Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Вневедомственная охрана в новом качестве

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Вневедомственная охрана в новом качестве

Модернизация и реформирование Министерства внутренних дел Российской Федерации продолжается второй год, но, безусловно, нынешний, 2011-й, является знаковым для всего ведомства. Это относится и к службе вневедомственной охраны, реформирование которой проводится в поэтапном режиме, начиная еще с 2004 г.
В.В. Савичев
Начальник Департамента
государственной защиты имущества
МВД России, генерал-лейтенант милиции

Закон "О полиции": изменения в структуре МВД

7  февраля 2011 г. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон "О полиции", в ст. 2 которого предусмотрено одно из направлений деятельности полиции – охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе.

В период общественного обсуждения законопроекта ни одно направление не подверглось такой критике, как это. Высказывались доводы о том, что полиция не должна заниматься обеспечением охраны имущества по договорам, поскольку это коммерческая деятельность, которая создает предпосылки для коррупции и является несвойственной для полиции функцией. Однако это мнение ошибочно.

По гражданскому законодательству, предпринимательской является деятельность, направленная на получение прибыли. Но вневедомственная охрана никакой прибыли от оказания услуг по договорам не получает, а денежные средства, полученные за обеспечение охраны имущества, в полном объеме поступают в доход федерального бюджета.

Доступность услуг охраны имущества для граждан и надежность защиты их имущества – действенные меры профилактики краж. А основной функцией полиции и является предупреждение и пресечение преступлений, защита собственности. Тем самым констатирована безусловная необходимость сохранения службы в системе органов внутренних дел.

Деятельность подразделений полиции вневедомственной охраны имеет статус государственной услуги. Плата за услуги по-прежнему зачисляется в полном объеме в федеральный бюджет согласно ст. 47 Федерального закона "О полиции".

Необходимо отметить, что в настоящее время нами разрабатывается административный регламент предоставления государственной услуги по обеспечению охраны имущества физических и юридических лиц по договорам, который устанавливает стандарт и порядок предоставления государственной услуги: перечень необходимых документов для обеспечения охраны имущества, сроки рассмотрения заявлений, основания для отказа в заключении договора на охрану имущества, проведение обследований объектов, порядок оплаты за оказание государственной услуги.

После вступления в силу с 1 марта 2011 г. Федерального закона "О полиции" были утверждены структура и штатная численность центрального аппарата МВД, в составе которого образовано Главное управление вневедомственной охраны, создаваемое на базе Департамента государственной защиты имущества и Центра оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны МВД России.

Министерством одобрены предлагаемые ДГЗИ МВД России концептуальные подходы и практические меры по оптимизации организационно-штатного построения службы вневедомственной охраны, модернизации функций и совершенствованию нормативного правового регулирования.

Перспективы и направления развития

Основные задачи и перспективы дальнейшего развития Главного управления определены следующие:

  • выработка предложений и участие в формировании основных направлений государственной политики в области охранной деятельности;
  • совершенствование нормативного правового регулирования в установленной области деятельности;
  • разработка и реализация в пределах своей компетенции мер по совершенствованию охраны имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, в том числе при чрезвычайных ситуациях и в особый период;
  • организация и проведение в пределах своей компетенции технической политики в области охранной деятельности с использованием инновационных технологий;
  • организация инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
  • организация работы по выдаче руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в их охранной деятельности, обеспечении сохранности государственной и муниципальной собственности;
  • участие в установленном порядке в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности различных категорий объектов;
  • оценка защищенности и выработка дополнительных мер по обеспечению безопасности объектов органов внутренних дел РФ от преступных посягательств;
  • осуществление контроля и организация деятельности в следующих областях: выполнение научно-исследовательской, научно-технической и научно-методологической деятельности по решению проблем защиты объектов и охраны имущества граждан и организаций различных форм собственности от противоправных посягательств; сертификация аппаратуры охранной, охранно-пожарной сигнализации и иной продукции технических средств охраны, используемой подразделениями вневедомственной охраны, в порядке, установленном законодательством РФ, и метрологического обеспечения испытаний названной аппаратуры и иной продукции технических средств охраны в установленном порядке.

Изменения в деятельности вневедомственной охраны

За последнее время служба вневедомственной охраны претерпела значительные функциональные изменения. В первую очередь это относится к переориентации предмета охраны на объекты, подлежащие обязательной охране подразделениями вневедомственной охраны. В 2010 г. охранялось 31,8 тыс. объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 1629-р.

Результатом налаженного взаимодействия службы вневедомственной охраны с региональными органами государственной власти явилось также принятие под вневедомственную охрану значительного количества критически важных для национальной безопасности объектов.

Приняты дополнительные организационные меры по усилению антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, 18 объектов этой категории, расположенных в Северо-Кавказском федеральном округе, в 2010 г. приняты под вневедомственную охрану. В прошедшем году обеспечивалась охрана периметров 64 аэропортов, имеющих статус "международный", и объектов их инфраструктуры в 53 субъектах РФ.

Мероприятия, проведенные совместно с территориальными органами государственной власти, которые осуществляют управление в сфере образования, МЧС России, органами местного самоуправления, администрациями учреждений, позволили дополнительно принять под вневедомственную охрану 2,9 тыс. объектов образовательной сферы, в том числе 805 школ, устранить недостатки по инженерно-технической укрепленно-сти на 21,1 тыс. объектах.

Введенные в практику рабочие встречи с руководителями учреждений культуры, органов исполнительной власти и местного самоуправления, уполномоченных по вопросам обеспечения защиты объектов культуры, информирование антитеррористических комиссий способствовали принятию под вневедомственную охрану 527 объектов культуры, устранению в полном объеме 2,6 тыс. недостатков в инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности.

Обеспечивается взаимодействие по вопросам функционирования и с ведомственной охраной 13 федеральных органов исполнительной власти и двумя организациями численностью около 140 тыс. работников, а также с 3,5 тыс. подразделений юридических лиц с особыми уставными задачами.
В рамках реализации мероприятий концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ и опасных грузов в 2010 г. разработан и прошел предварительные испытания опытный образец автоматизированной информационной системы "Критически важные объекты", предназначенной для обеспечения информационно-статистической поддержки мероприятий по мониторингу, обеспечения оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и предоставления информации заинтересованным органам государственной власти РФ.

В течение последних трех лет идет коренное техническое перевооружение службы, предполагающее также оптимизацию используемых ресурсов, как технических, так и людских. Экономия бюджетных средств от выполненных программных мероприятий составила почти 100 млн руб. в год.

Внедряемые программы

Принимая во внимание высокую социальную значимость профилактики имущественных преступлений, а также возможность увеличения количества преступных посягательств на имущество граждан, подразделениями вневедомственной охраны реализована Программа мер по профилактике краж из квартир и мест хранения личного имущества граждан на 2009–2010 гг., которой предписан комплекс мер по усилению профилактики преступлений в жилом секторе.

В 2010 г. в 82 регионах проведено 245 профилактических мероприятий "Безопасный дом, подъезд, квартира", в ходе которых было задействовано 242,5 тыс. сотрудников органов внутренних дел. При этом принято под вневедомственную охрану 43,1 тыс. квартир граждан.

В целях повышения уровня технической оснащенности подразделений вневедомственной охраны, обеспечивающего предоставление максимально доступных охранных услуг с высоким уровнем эффективности противостояния преступным посягательствам на охраняемое имущество, реализуется Программа технического перевооружения службы. В 2010 г. внедрено 1810 автоматизированных систем передачи извещений, в том числе 285 по радио и GSM-кана-лам. В результате с автоматизированной тактикой охраняется 83% объектов, 78,5% квартир и 86,2% мест хранения личного имущества граждан (МХЛИГ).

На 2011 г. предусмотрено довести количество автоматизированных систем передачи извещений до 96% от общего числа функционирующих на ПЦО подразделений вневедомственной охраны и увеличить долю объектов, квартир и МХЛИГ с автоматизированной тактикой взятия/снятия до 85–90% от общего числа охраняемых с помощью ПЦО.

Продолжено внедрение в подразделениях систем мониторинга подвижных объектов (СМПО). В 2010 г. для нужд вневедомственной охраны приобретено 393 диспетчерских центра и 3595 оконечных устройств СМПО.

В 240 населенных пунктах 69 субъектов РФ развернуто 463 диспетчерских центра; осуществляется мониторинг 5269 автотранспортных средств вневедомственной охраны и 5723 автомобиля юридических и физических лиц. Но основной задачей службы вневедомственной охраны было и остается проведение мероприятий, направленных на снижение уровня преступности. И каждый год это дает свои положительные результаты. Итоги прошлого 2010 г. не исключение.

Итоги 2010 г. и перспективы

В 2010 г. всего охранялось 530,4 тыс. объектов, 1387,3 тыс. квартир и 230 тыс. других мест хранения личного имущества граждан.

В целом по России за совершение краж и иных преступлений, по которым возбуждены уголовные дела в отношении охраняемого имущества, сотрудниками вневедомственной охраны задержано 7797 лиц, из них 548 – в охраняемых квартирах.

В системе единой дислокации работает 4052 группы задержания численностью 40,9 тыс. сотрудников. В 2010 г. ими выявлено 108,7 тыс. преступлений, по которым возбуждены уголовные дела с задержанием 149,6 тыс. лиц за их совершение.

В целях совершенствования системы управления силами и средствами подразделений вневедомственной охраны и дальнейшего эффективного решения задач в сфере охраны собственности в 2011 г. будут продолжены мероприятия по повышению эффективности комплексного использования сил и средств органов внутренних дел, задействованных в системе единой дислокации, за счет повышения мобильности и оснащенности нарядов групп задержания новейшими системами мониторинга и доступа к базам данных (мини-компьютерами), оперативности реагирования сотрудников экипажей групп задержания на изменение обстановки на охраняемых объектах, улицах и в других общественных местах, совершенствования их подготовки, умения грамотно действовать в различных ситуациях.

В ближайшей перспективе планируется выйти на инновационный уровень технической оснащенности, обеспечивающий предоставление максимально доступных охранных услуг с высоким уровнем эффективности противостояния преступным посягательствам на охраняемое имущество и надежности. В этих целях нами скорректированы программы технического перевооружения и объединения ПЦО, направленные на внедрение современных систем централизованного наблюдения и мониторинга, оснащение вспомогательной аппаратурой нового поколения ПЦО.

Особое внимание уделяется разработке нормативных правовых актов по обеспечению безопасности и инженерно-технической укрепленности объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.

Опубликовано: Каталог "ОПС. Охранная и охранно-пожарная сигнализация. Периметральные системы"-2011
Посещений: 14001

  Автор

Савичев В.В.

Савичев В.В.

Начальник Департамента государственной защиты имущества МВД России, генерал-лейтенант милиции

Всего статей:  7

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций