В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Одним из основных документов, устанавливающих требования к странам-членам ВТО, является Соглашение по техническим барьерам в торговле ТБТ, в том числе Кодекс добросовестной практики применительно к разработке, принятию и применению стандартов, являющийся приложением к данному Соглашению.
В соответствии с данным Кодексом органы по стандартизации, которые принимают Кодекс добросовестной практики, с целью гармонизации стандартов на возможно более широкой основе принимают участие в подготовке международными органами по стандартизации международных стандартов в соответствующей области. В том случае если международные стандарты существуют или завершается их разработка, орган по стандартизации использует их в качестве основы для разрабатываемых им стандартов, за исключением случаев, когда такие международные стандарты были бы неэффективными или неподходящими, например вследствие климатических факторов или существенных технологических проблем.
Основными документами по техническому регулированию в Таможенном союзе являются Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 г.; Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 г.; Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г.
Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 629 определен порядок формирования перечней стандартов, обеспечивающих соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза. При формировании таких перечней приоритет отдается стандартам, гармонизированным с международными и региональными стандартами.
МЧС России в рамках своей компетенции принимает активное участие в формировании и реализации государственной политики в области технического регулирования в сфере пожарной безопасности, в том числе по приоритетному направлению - гармонизации. Министерством разработан проект Концепции гармонизации российских и международных нормативных документов в области пожарной безопасности (далее - Концепция).
Концепция определяет основные направления, подходы и принципы гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федеральных законов "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", технических регламентов Таможенного союза, содержащих требования пожарной безопасности.
Данная Концепция разработана в целях реализации положений Федеральных законов "О техническом регулировании", "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 г., иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Соглашения по техническим барьерам в торговле и иных обязательств Российской Федерации при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Актуальность задачи гармонизации обусловлена необходимостью использования зарубежных научно-технических достижений в целях повышения уровня пожарной безопасности в Российской Федерации, создания благоприятного инвестиционного климата, обеспечения соответствия отечественной продукции международным требованиям и повышения ее конкурентоспособности, устранения технических барьеров в международной торговле.
Необходимо отметить, что существующая система противопожарного нормирования выстраивалась в Российской Федерации на протяжении последних двух десятилетий с учетом международных принципов и подходов к обеспечению пожарной безопасности, защиты окружающей среды, прогрессивности и оптимальности требований, гибкости противопожарного нормирования.
В результате данной работы в значительной степени достигнута сопоставимость отечественных и зарубежных методов и подходов к обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений, продукции в целом. Во многом идентичны требования к системам противопожарной защиты, в том числе по выбору огнетушащих веществ и параметрам их подачи, инерционности срабатывания систем оповещения о пожаре и пожаротушения. Огнестойкость строительных конструкций определяется в соответствии с международной классификацией показателей.
Но процесс гармонизации направлен не только на применение международных стандартов, но и на внедрение отечественных наработок при разработке международных стандартов. Российские специалисты принимают активное участие в подготовке международными техническими комитетами по стандартизации ИСО и МЭК международных стандартов. Так, по инициативе российской стороны в международный стандарт МЭК 60695-1-12 включена разработанная российскими специалистами методика расчета вероятности возникновения пожара от электротехнических изделий со ссылкой на соответствующий российский стандарт. Зарубежных аналогов такой методики ранее не существовало.
В настоящее время в Российской Федерации действует более 230 национальных и межгосударственных стандартов в области пожарной безопасности, из них полностью или частично гармонизировано с международными стандартами около 45% стандартов.
В ряде случаев отечественные пожарно-техническая классификация, требования пожарной безопасности, методы испытаний и испытательное оборудование отличаются от зарубежных, что создает препятствие в международной торговле.
Например, в России определение показателя токсичности продуктов горения проводится на биологическом материале (лабораторных мышах). В Европе - с использованием инструментально-расчетных методов анализа.
Аналогичное положение с определением пределов огнестойкости некоторых строительных конструкций. Международный подход учитывает технологические особенности применения данного элемента в строительстве (вертикальное или горизонтальное расположение, толщина огнезащитного слоя и пр.). При этом учитываются вид и количество горючей нагрузки, режим горения, что позволяет расширить спектр применяемых строительных конструкции в зданиях различного функционального назначения. Практически отсутствуют методы проведения испытаний и соответствующие установки, имитирующие распространение и развитие пожара в сложных планировочных условиях.
В области строительства при выборе проектных решений и способов противопожарной защиты, применении строительных материалов и конструкций активно развивается система гибкого нормирования с использованием механизмов оценки пожарного риска, аналогичная той, что внедрена в странах Европы. Однако в России не используется потенциал управления этими рисками, данный вопрос не в полной мере урегулирован нормативными документами по пожарной безопасности. Это осложняется отсутствием отечественных наработок по сбору необходимой для проведения расчетов информации и статистических данных.
Заложенный в Концепции системный и комплексный подход к решению задач, основанный на преемственности проводимой ранее работы, обеспечит оптимальный уровень гармонизации всего спектра стандартов в области пожарной безопасности с учетом национальных интересов.
Основные подходы к гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, базируются на апробированных практикой и соответствующих международным подходам принципах:
Основными целями гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, с международными стандартами являются:
Для гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, с международными стандартами и достижения основных целей Концепции необходимо:
Основные направления гармонизации включают в себя:
Гармонизации подлежат национальные и межгосударственные стандарты, содержащие классификацию, требования пожарной безопасности, а также методы испытаний (исследований) строительных материалов и изделий, веществ и материалов, огнетушащих веществ, пожарной техники, элементов инженерных систем противопожарной защиты, средств индивидуальной защиты при пожаре, электротехнической продукции, продукции общего назначения.
Одним из важных направлений работы является разработка гармонизированных национальных стандартов, устанавливающих расчетные методы определения пожарно-технических характеристик строительных конструкций и изделий. Такой подход широко применяется в международной практике (европейские стандарты - Еврокоды содержат расчетные методы определения различных параметров строительных конструкций), что позволяет существенно снизить затраты на проведение процедур подтверждения соответствия.
Методы гармонизации определяются в соответствии с ГОСТ Р 1.7-2008 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов".
Для разработки национальных стандартов на основе применения международных стандартов используются официальные переводы данных стандартов (документов) на русский язык или иные переводы, одобренные секретариатом технического комитета по стандартизации, за которым закреплена соответствующая тематика, а также стандарты И СО, ЕН и МЭК, изданные на русском языке.
В случае отсутствия необходимого для стандартизации на национальном уровне опыта применения в Российской Федерации новых технических и/или технологических решений, материалов и иных инноваций на основе применения международных стандартов могут быть разработаны предварительные национальные стандарты.
Международные документы, не являющиеся международными стандартами, могут быть применены в качестве основы для разработки предварительных национальных стандартов, в исключительных случаях могут разрабатываться национальные стандарты, если это отвечает национальным интересам Российской Федерации.
При разработке гармонизированного национального стандарта на основе применения международного стандарта необходимо провести оценку целесообразности его использования и выбрать одну из форм этого применения:
Основные направления, подходы и принципы, заложенные в Концепцию должны внедряться на основе разработки, исполнения и корректировки Плана реализации Концепции гармонизации нормативных документов по пожарной безопасности с международными стандартами. Корректировка данного Плана должна производиться с учетом анализа хода и проблем реализации Концепции, результатов участия в работе международных организаций по стандартизации.
План реализации содержит комплексный подход к исполнению положений Концепции, предусматривает постановку и пути решения основных задач, координацию действий всех заинтересованных сторон.
Перечень разрабатываемых в рамках данной Концепции проектов гармонизированных национальных и межгосударственных стандартов подлежит включению в Программу разработки национальных стандартов, утверждаемую Росстандартом.
Порядок и сроки введения в действие гармонизированного стандарта должны определяться с учетом готовности отечественных производителей продукции, работ и услуг. При необходимости модернизации производственной базы при переходе на гармонизированный стандарт должны быть установлены сроки вступления в силу такого стандарта, достаточные для подготовки производственной базы.
Приоритетным направлением работы по гармонизации является формирование на основе международных стандартов фонда межгосударственных нормативных документов по пожарной безопасности, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза.
Реализация положений данной Концепции планируется во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом ведомственных программ. В целях обеспечения координации действий предполагается создать межведомственную комиссию, наделив ее соответствующим статусом и полномочиями.
Также реализация концепции планируется во взаимодействии с уполномоченными органами государств-участников Таможенного союза, Евразийской экономической комиссией, заинтересованными научно-исследовательскими и образовательными организациями, общественными объединениями предпринимателей, представителями бизнеса.
Реализация положений Концепции планируется в рамках выполнения мероприятий федеральных и ведомственных целевых программ, в рамках межгосударственного взаимодействия государств-участников Таможенного союза, в рамках выполнения НИОКР в соответствии с планом научно-технической деятельности МЧС России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, общественных объединений предпринимателей, бизнес-сообщества.
Реализация положений Концепции потребует активизации деятельности национальных и межгосударственных технических комитетов по стандартизации, в первую очередь ТК 274 "Пожарная безопасность" и МТК 274 "Пожарная безопасность", а также ТК 465 "Строительство", ТК 320 "Средства индивидуальной защиты", ТК 234 "Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты" и других технических комитетов, деятельность которых включает в себя вопросы пожарной безопасности.
Планы работы технических комитетов предполагается формировать с учетом положений Концепции, а также Плана ее реализации.
Разработка и дальнейшее применение гармонизированных нормативных документов по пожарной безопасности потребуют подготовки квалифицированных кадров, переоснащения производственной и испытательной базы производителей продукции и испытательных лабораторий. Процесс гармонизации планируется осуществлять последовательно в течение семи лет. Реализация такого подхода позволит обеспечить поэтапную модернизацию производственной и испытательной базы и не будет излишне обременительна для федерального бюджета и бизнеса.
В целом заложенный в Концепцию системный и комплексный подход к решению задач позволит к 2020 г. обеспечить оптимальный уровень гармонизации всего спектра национальных стандартов в области пожарной безопасности, что создаст условия для повышения уровня пожарной безопасности в Российской Федерации, оптимизации затрат на противопожарную защиту при безусловном обеспечении безопасности для жизни и здоровья людей (при внедрении системы управления рисками), интеграции России в мировую экономику, создания благоприятного инвестиционного климата, обеспечения соответствия отечественной продукции международным требованиям и повышения ее конкурентоспособности, устранения технических барьеров в международной торговле.
Опубликовано: Каталог "ОПС. Охранная и охранно-пожарная сигнализация. Периметральные системы"-2013
Посещений: 9814
Автор
| |||
В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций