Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Вневедомственная охрана. Из истории создания

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Вневедомственная охранаИз истории создания

Вневедомственная охрана как независимая, специализированная, хозрасчетная организация появилась в СССР задолго до 1952 г. – еще в 1930-х гг. – в форме сторожевых артелей. История вневедомственной охраны, охраняющей мелкие объекты по договорам, начинается со сторожевых артелей кооперации инвалидов…
Владимир Лепёшкин
Полковник милиции в отставке,
заместитель председателя совета ветеранов
ГУВО МВД России

Сторожевые артели существовали практически во всех городах страны и успешно развивались. Так, в Воронеже артель "Сторожевая охрана " с численностью 84 чел. в 1945 г. к 1951 г. выросла до 876 чел. Доход в 1951 г. составил 4323 тыс. руб. Накоплений было получено 445 тыс. руб. Эта тенденция прослеживается и по другим городам. Таким образом, сложившаяся кооперативная система охраны полностью закрывала потребности городов в охране мелких объектов и имела неплохие перспективы дальнейшего расширения.

Ситуация после Великой Отечественной войны

После Великой Отечественной войны задачи восстановления и дальнейшего развития экономики страны в условиях значительных человеческих потерь в войне потребовали изыскания дополнительных резервов трудовых ресурсов, вплоть до таких необычных форм, как замена на угольных шахтах 27 500 больных и нетрудоспособных пленных немцев на находящихся в лагерях и тюрьмах МВД СССР в Германии работоспособных интернированных немцев.

Нехватка трудовых ресурсов заставила правительство обратить внимание на ведомственную охрану предприятий, учреждений и организаций. Началась многолетняя борьба государства за контроль над этой во многом теневой сферой народного хозяйства. Совет Министров СССР принимает ряд постановлений, направленных на совершенствование учета, сокращение и вывод в производственную сферу численности ведомственной охраны (Постановления СМ СССР № 2619-1088с-1946, 1076-386с-1948, 2539-999с-1949, 3851-1539с-1952, 4633-1835с-1952).

Одновременно с ведомственной охраной во всех указанных постановлениях рассматриваются вопросы создания и совершенствования работы так называемых специальных организаций на договорных началах, призванных заменить ведомственную охрану на мелких предприятиях (магазины, столовые, школы и т.п. Начался длительный эксперимент по созданию новой формы охраны. Основной целью этого эксперимента являлось сокращение численности охраны за счет устранения ведомственных барьеров, перехода на наружную, обходную форму несения сторожевой охраны, широкое внедрение технических средств охраны, использование сторожевых собак.

Но создаваемые управления охраны горисполкомов не могли конкурировать со сторожевыми артелями. В Воронеже такое управление просуществовало всего 2 года и было ликвидировано. А сторожевые артели не воспринимали идей обходной охраны и применяли ее только в местах концентрации охраняемых объектов: рынки, базы, стройки.

К 1952 г. становится понятно, что организации, отвечающие за использование трудовых ресурсов в стране, не могут справиться с министерствами и ведомствами, и тогда в свет выходит необычное Постановление Совета Министров Союза ССР от 22 августа 1952 г. № 3851-1539с "Об улучшении дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств и о сокращении ее численности" (ГАРФ ф. Р5446, оп. 106с, д. 760, с. 41– 43). В преамбуле говорится о безобразном положении с охраной в стране: непомерно разросшаяся численность охраны и огромные расходы на ее содержание, отсутствие единого руководства, планирования, контроля. Отмечается, что на начало 1952 г. на охране хозяйственных объектов было занято 1617 тыс. человек (не считая конвойной, лагерной, тюремной и пожарной охраны МВД СССР и внутренней охраны МГБ СССР). За 1951 г. государство израсходовало на содержание указанной охраны свыше 7,7 млрд руб. (в 1946 г. речь шла о менее 500 тыс. сторожей).


Принимается решение всю работу по контролю, инспектированию, совершенствованию деятельности ведомственной охраны передать в Министерство государственной безопасности СССР, создав в нем для этого специальное Главное управление. А в городах – ликвидировать все виды охраны мелких хозяйственных объектов, в том числе артели и управления охраны, и создать вневедомственную сторожевую охрану при городских управлениях и отделах милиции.

Для ГУМ МГБ СССР это постановление не является неожиданным. Назначенный в марте 1952 г. заместителем начальника Управления милицейской службы полковник милиции Николай Алексеевич Копнев активно участвует в подготовке этого и последующих постановлений.

В соответствии с принятым решением созданная правительственная комиссия в сжатые сроки подготовила предложения, которые легли в основу того самого Постановления Совета Министров СССР от 29 октября 1952 г. № 4633-1835с "Об использовании работников в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств", выход в свет которого теперь отмечается как день рождения вневедомственной охраны при органах милиции.

Постановление установило лимиты численности охраны по министерствам и ведомствам, задания по трудоустройству и переобучению по отраслям высвобождаемых сторожей, объемы сокращения ведомственной охраны до 840 тыс. чел.

Пояснялось, что инвалиды, а также лица, которые по возрасту или состоянию здоровья не могут быть использованы на производстве, должны, как правило, оставаться на работе в охране.

Постановление радикально изменило судьбу специальных государственных и кооперативных организаций охраны. Их численность – 129,2 тыс. человек – сокращалась вдвое, до 64,6 тыс. чел. и передавалась во вновь создаваемую службу вневедомственной наружной сторожевой охраны при органах милиции без сокращения числа охраняемых объектов.

Вневедомственная наружная сторожевая охрана

Для руководства службой вневедомственной наружной сторожевой охраны в Управлении милицейской службы Главного управления милиции МГБ СССР 10 ноября 1952 г. был создан отдел ВНСО численностью 12 единиц. Начальником отдела был назначен полковник милиции Павел Петрович Шорошев, начальниками отделений – полковники милиции Павел Иванович Соломатин и Николай Дмитриевич Щепин.


Вновь созданный отдел сразу включился в напряженную работу по созданию в городах страны подразделений охраны. До конца 1952 г. были подготовлены постановления СМ СССР, объявлявшие и типовые штаты городских управлений, отделов ВНСО, и положение о вневедомственной охране при органах милиции, создавались перечни подлежащих охране мелких хозяйственных объектов, дислокации постов охраны, разрабатывались, утверждались и комплектовались штаты управлений (отделов) ВНСО, проводилась работа по приему от горисполкомов управлений сторожевой охраны с имуществом, служебными помещениями, общежитиями и денежными средствами, а также личного состава с одновременным сокращением на 50%, и аналогичному приему от кооперации инвалидов охраняемых объектов и численности охраны со спецодеждой и техническими средствами охраны.

В январе 1953 г. был подготовлен проект постановления СМ СССР по дополнительному приему объектов под сторожевую охрану и включению в сферу деятельности сторожевой охраны при органах милиции рабочих и курортных поселков, дачных местностей, районных центров и товарных станций. В связи с событиями, связанными со смертью И.В. Сталина, постановление № 2636-1112с подписывается только 15 октября 1953 г. Постановление обязывало МВД СССР дополнительно принять под охрану 54 тыс. объектов, для чего увеличивалась на 25 тыс. чел. численность охраны. Постановление наделяло МВД СССР правом содержать численность управленческого аппарата подразделений охраны в пределах 4% общей численности охраны.

Первые шаги вневедомственной охраны

В конце 1953 г. основная нормативная база вневедомственной охраны была сформирована, организационные вопросы решены. Было создано 101 управление и 395 отделов ВНСО. Под охрану взято более 200 тыс. объектов. Численность вневедомственной охраны в целом по СССР составила 97 609 единиц. Эта численность просуществовала до 1959 г. в неизменном виде.

Главное управление по контролю и инспектированию ведомственной охраны после слияния МГБ и МВД в 1953 г. становится отделом, а в 1954 г. ликвидируется. Каких-либо следов деятельности этой структуры в архивах не обнаружено. Можно предположить, что его бесславный конец был связан с тем, что созданное в недрах воинской охраны, базирующейся на воинских уставах и воинских строевых подразделениях, не имеющее своих подразделений в низовых структурах, подразделение не сумело решить поставленные перед ним задачи головной руководящей структуры, призванной жесткой рукой навести порядок в ведомственной охране.


22 февраля 1955 г. было образовано МВД РСФСР. В марте в Управление милиции МВД РСФСР переходят основные специалисты в области вневедомственной охраны: Н.А. Копнев – на должность замначальника управления, П.П. Шорошев – начальником отдела службы УМ МВД РСФСР, П.И. Соломатин – замначальника отдела службы УМ МВД РСФСР. 19 мая 1955 г. приказом МВД РСФСР № 09 создается Управление вневедомственной наружной сторожевой охраны при Управлении милиции МВД РСФСР численностью 22 ед. с одной аттестованной должностью начальника, он же замначальника отдела службы УМ МВД РСФСР. Начальником УВНСО назначается полковник милиции П.И. Соломатин. Управлению передаются лимиты численности вневедомственной охраны на территории РСФСР в количестве 65 407 сторожей и 2582 ед. административного аппарата. Под охраной находится 120 тыс. объектов. ГУМ МВД СССР, лишившись основных специалистов и функций оперативного руководства подразделениями охраны РСФСР, уходит на второй план.

Период ограничений

Вплоть до 1959 г. вневедомственная охрана находится в жестких рамках установленной численности охраны и сметных ограничений. В первые годы самостоятельной работы Управление ВНСО при УМ МВД РСФСР ищет пути выхода из сложившейся кризисной ситуации. Налаживаются рабочие контакты с Советом Министров, Минфином и Госпланом РСФСР. В связи с многочисленными просьбами региональных органов власти, министерств и ведомств о приеме под охрану новых объектов делаются безуспешные попытки наделения Совета Министров РСФСР правами изменения численности вневедомственной охраны.


И вот в 1957 г. Минфин СССР, убедившись в неэффективности своих попыток управления численностью ведомственной охраны, выносит на рассмотрение проект постановления СМ СССР, в котором предлагается снять ограничения по приему объектов под вневедомственную охрану, а также передать вневедомственной охране функции инспектирования ведомственной охраны, разработки нормативных документов в области охраны, а также разработки технических средств охраны. Одновременно на советы министров союзных республик возлагалась обязанность производить сокращения численности охраны. Этот проект встретил резкое сопротивление со стороны МВД СССР, которое дважды давало отрицательное заключение о результатах деятельности вневедомственной охраны и предлагало передать ее обратно на уровень городских органов власти. Удивительно, что было отвергнуто предложение Минфина об использовании телефонной сети для целей охранной сигнализации, то есть создания централизованной охраны. Но через год Минфин СССР вновь направил доработанный проект постановления в советы министров союзных республик.

Управление ВНСО по поручению СМ РСФСР, как, вероятно, и коллеги в других республиках, рассмотрело проект и дало положительный отзыв.

Новые горизонты

В результате в январе 1959 г. принимается с незначительными изменениями Постановление СМ СССР № 9342 "Об упорядочении охраны предприятий, организаций и учреждений". Управления (отделы) ВНСО преобразуются в управления (отделы) охраны, вводятся аттестованные должности руководящего и инспекторского состава, а также инженерно-технический персонал.

Постановление возложило на МВД СССР обязанность составления заявок на технические средства охраны и распределения этих средств между союзными республиками, министерствами и ведомствами СССР. Разработка и производство ТСО по заявкам МВД СССР возлагались на Госкомитет СМ СССР по радиоэлектронике.

Это был прорыв!

Начался бурный прием под охрану объектов. Только за 1959 г. численность вневедомственной охраны в РСФСР возросла с 68 до 142 тыс. чел. Появившиеся в штатах управлений, отделов охраны инженеры и техники из подручных материалов в кустарных условиях изготавливали простейшие устройства сигнализации и устанавливали на объектах. Уже на 1-е полугодие 1962 г. оснащенность объектов сигнализацией возросла до 16%, а в ряде регионов и до 40%. Это сразу сказалось на уровне краж с охраняемых объектов, которые снизились в целом по РСФСР в 1961 г. более чем на 40%. В Ленинграде, Рязани, Магадане, Комсомольске-на-Амуре начали изготавливаться и устанавливаться пульты централизованного наблюдения, результатом чего стало возможным сокращение численности сторожей.

Наиболее значительный вклад в разработку ТСО внес коллектив энтузиастов Управления охраны Ленинграда под руководством талантливого конструктора и организатора Виталия Николаевича Строчкова, который разработал и внедрил в серийное производство ставший впоследствии массовым приемно-контрольный прибор "Сигнал-3", пульты централизованного наблюдения "Онега-400", "Онега-100", "Нева-60", "Нева-10", "Нева-10м", автоматизированную систему "Комета", концентраторы малой емкости "Рубин".

Численность отдела охраны при УМ МВД РСФСР возрастает с 23 до 45 чел.

13 января 1960 г. упраздняется МВД СССР. Появляется возможность укомплектовать аттестованные должности опытными работниками бывшего МВД СССР. В отделе охраны появляются бывший военный контрразведчик, специалист по инспектированию ведомственной охраны и оргштатной работе С.С. Жигалкин, профессиональный связист, бывший директор радиозавода, специалист по оперативной технике И.А. Чернышев, работники кадрового аппарата ГУМ МВД СССР И.И. Перепечко, М.А. Григорьев и др.

Руководителем отдела назначается специалист по оргштатной работе П.К. Лазарев.

30 августа 1962 г. МВД РСФСР преобразуется в Министерство охраны общественного порядка РСФСР. Управление милиции преобразуется в Главное управление милиции, а отдел охраны – в управление охраны.

В 1962 г. указанием министра внутренних дел РСФСР № 66-10/187а в штаты низовых подразделений охраны вводятся должности техников для обслуживания сигнализации и дежурных-диспетчеров для пультов централизованного наблюдения.

Техническая революция

Эффективность использования технических средств охраны становится очевидной. 13 февраля 1962 г. Комиссия по текущим делам Президиума Верховного Совета РСФСР принимает решение о подготовке постановления СМ РСФСР по вопросам разработки, производства и внедрения технических средств охраны и охранной сигнализации. 18 мая выходит в свет Постановление СМ РСФСР № 670 "О мерах по внедрению технических средств охраны на объектах, охраняемых ведомственной военизированной и сторожевой охраной и вневедомственной сторожевой охраной".

Постановление перевело в практическую плоскость вопросы производства и внедрения ТСО, установило задания по выпуску аппаратуры, разрешило использование предприятиями и организациями денежных средств на внедрение и эксплуатацию ТСО, обязало все вновь строящиеся и реконструируемые предприятия, базы, склады, магазины оборудовать новейшими средствами ТСО.

Постановлением было создано в составе ЦНИИПО МВД РСФСР СКБ с опытным производством. На Министерство связи РСФСР возлагалась обязанность выделения емкостей в телефонных сетях для аппаратуры централизованного наблюдения, места для аппаратуры, предоставления действующих телефонных линий для охраны объектов.

МВД РСФСР разрешалось иметь на счетах средства на закупку аппаратуры и оплату аренды телефонных линий с последующим возмещением их хозорганами.

Постановление резко ускорило техническую революцию в охране. В 1963 г. оснащенность охраняемых объектов средствами сигнализации возросла до 29%. На объектах ведомственной охраны также оснащенность выросла в 1962 г. с 1,8 до 12,7%. За год стало возможным сократить 22 тыс. ед. охраны из общей численности 220 тыс. ед.

Совещание руководителей вневедомственной охраны

В 1964 г. по инициативе начальника Главного управления милиции МООП РСФСР, комиссара милиции 3-го ранга Андрея Михайловича Волкова проводится республиканское совещание руководителей вневедомственной охраны по итогам 1963 г. На рапорте с просьбой разрешения на проведение совещания министр, генерал внутренней службы 2-го ранга В.С. Тикунов пишет резолюцию: "Докладчиком утвердить тов. Волкова. Доклад сделать острым и требовательным". Представительность совещания побила все рекорды! В совещании приняло участие почти 500 человек, в том числе все руководство МООП РСФСР во главе с Министром В.С. Тикуновым, 13 человек от ЦК КПСС во главе с завотделом административных органов Н.Р. Мироновым, 3 человека от СМ РСФСР, Совнархоз СССР, РСФСР – 29 человек, Министерство финансов СССР, РСФСР – 13 человек, Госплан РСФСР – 8 человек, от министерств и ведомств СССР, РСФСР – 35 человек, аппарат МООП РСФСР – 94 человек, ГУМ МООП РСФСР – 39 человек, УООП Мосгорисполкома – 27 человек, УООП Мособлисполкома – 26 человек, представители МООП союзных республик – 13 человек, руководители управлений, отделов охраны при МООП-УООП АССР, краев и областей – 93 человека, Управление охраны при ГУМ МООП РСФСР – 54 человека, СКБ ЦНИИПО – 16 человек, Всесоюзный трест противопожарной автоматики – 12 человек и др.

На совещании выступил начальник Главного управления милиции МООП РСФСР комиссар милиции 3-го ранга Андрей Михайлович Волков, который отметил высокие темпы развития охраны, возросшую роль охраны в профилактике имущественной преступности, положительную роль инспектирования ведомственной охраны.

Но основную часть выступления заняли вопросы внедрения технических средств охраны. Было указано, что в 1961 г. насчитывалось 12 700 объектов, оборудованных сигнализацией, или 5,7%, и по состоянию на 1 июля 1964 г. их стало 88 тыс., или 40% к их общему числу, а к началу совещания оснащенность достигла 50%.

За счет лучшей организации службы и внедрения технических средств за последние 3 года численность вневедомственной сторожевой охраны сокращена на 44 тыс. единиц, в результате сэкономлено более 22 млн рублей.

А.М. Волков с гордостью сообщил, что для оснащения средствами сигнализации охраняемых объектов Министерство охраны общественного порядка РСФСР на 1965 г. разместило заказы на изготовление 50 тыс. приборов "Сигнал-3", 16 тыс. приборов "Иртыш-М", 1000 комплектов пультов централизованного наблюдения "Сирень-1", 10 тыс. комплектов фотоэлектрических датчиков "Герань", 10 тыс. комплектов емкостных датчиков "Мимоза", 400 комплектов контрольно-приемных приборов "Енисей", 1000 комплектов объемных датчиков и 1 млн контактных датчиков.

Ночная милиция

Развитие централизованного наблюдения за охраняемыми объектами потребовало и создания оперативного реагирования на сигналы тревоги. В Ленинграде и Москве появились новые формы охраны в виде автомотопатрулирования, что было отмечено в докладе А.М. Волкова. Но в 1963 г. эта инициатива не встретила понимания в Правительстве РСФСР. После совещания ситуация изменилась, и Совет Министров РСФСР издает распоряжения о проведении экспериментов по организации милицейской патрульной охраны: № 334-рс от 31 августа 1964 г. в Ленинграде, № 258-рс от 8 февраля 1965 г. в Подольске, Климовске и Домодедово Московской области и № 4007-рс от 7 октября 1965 г. во Всеволжске, Выборге, Гатчине, Бокситогорске, Ломоносове и Луге Ленинградской области. Эксперимент дал положительный результат, и в 1967 г. вышло распоряжение СМ СССР № 1026, разрешающее введение в штат подразделений вневедомственной охраны рядового и младшего начальствующего состава милиции. Тем самым было положено начало ночной милиции.

Вневедомственная охрана Союза ССР

В сентябре 1966 г. принимается решение о возвращении к союзно-республиканской модели управления органами внутренних дел, и на базе МООП РСФСР создается МООП СССР. Главное управление милиции упраздняется и вводится непосредственное подчинение милицейских служб МООП СССР. Новый министр охраны общественного порядка СССР Николай Анисимович Щелоков 10 ноября 1966 г. подписывает записку в ЦК КПСС № 1/609 об утверждении комиссара милиции 3-го ранга Андрея Михайловича Волкова начальником Управления вневедомственной охраны МВД СССР. Начинается новый период развития охраны, превращения ее в современную техническую и милицейскую службу.

К этому моменту уже были созданы основные механизмы развития вневедомственной охраны:

  • Снятие ограничений на рост численности сторожей за счет приема под вневедомственную охрану новых объектов.
  • Внедрение технических средств охраны и развитие централизованной охраны как основного фактора повышения надежности охраны и сокращения численности сторожей.
  • Введение необходимых должностей, в том числе и аттестованных в штаты охраны за счет пропорционального сокращения сторожевой численности.
  • Повышение самостоятельности вневедомственной охраны в распоряжении денежными средствами, получаемыми за охрану.
  • Самостоятельная разработка вневедомственной охраной новых средств охранной сигнализации и размещение заказов на их производство в промышленности.

Начинается новый, современный период деятельности вневедомственной охраны. Впереди широкомасштабная централизованная охрана, охрана квартир, разработка и массовый выпуск аппаратуры охранной сигнализации на десятках заводов, международная выставка технических средств охраны в Сокольниках, Олимпиада-80 и много других успехов.

О дальнейшей судьбе вневедомственной охраны – в следующих статьях.

Опубликовано: Каталог "ОПС. Охранная и охранно-пожарная сигнализация. Периметральные системы"-2014
Посещений: 16946

  Автор

Владимир Лепёшкин

Владимир Лепёшкин

Полковник милиции в отставке,
заместитель председателя совета ветеранов
ГУВО МВД России

Всего статей:  1

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций