В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
На первом этапе работы был проведен сравнительный анализ нормативно-правовых актов и нормативных документов стран-участниц Таможенного союза, регулирующих подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности.
Были рассмотрены также нормативные документы Таможенного союза и нормативные документы в области пожарной безопасности, принятые в Беларуси и Казахстане для подтверждения соответствия продукции, ряд национальных и межгосударственных стандартов в области пожарной безопасности.
Анализ существующей и разрабатываемой нормативной базы показал, что при создании проекта технического регламента следует учесть, что в этой сфере не действует национальное законодательство, в том числе и российский закон о техническом регулировании.
Наиболее логичным шагом при разработке технического регламента представляется принятие за его основу действующих технических регламентов в этой области государств-участников Таможенного союза при условии гармонизации их требований. Однако рассмотрение таких регламентов выявило, что имеется ряд проблем для их использования в том или ином виде. Так, для документов в этой сфере не принят системный подход, включая принципы и классификацию объектов подтверждения соответствия, и широта охвата номенклатуры продукции, к которой предъявляются обязательные требования в области пожарной безопасности.
По своей сути рассмотренные документы являются сводами правил в довольно узких областях. Этих недостатков частично лишен российский "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В результате анализа наиболее целесообразной была признана разработка технического регламента Таможенного союза на базе этого документа. Однако российский "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не лишен определенных недостатков при использовании его только в целях подтверждения соответствия продукции. Он имеет большую направленность в сторону нормирования объектов защиты, чем в сторону подтверждения соответствия продукции.
Это выражается и в отсутствии конкретных, явно выраженных требований к пожароопасным свойствам веществ, материалов, защитным свойствам строительных конструкций, целевым показателям средств защиты от пожаров, влияющим на их эффективность, и в недостаточно полной классификации средств защиты от пожаров, что, в свою очередь, не позволяет полно идентифицировать объекты обязательного подтверждения соответствия и дифференцировать требования.
Для устранения этих недостатков из исходного документа в первую очередь были исключены положения, не касающиеся непосредственно подтверждения соответствия продукции. Это, например, требования к пожарной безопасности объектов защиты (к производственным объектам, поселениям и городским округам). Классификация объектов подтверждения соответствия переработана так, чтобы обеспечить их однозначную идентификацию не только в процессе сертификации или декларирования, но и в период ее обращения на рынке для облегчения сопоставления продукции с документом, подтверждающим ее соответствие.
Еще одной существенной проблемой использования российского "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" в качестве базы для разработки является наличие в нем требований к зданиям и сооружениям как к виду продукции. Поскольку в ст. 2 российского закона о техническом регулировании к регулируемой продукции относятся эти объекты, то в рамках российского законодательства это оправдано. Однако документы Таможенного союза не подразделяют требования к продукции на те, для которых достаточно принятых схем подтверждения соответствия (декларирования и сертификации), и те, для которых необходимы другие формы оценки соответствия. В то же время в документах Таможенного союза установлено, что на территории государств-участников не применяются обязательные требования к продукции, не включенной в единый перечень.
Эта проблема была решена введением в проект разграничения полномочий документов различного уровня при оценке соответствия такого вида продукции, как здания и сооружения. Проектом технического регламента устанавливается, что в отношении зданий, сооружений и строений должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные национальными законодательствами государств-участников Таможенного союза.
Однако такие виды продукции, как строительные и отделочные материалы, строительные конструкции, пожарная безопасность которых чрезвычайно важна из-за риска больших людских потерь при пожарах, не могли быть исключены из сферы действия разрабатываемого проекта. В соответствии с этой концепцией в проект технического регламента были включены требования к строительным и отделочным материалам, применяемым на путях эвакуации зданий и сооружений общественного назначения и огнестойким строительным конструкциям.
Поскольку российский "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" создавался на основе российского же закона о техническом регулировании, ряд норм этого закона и связанных с ним документов, имеющих прямое действие, не включался в этот документ. В то же время некоторые из них необходимы для описания процедуры подтверждения соответствия.
В связи с этим одним из направлений работы над проектом технического регламента Таможенного союза явился анализ документов на наличие таких норм и включение их в разрабатываемый документ. Это и ряд терминов и определений в области подтверждения соответствия, и положения, устанавливающие права, обязанности и ответственность участников подтверждения соответствия, а также процедуры, не описанные в законе о техническом регулировании, например порядок декларирования соответствия.
Один из важных вопросов при разработке документа – привязка его требований к нормативным документам по пожарной безопасности. Здесь имеется в виду, что, во-первых, российский закон о техническом регулировании решает эту проблему неоднозначно и, во-вторых, не позволяет использовать нероссийские документы.
Практика применения российского "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" показала, что существующих национальных стандартов явно недостаточно для описания всех необходимых требований. В связи с этим при разработке проекта технического регламента Таможенного союза использовались не только требования национальных стандартов, но и наиболее передовые требования других документов в этой области, в том числе и других стран и международных организаций.
В результате проведенной работы были разработаны:
В заключение следует отметить, что разработанный институтом проект был представлен государствам-участникам Таможенного союза и соответствующие инстанции одобрили его без существенных замечаний.
В настоящее время проект Технического регламента Таможенного союза направлен комиссией на внутригосударственные согласования.
Опубликовано: Каталог "ОПС. Охранная и охранно-пожарная сигнализация. Периметральные системы"-2012
Посещений: 8865
Автор
| |||
В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций