Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Как отразится на российском рынке безопасности вступление России в ВТО

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Как отразится на российском рынке безопасности вступление России в ВТО

Главное ожидаемое событие российской экономики 2006 г. - присоединение России к ВТО. В конце 2005 г. глава Минэкономразвития и торговли Г.О. Греф заявил: "До конца этого года Россия завершит все двусторонние переговоры, чтобы в 2006 г. перейти к многосторонним". Вопрос о вступлении России в ВТО обсуждается в общественно-политических кругах на протяжении нескольких лет. При этом участники дискуссии разделились на два лагеря: одни находят во вступлении в ВТО больше плюсов, другие видят в основном минусы

Д.А. Себенцов
Член ТК439 Госстандарта РФ

Выгоды вступления в ВТО

В целом отношение национального бизнеса к будущему членству России в ВТО позитивное. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования участников региональных конференций в 2004-2005 гг. Эти результаты оказались близки к данным опросов общественного мнения, проведенных в конце 2004 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Фондом общественного мнения: в среднем не менее 60% опрошенных выступают за присоединение России к ВТО. Вступление в ВТО поможет российским компаниям выйти на мировые рынки, многие из которых сейчас защищены от них пошлинами, квотами и ограничениями. Например, в условиях ВТО преодолеть американские стальные квоты было бы гораздо легче.

Открытие рынков для импорта пошло на пользу российским производителям: качество многих российских товаров несоизмеримо улучшилось, а конкуренция привела к снижению цен. Сейчас этот шаг может привести к увеличению конкуренции. Прибыли многих российских компаний могут снизиться, а некоторые фирмы рискуют обанкротиться. В самом худшем случае начнется спад экономики. Иными словами, вступление в ВТО может привести к трудностям и спаду в краткосрочной перспективе (ради ограничения этих последствий Россия и ведет долгие переговоры) и выгоде, как считают сторонники идеи, в долгосрочной перспективе.

Российская экономика переживает сегодня переход на новый качественный уровень, который открывает большие перспективы компаниям, наилучшим образом подготовленным к вступлению в ВТО, и не сулит ничего хорошего предприятиям, не соответствующим требованиям современного мира. Таким образом, можно заключить, что Россия испытает некоторый шок, который должен оздоровить нашу экономику, помочь сбросить с плеч неперспективные компании и взять из опыта государств с развитой экономикой все самое лучшее. А это, на взгляд экономистов, послужит катализатором роста ВВП и благосостояния наших граждан (по материалам http: //www. finam.ru /ana lysis/fore-casts0043F).

Главные изменения произойдут в нормативах

Попробуем осветить влияние вступления России в ВТО, с точки зрения российского производителя технических средств безопасности. Сегодня на нас серьезно влияют нормы, оставшиеся от СССР, и технические регламенты, находящиеся в разработке. К примеру, мы руководствуемся нормами, содержащими избыточные (по сравнению с другими странами) требования по количеству извещателей для защиты объекта. Это наглядно иллюстрируют годовые объемы выпуска дымовых пожарных извещателей, составляющие в Европе 13 млн шт., а в России - почти половину этого объема. Вероятно, после вступления России в ВТО может измениться жесткость этих правил. Кроме того, если мы интегрируемся в мировое сообщество с едиными требованиями, следует изменить и сами технические требования. В настоящее время существует несколько организаций, которые стараются их разработать, но, к сожалению, их деятельность не согласована. Поэтому трудно предположить, какими будут окончательные формулировки, вынесенные на обсуждение Госдумы. Сейчас необходимо координировать усилия Министерства внешнеэкономических связей РФ и правительства России, чтобы избежать явных ляпов и противоречий. Можно назвать по крайней мере 5 технических регламентов, которые разрабатываются параллельно различными организациями, но между собой они не согласованы.

Рассмотрение и принятие технических регламентов Госдумой вызывает большие опасения, поскольку имеется печальный пример регламентов в области пожарной безопасности. В указанном документе отражены не общие требования к обеспечению пожарной безопасности, а конкретные технические решения, устаревающие уже в процессе согласования и утверждения. Очевидно, что понять и оценить эти решения могут только специалисты нашей отрасли, а не высший законодательный орган. Кроме того, эти решения не могут отразить все разнообразие существующих на сегодняшний день компонентов и комплектующих систем обеспечения безопасности. И совсем скоро, когда возникнет необходимость внести изменения, их надо будет вновь согласовывать на федеральном уровне.

Таким образом, главные изменения мы ожидаем со стороны регламентов, а не со стороны конкурентов. Наша индустрия должна гордиться своей защищенностью от прихода западных производителей, хотя опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Это случается главным образом из-за снижения экспортных пошлин, открывающих широкую дорогу импортным товарам на отечественный рынок.

Особенности национального страхования

С серьезными проблемами выживания столкнутся также российские банки и страховые компании, поскольку ВТО требует открытой международной конкуренции и обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг. Открытие филиалов иностранных финансовых и страховых компаний предоставит российским гражданам и организациям возможность пользоваться более крупными, "длинными" и "дешевыми" кредитными ресурсами и более качественными услугами. Приход на рынок пожарной безопасности России иностранных страховых компаний представляет серьезную угрозу недобросовестным производителям и несознательным заказчикам. Сегодня строгость Федерального закона "О пожарной безопасности" и жесткость требований НПБ ко всем без разбора приводят к тому, что большинство потребителей выбирают технику по единственному принципу - ценовому. Они не хотят устанавливать автоматическую систему пожарной сигнализации - их вынуждают! Будут ли они рассматривать технические характеристики, надежность аппаратуры, репутацию производителя, качество монтажа, обслуживания? Ответ очевиден: нет, им нужна лишь защита "от пожарного, а не от пожара". Наверное, это ключевой момент. Разумеется, есть представители заказчиков, похожие своим подходом на европейских клиентов, большинство из которых добровольные, заинтересованные потребители. Сегодня в Европе именно страховые компании больше всего волнует реальная работоспособность противопожарной системы, то есть вся цепочка: выбор оборудования - проектирование - монтаж - пусконаладка - обслуживание. Именно страховые компании поддерживают и финансируют разработку и совершенствование таких норм, как, например, EN54.

В большинстве стран Европы нормативно обоснованы требования к противопожарным системам таких объектов, как гостиницы, аэропорты, больницы, школы. А как же административные здания, муниципальные, государственные или частные производства, склады? Только если управляющий имуществом сам проявит сознательность или получит хорошие скидки от страховых компаний, принимающих на себя ответственность при пожарах. Как раз второе обстоятельство является истинной мотивацией принятия решения о необходимости использования систем пожарной сигнализации (ведь не всем странам повезло с выделением бюджетных средств на научную работу учреждений, аналогичных отечественному ВНИИПО).

Под эгидой и на средства крупнейших страховых компаний создаются технические комитеты, куда входят представители ведущих специализированных производителей, которые, конечно, в курсе последних технических тенденций, имеют богатый опыт общения с потребителями и службами эксплуатации. Неудивительно, что стандарт EN54 достаточно часто "освежается" и имеет минимальный отрыв от последних технических достижений пожарной автоматики.

Вернемся к рынку безопасности и сравним, на что сегодня опирается российский бизнес и что лежит в основе бизнеса иностранных компаний.

Преимущества резидентов и нерезидентов

К сильным сторонам резидентов относятся:

  • Административный ресурс. Как известно, чем масштабнее бизнес, тем больше он зависит от этого фактора.
  • Дешевая рабочая сила. По уровню заработной платы нам уступают лишь Китай и страны третьего мира.
  • Дешевые энергетические ресурсы. Такого богатого ресурсного наследства не доставалось от "предков" ни одной стране мира.
  • Дешевые научные специалисты, доставшиеся нам в наследство от СССР, поскольку в советское время наука развивалась не "для", а "во имя" доказательства превосходства социалистической системы.
  • Мягкие экологические требования. Для сравнения: в России нет партии "зеленых", а в Германии, например, они составляют 30% в парламенте. Столь значительное представительство экологической партии в парламенте оказывает заметное влияние на законодательство страны. Чтобы наладить в Германии "вредное" производство, нужно построить очень дорогие очистные сооружения и платить высокие налоги.

Преимущества нерезидентов:

  • Больший управленческий опыт. На Западе предприниматели несколько сотен лет живут в условиях капитализма. Люди там рачительные, они накапливают опыт, создают на его основе стандарты, а затем разрабатывают с их учетом производственные и управленческие технологии. Этими технологиями пользуются массово: заказывают их внедрение у соответствующих фирм и занимаются своим бизнесом. В России же не сложилась традиция использования готовых управленческих решений, поэтому большинство предприятий строят свои системы управления собственными силами.
  • Применение современных производственных и управленческих технологий.
  • Превосходство в производительности труда. Использование новейших технологий приводит к четырехкратному (в среднем) превосходству американских компаний над российскими в производительности труда.
  • Наличие более доступных финансовых ресурсов.

(По материалам http://www.martex.ru/938)

Задачи Всемирной торговой организации

ВТО ставит своей главной задачей наполнить рынок качественными товарами за минимальную цену, то есть прежде всего эта организация защищает интересы и права покупателей продукции. Чем качественнее товар, тем выше конкурентоспособность страны-изготовителя в данной организации, тем больше возможности ее выхода на различные рынки. При этом страна подвергается рискам и жесткой конкуренции по соответствующему виду товаров. Получается, что, с одной стороны, страна на определенных условиях на переходный период открывает свой рынок, но взамен получает рынки других стран, где она должна бороться по принципам здоровой конкуренции, производя качественную продукцию. В целом ВТО рассматривает процесс вступления в свои ряды нового государства не как одномоментный акт, а как постепенный переход, при котором сначала подписывается некий протокол согласований по каждой позиции. Любая страна имеет право обозначить позиции, являющиеся основными для переговоров. По сути каждая обозначенная позиция -это требование страны, вступающей в ВТО, учитывать интересы ее экономики.

(По материалам журнала "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование" № 1 (10) 2001 г. http://dpr.ru/journal/journal 8 11 .htm)

Что будет, когда на отечественный рынок придут нерезиденты?

После прихода на наш рынок иностранных предприятий-ветеранов, которые десятки и сотни лет выживают в жестокой борьбе на суровом капиталистическом рынке, нас ожидает усиление конкуренции, хотя, как было сказано выше, сегодняшний уровень отрасли безопасности позволит составить достойную конкуренцию международному бизнесу. Основные ожидания:

  • рабочая сила подорожает, потому что нерезиденты предложат высокие зарплаты и лучшие специалисты перейдут к ним;
  • подорожают энергетические ресурсы. Это и условие вступления в ВТО, и логика развития рыночной экономики;
  • лучшие научные умы потянутся к нерезидентам за реализацией своих идей. Нерезиденты предложат финансирование нашей науки и в результате купят ее;
  • экологические требования ужесточатся, потому что законодательство РФ будет постепенно приводиться в соответствие с международными нормами.

Иными словами, наши сильные стороны будут нивелироваться, а преимущества нерезидентов выйдут на первый план и станут одним из факторов успеха на новом международном российском рынке. Иностранные компании переместят производство в Россию, принесут самые современные технологии и будут пользоваться нашими дешевыми рабочей силой и энергетическими ресурсами. Это даст им возможность получить конкурентное превосходство. А наличие более "длинных" и "дешевых" финансовых ресурсов позволит им быстро развернуть свой бизнес.

Тем не менее на этом фоне отрасль пожарной безопасности, являющаяся сегодня самой прогрессивной из всех отраслей приборостроения России и добившаяся лучших технических и технологических результатов, имеет прочные позиции.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2006
Посещений: 9101

  Автор

Себенцев Д. А.

Себенцев Д. А.

Член ТК 439 Госстандарта РФ

Всего статей:  1

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций