Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Изменения в сфере пожарного надзора: от лицензирования к саморегулируемым организациям

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Изменения в сфере пожарного надзора: от лицензирования к саморегулируемым организациям

Ю.И. Дешевых
Директор Департамента надзорной деятельности МЧС России

В рамках административной реформы МЧС России продолжает работу по снятию избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской деятельности. Важным фактором здесь является формирование системы саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности, что стало возможным благодаря принятию Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

О том, как создание саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности изменит ситуацию в этой сфере, рассказывает директор Департамента надзорной деятельности МЧС России Юрий Дешевых

- Юрий Иванович, в чем заключается смысл создания саморегулируемых организаций?

- Смысл саморегулирования заключается в том, что учреждения, оказывающие услуги в той или иной области, объединяются в саморегулируемые организации, которые самостоятельно вырабатывают стандарты и правила деятельности, обязательные для всех членов. Данные стандарты должны обеспечить, во-первых, качественное выполнение работ, во-вторых, соблюдение всеми членами саморегулируемых организаций правил ведения этих работ, а также установить ответственность каждого участника за качество выполнения работ и соблюдение стандартов. При вступлении в такое сообщество каждая организация делает определенный финансовый взнос. Из этих взносов формируется фонд для компенсации возможных ошибок или недочетов, к которым могут привести действия того или иного члена саморегулируемой организации.

Кроме того, в саморегулируемых организациях создаются третейские суды для разрешения споров, возникающих между их членами, а также между членами и потребителями их услуг. Такие суды имеют право вырабатывать взыскательные санкции и даже лишать членства в саморегулируемых организациях.

Саморегулируемые общественные организации в области пожарной безопасности должны объединить структуры, осуществляющие производство работ, выпуск продукции и иную деятельность в этой сфере.

Предполагается, что в дальнейшем удастся заменить функции государства в лице МЧС России по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности на механизм саморегулирования.

Есть все основания полагать, что создание саморегулируемых организаций повысит уровень противопожарной защиты объектов экономики, существенно упростит проведение контрольных мероприятий в отношении членов саморегулируемых организаций, а также будет способствовать предупреждению фактов коррупции со стороны Госпожнадзора.

- Саморегулируемые организации будут создаваться на добровольных началах?

- Да, саморегулируемые организации - это добровольные общественные, некоммерческие объединения. Однако надо понимать, что для организации вхождение в такое сообщество будет своеобразным подтверждением качества осуществляемых работ. Если сегодня МЧС России контролирует каждую организацию, получившую у него лицензию, то после создания саморегулируемых организаций будет проверять выборочно не более 10% их членов.

На первый план выходит самоконтроль, который позволит уменьшить нагрузку на инспекторов пожарного надзора и, самое главное, на самих предпринимателей. Это даст возможность компаниям, работающим в сфере пожарной безопасности (а их на сегодняшний день в России порядка 37 000) гораздо меньше зависеть от контролирующих органов.

О создании саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности

 20 февраля 2009 г. во Всероссийском научно-исследовательском институте по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России прошла конференция "От лицензирования в области пожарной безопасности - к саморегулированию", организованная МЧС России и бизнес-сообществом.

Цель проведения конференции - координация деятельности государства и бизнес-сообщества по созданию саморегулируемых организаций, которые должны объединить хозяйствующие субъекты, в сферу деятельности которых входит выполнение работ в области пожарной безопасности. Это направление является продолжением системной работы МЧС России по снижению административного давления на малый и средний бизнес.

Открыл конференцию министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу. Он отметил, что создание саморегулируемых организаций в сфере обеспечения пожарной безопасности является продолжением работы МЧС России по снижению уровня госрегулирования экономических процессов, прежде всего, в сфере деятельности малого и среднего бизнеса.


"Из 5 млн различных объектов, которые сегодня контролируются органами Государственного пожарного надзора, мы готовы уйти с 4,5 млн, оставить за собой контроль соблюдения норм пожарной безопасности на важных социальных объектах, потенциально-опасных и тех объектах, которые имеют особо важное значение для экономики страны. Но кому-то нужно контролировать остальные. Наша задача - обеспечить условия для создания саморегулируемых организаций в этой сфере, подготовить нормативную базу, на основании которой они будут работать", - отметил Сергей Шойгу.

На конференции были заслушаны в частности, следующие доклады:

  • "От лицензирования к саморегулированию в области пожарной безопасности" - Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору Геннадий Кириллов;
  • "Реализация Федерального законодательства о саморегулируемых организациях" - депутат ГД Федерального Собрания РФ, председатель Комитета ГД РФ по собственности Виктор Плескачевский;
  • "Организация саморегулирования в области пожарной безопасности" - президент Ассоциации предприятий выполняющих работы в области пожарной безопасности "Защита", координатор по созданию саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности Владимир Родин.
По итогам конференции было принято обращение к Президенту России, в Правительство и ГД РФ о мерах по реализации ФЗ "О саморегулируемых организациях" в области обеспечения пожарной безопасности.

В обращении отмечено, что во исполнение ФЗ "О саморегулируемых организациях" общественными организациями, представляющими интересы малого и среднего бизнеса, при участии МЧС России подготовлены: проект изменений и дополнений в ФЗ "О пожарной безопасности" и проект Постановления Правительства РФ "О мерах по реализации Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".


Данные проекты документов позволят:
  1. сформировать платформу для последовательного и качественного перехода отрасли от лицензирования и аккредитации к саморегулированию предпринимательской деятельности в области обеспечения пожарной безопасности и, тем самым, снять излишние административные барьеры;
  2. определить требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в области пожарной безопасности для признания их саморегулируемой организацией;
  3. включить более эффективный механизм контроля на рынке услуг в области пожарной безопасности;
  4.  повысить ответственность предпринимателей в области пожарной безопасности перед потребителями.

- Сколько саморегулируемых организаций планируется создать?

- В соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", для того чтобы такая структура была создана, должно объединиться не менее 25 юридических лиц или не менее 50 физических. С учетом размеров нашей страны саморегулируемых организаций может быть много. Они должны существовать в каждом регионе и, может быть, даже в каждом городе.

-  Расскажите о тарифах на услуги саморегулируемых организаций. Как будет контролироваться качество этих услуг?

-  Цены на услуги саморегулируемых организаций, естественно, будут складываться из рыночной ситуации. Любой заказчик сможет на конкурсной основе выбрать организацию, которая сделает ему наиболее выгодное в экономическим плане предложение и качественно выполнит необходимые работы.

Есть предприятия, которые, получив лицензию на проведение работ, выходят на конкурс и начинают занижать стоимость своих услуг. Бывают случаи, когда стоимость проекта уменьшается на 30% от предполагаемой изначально. Выиграв конкурс, такая фирма, как правило, экономит на материалах, качестве работ, а значит, на безопасности. А этого допустить нельзя. Поэтому при вступлении в саморегулируемую организацию от юридического лица потребуется подтвердить наличие подготовленных специалистов, необходимой материально-технической базы, опыта работы. И тогда уже не инспектор пожарного надзора будет требовать, чтобы все датчики были установлены правильно, огнезащитный слой был нужной толщины, а огнетушители соответствовали установленным требованиям, а именно саморегулируемая организация будет осуществлять непосредственный контроль за качеством оказываемых услуг. Плюс к этому - страхование ответственности перед третьими лицами. При вступлении в саморегулируемую организацию каждый ее член должен будет застраховать свою ответственность.

Если сегодня возможна ситуация, при которой компания может получить лицензию, набрать массу заказов и, не выполнив и половины из них, ликвидироваться, заставив заказчика бегать по судам, то с созданием саморегулируемых организаций ситуация изменится. Юридические лица будут регистрироваться саморегулируемыми организациями, реестр которых, в свою очередь, будет вести государственный орган.

Функцию ведения реестра саморегулируемых организаций и контроль за их деятельностью предполагается закрепить за МЧС России - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности.    

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2009
Посещений: 11705

  Автор

Дешевых Ю. И.

Дешевых Ю. И.

Директор Департамента надзорной деятельности МЧС России

Всего статей:  4

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций