Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Порядок технического обслуживания пожарной сигнализации

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Порядок технического обслуживания пожарной сигнализации

Система пожарной сигнализации (СПС) требует строгого соблюдения правил эксплуатации, в том числе проведения обязательного технического обслуживания (ТО). При несрабатывании пожарной сигнализации могут пострадать люди, а при ложном срабатывании и последующей активации систем пожаротушения может быть нанесен ущерб имуществу защищаемого объекта. Статистика свидетельствует, что основными причинами отказов или ложных срабатываний в СПС и СОУЭ являются несвоевременное обслуживание или нарушение условий эксплуатации
Игорь Путилин
Заместитель генерального директора по маркетингу НВП "Болид"

Согласно действующим нормативным документам в области пожарной безопасности практически все общественные, производственные и административные здания и сооружения оборудованы системой пожарной сигнализации.

Нормативные требования и ответственность

СПС начинает использоваться по назначению сразу после ее сдачи в эксплуатацию. При этом в соответствии со статьей 61 Постановления Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г. "О противопожарном режиме" собственник объекта или руководитель организации обеспечивает исправное состояние СПС и организует ежеквартальную проверку ее работоспособности. Для решения этих задач статьей 63 вменяется проведение регламентных работ по техническому обслуживанию в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей. Ответственность за неисполнение требований пожарной безопасности в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" несут:

  • собственники имущества;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.

В зависимости от характера нарушений и его последствий, они могут быть привлечены к ответственности: дисциплинарной (замечание, выговор, увольнение); административной (предупреждение, штраф, дисквалификация, приостановление деятельности); уголовной (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы). Это подтверждается практикой судебных разбирательств ряда пожаров, ставших известными широкой общественности.


Таким образом, перед ответственными лицами объекта, где установлена и эксплуатируется система пожарной сигнализации, возникает ряд насущных вопросов:

  1. Кто может обслуживать СПС?
  2. Как составить годовой план-график ТО?
  3. Что входит в проверку работоспособности СПС?
  4. Как оценить стоимость работ по ТО?

Лицензирование работ по ТО

Проводить техническое обслуживание системы пожарной сигнализации может только организация, имеющая лицензию в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1225 от 30.12.2011 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений". Для проведения работ по ТО в организации должен быть подготовленный персонал, квалификация которого удовлетворяет требованиям, указанным либо в инструкции по эксплуатации СПС, либо в эксплуатационной документации на приборы и устройства, входящие в состав СПС. Работы по техническому обслуживанию проводятся на договорной основе. Наличие договора на проведение работ по ТО СПС не снимает ответственности с руководителя объекта за обеспечение ее работоспособности. Приложением к договору служит план-график работ.

Составление плана-графика

Годовой план-график регламентных работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации включает в себя:

  1. Перечень регламентных работ для каждого месяца.
  2. Состав каждого вида регламентных работ (технологические карты).

Периодичность регламентных работ по ТО СПС описана в Методических рекомендациях, выпущенных в 1999 г. ВНИИПО МВД России: "Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля". Однако в данных рекомендациях, по понятным причинам, не описаны технологические карты для каждого вида регламентных работ, так как они зависят от специфики оборудования заводов-производителей. Найти информацию для составления технологических карт можно в эксплуатационной документации производителей (паспортах, инструкциях). Следует учитывать разницу между регламентными работами по обслуживанию конкретного устройства и системы пожарной сигнализации. Нельзя пренебрегать учетом взаимосвязи устройств в СПС или связи СПС с другими противопожарными системами. В противном случае тестовая проверка дымовых пожарных извещателей может, например, закончиться автоматическим пуском системы оповещения или пожаротушения. Таким образом, технологические карты для регламентных работ технического обслуживания пожарной сигнализации разрабатываются для каждого объекта индивидуально. Квалифицированно выполнить эту работу может проектная или обслуживающая организация на основании проектной (или исполнительной) документации и документации заводов-производителей.

Проверка работоспособности

Регламентные работы должны обеспечивать достаточный объем операций для ежеквартальной проверки работоспособности СПС. В нее входят:

  1. Проверка основного и резервного источников питания.
  2. Контроль технических средств автоматики в дежурном режиме и режиме диагностики.
  3. Проверка работоспособности пожарных извещателей.

Акт проверки работоспособности составляется в свободной форме на основании проведенных работ по ТО и подписывается представителями объекта и обслуживающей организации.

Оценка стоимости работ

Сметный расчет стоимости работ по техническому обслуживанию является важным приложением к договору между организацией, где эксплуатируются СПС, и обслуживающей организацией. В случае, если работы по ТО финансируются из бюджетных средств, сметный расчет является обязательным.

В сметных расчетах стоимости работ по ТО СПС используются два метода: базисно-индексный и ресурсный. При базисно-индексном расчете применяются базовые расценки в рублях, которые пересчитываются в текущие цены с применением коэффициентов пересчета. При ресурсном подходе оцениваются трудозатраты специалистов, которые затем пересчитываются в стоимость работ с учетом их тарифных ставок. Как правило, выбор метода расчета и нормативной базы для расчета производится организацией – заказчиком услуг по техническому обслуживанию.

В бюджетных организациях Москвы для сметного расчета технического обслуживания широко применяются Территориальные сметные нормативы ТСН 2001.14, в которых оценка произведена в базисных ценах по состоянию на 01.01.2000 г. Комитет Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов утверждает ежемесячный "Сборник коэффициентов пересчета в текущий уровень сметной стоимости строительно-монтажных работ, определенной в нормах и ценах ТСН-2001".

При выборе нормативов в регионах следует учитывать содержание Письма Министерства регионального развития РФ от 6 апреля 2009 г. № 9737-СМ/08. В нем сказано: "Работы по техническому обслуживанию оборудования не относятся к работам, выполняемым при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте действующих предприятий, а также зданий и сооружений. Сметные нормативы по указанным работам не входят в имеющуюся сметно-нормативную базу по ценообразованию в строительстве. Сметная стоимость работ по текущему, капитальному ремонту, наладке и техническому обслуживанию оборудования на действующих предприятиях определяется по ведомственным или региональным нормативным документам (прейскурантам) на данные виды работ. В случае отсутствия в ведомственных или региональных нормативных документах отдельных видов работ допускается использовать технологически близкие сметные нормативы на пусконаладочные работы, введенные в действие Госстроем России и применяемые при строительстве новых, реконструкции и капитальном ремонте действующих предприятий, а также зданий и сооружений".


Одним из ведомственных нормативов является Прейскурант № 2661 001–92. "Система технического обслуживания и ремонта технических средств и систем пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной, и охранно-пожарной сигнализации", разработанный МГО "Защита" и использующий базовые расценки 1992 г. Для пересчета стоимости работ в текущие цены применяются поквартальные коэффициенты пересчета, которые предоставляют по запросу региональные центры по ценообразованию в строительстве.

Ведомственным нормативным документом, опирающимся на ресурсный метод расчета, является РТМ 25.488–82. "Установки пожаротушения автоматические и установки пожарной, охранно-пожарной сигнализации, нормативы численности персонала, занимающегося техническим обслуживанием и текущим ремонтом". В нем произведено нормирование обслуживания и текущего ремонта СПС и СОУЭ по численности персонала. Для расчета трудозатрат в человеко-часах расчетное количество электромонтеров умножается на среднемесячный ФОТ и на почасовую ставку. Затем с учетом накладных расходов обслуживающей организации, ее нормы прибыли и НДС производится окончательный расчет стоимости работ по ТО.

Ресурсный метод может быть также применен, если производитель привел в документации расчет норм времени для операций в технологических картах. Опираясь на эти сведения, можно получить наиболее точный расчет сметной стоимости ТО.

Полезные сведения

Существует два основных вида автоматической пожарной сигнализации: неадресная и адресная. В неадресной СПС, как правило, применяются пороговые дымовые извещатели. Это простые приборы, формирующие сигнал о пожаре в случае превышения заданного уровня задымления в дымовой камере. Дымовая камера – конструктивный элемент, подверженный воздействию окружающей среды, и поэтому она со временем запыляется, особенно быстро в производственных помещениях. Чем больше уровень запыленности камеры, тем больше вероятность ложного срабатывания прибора. Поэтому данный тип извещателей требует обязательной периодической чистки от пыли и других отложений на стенках дымовой камеры. К сожалению, для данного типа извещателей невозможно эмпирически оценить или инструментально измерить ни уровень запыленности, ни результат профилактической чистки. Поэтому традиционно периодичность чистки составляет 1 месяц или определяется опытным путем по наличию ложных срабатываний. Таким образом, имеется высокая вероятность ложных срабатываний из-за загрязнения извещателя, особенно в начале эксплуатации.

В адресных СПС применяются дымовые извещатели, способные формировать предупреждение о своей запыленности. Это позволяет для данного типа СПС перейти от обслуживания по планово-предупредительной схеме к обслуживанию "по заявке". Получателем предварительного сигнала о необходимости обслуживания целесообразно сразу выбрать обслуживающую организацию, параллельно протоколируя информацию в журнале событий СПС.

При организации технического обслуживания системы пожарной сигнализации не следует пренебрегать документированием. Основным документом, который требует регулярного заполнения, является журнал регистрации работ по техническому обслуживанию СПС. Он заполняется обслуживающей организацией, визируется представителем объекта и хранится на объекте. Современные системы пожарной сигнализации поддерживают электронный журнал событий, в котором могут быть зафиксированы процедуры технического обслуживания. Данная опция полезна для контроля ТО со стороны ответственных представителей объекта.

В период выполнения работ по техническому обслуживанию, связанных с отключением элементов СПС, руководитель организации обязан принять необходимые компенсационные меры по защите объектов от пожаров (инструктаж сотрудников, постоянное присутствие дежурных и пр.).

Передовой опыт

В помощь руководителям организаций, где эксплуатируются СПС, и организациям, оказывающим услуги по техобслуживанию СПС, в 2015 г. было разработано Методическое пособие "Техническое обслуживание системы пожарной сигнализации и СОУЭ 1 и 2 типа в ИСО "ОРИОН". В нем нашли подробное освещение все вопросы, затронутые в данной статье, применительно к продукции компании "Болид". Материал пособия рассмотрен и согласован ФГУП ВНИИПО МЧС России. В настоящее время это пока единственный документ подобного рода, инициативно разработанный производителем противопожарных систем.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2015
Посещений: 15235

  Автор

Игорь Путилин

Игорь Путилин

Заместитель директора по маркетингу компании "Болид"

Всего статей:  9

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций