники, "лежачие полицейские" и т.д. Их параметры и порядок применения регламентированы рядом нормативных документов, в том числе Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 г. № 458, в котором указаны требования к инженерно-техническим средствам физической защиты главным образом критически важных объектов.

Но даже с учетом принудительного снижения скорости многотонное автотранспортное средство является серьезным испытанием для противотаранной системы.

При проектировании АКПП ПТУ располагают как на въезде в досмотровый шлюз, так и перед выездом из него. Второе ПТУ открывают только после окончания процедуры досмотра.

Помимо этого, не исключена возможность прорыва через соседний досмотровый шлюз в тот момент, когда в нем открывают проезд. Поэтому на границе между въездным и выездным шлюзами необходимо устанавливать физические препятствия с противотаранными качествами. Эту задачу эффективно решают комбинированные заграждения – сварные сетчатые панели на железобетонных основаниях.

Одним из возможных вариантов прорыва может быть таран выезжающего с объекта автомобиля. И последствия могут быть не менее тяжелыми. Поэтому комплект физических препятствий для выездного шлюза должен быть равноценен оборудованию для въездного – такое же противотаранное устройство, такие же ворота и т.д.

Основное оборудование АКПП

При выборе оборудования для АКПП следует рассматривать следующие виды технических средств.

Устройства шлагбаумного типа
В первую очередь это противотаранные устройства шлагбаумного типа, способные перекрывать проезд шириной от 4,5 до 7,5 м и гарантированно выдерживающие таранный удар автотранспорта массой 20 т, движущегося со скоростью 40 км/ч. Это сложные устройства с жестким и глубоким фундаментом. При этом ПТУ должны быть рассчитаны на эксплуатацию в жестких климатических условиях, а их ресурс должен быть не менее чем 300 000 рабочих циклов.

Ворота
При выборе типа ворот следует учитывать степень стесненности зоны транспортного шлюза и другие параметры. Распашные ворота работают быстрее откатных, но их применение возможно только при наличии свободного места для полного открытия. К тому же транспортные средства должны соблюдать дистанцию, чтобы не попасть в зону движущихся створок. В случае стесненности транспортного проезда рекомендуется применять распашные ворота со складывающимися створками.

Особое внимание необходимо уделить заполнению панелей ворот. Оно должно быть сплошным как минимум на 2 м в высоту, что позволяет скрыть от посторонних глаз действия охранников. При этом ворота не должны быть ниже 2,5 м. Верхнюю часть ворот предпочтительнее сделать сетчатого заполнения, для того чтобы можно было использовать телекамеры для просмотра внешней территории, прилегающей к транспортной проходной.

Транспортные шлюзы
На следующей позиции стоят элементы ограждения транспортного шлюза. Внешнее ограждение и ограждение, разделяющее параллельные шлюзы, рекомендуется возводить из элементов комбинированного типа. Они представляют собой сетчатые сварные панели, установленные на мощном бетонном блоке, высота которого не менее 0,85 м. Для прохода персонала необходима установка калиток, оборудованных электромеханическими замками. Все сетчатые панели ограждений, элементы сетчатого заполнения калиток и ворот транспортного шлюза должны иметь пулерассеивающие свойства, позволяющие снизить эффективность прицельной стрельбы на 80–90% (рис. 2).

Применяемые замки, приводы для ворот и другие электромеханические устройства должны обладать антивандальными свойствами и быть рассчитаны на работу при низких отрицательных температурах (до -50 °C).

Стоит уделить особое внимание приводной технике, так как от нее в большинстве случаев зависит интенсивность и безотказность работы транспортного шлюза.

Выпускаемые в основном в дальних незамерзающих странах гидравлические приводы имеют один серьезный недостаток – они у нас замерзают. Масло, которое работает в гидроприводе, при отрицательных температурах становится густым, и привод выходит из строя. Применение более дорогого синтетического масла с меньшей вязкостью не спасает ситуацию – масло просто вытекает через манжеты гидроцилиндра.

На мой взгляд, самыми надежными в российских климатических условиях являются рычажные приводы с планетарным редуктором. Это оборудование неприхотливо и может длительное время эксплуатироваться без технического обслуживания.

Досмотровая эстакада и навес
К обязательному оборудованию, безусловно, относятся досмотровая эстакада и навес. Во-первых, навес просто необходим зимой, потому что на узком участке закрытой со всех сторон территории очень трудно убирать снег, а снегоуборочная техника там не развернется. Во-вторых, досмотр автотранспорта очень сложно проводить при плохих погодных условиях. В-третьих, для технических средств (видеокамер, досмотровой аппаратуры, системы освещения) навес создает щадящие условия, в результате происходит меньше технических сбоев, и качество досмотра повышается.

Человеческий фактор

На транспортной проходной должно быть не менее двух охранников на каждый шлюз. Первый, находясь в бронекабине или в другом защищенном месте, управляет механизмами шлюза, второй в это время производит досмотр. Все переговоры между ними должны проходить на закрытой частоте и записываться в постоянном режиме.

Кроме того, сотрудники безопасности объекта должны постоянно вести мониторинг действий сил охраны. В этом случае противоправные действия можно предотвратить или своевременно на них среагировать.

При насильственных действиях по отношению к силам охраны правила и порядок действий примерно те же. Находящийся в бронекабине охранник следит за действиями своего напарника и в случае необходимости нажимает кнопку тревожной сигнализации, тем самым вызывая дополнительные силы охраны – группу быстрого реагирования. Безусловно, каждый пост управления транспортной проходной должен быть оборудован средствами тревожной сигнализации.

Регулирование движения

Для организации безаварийной и ритмичной работы АКПП необходима разработка системы управления движения, которое обеспечивается светосигнальными устройствами (светофором и т.д.), жестами охранника и четким выполнением определенных правил движения автотранспортного средства при подъезде к объекту и внутри транспортного шлюза.

В случае блокирования или повреждения основного транспортного проезда на территории объекта должен быть предусмотрен запасной выезд для автотранспорта, также оснащенный противотаранным оборудованием.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2015
Посещений: 8111

  Автор

Павел Черушев

Павел Черушев

Заместитель технического директора
ЗАО "РЦеСИС НИКИРЭТ"

Всего статей:  10

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций