Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

ФСИН России: совершенствование системы безопасности и высокие технологии

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ФСИН России: совершенствование системы безопасности и высокие технологии

Повышение эффективности работы по профилактике преступлений стало следствием целенаправленной работы по внедрению современных систем и средств безопасности в повседневную деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. О результатах обеспечения безопасности подведомственных учреждений и объектов, профилактики побегов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в 2013 г. рассказывает заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний Владислав Владимирович Цатуров
Владислав Цатуров
Заместитель директора ФСИН России,
генерал-лейтенант внутренней службы

– ФСИН России, ее учреждения и органы являются важными элементами правоохранительной системы государства. С какими результатами в части обеспечения безопасности подведомственных учреждений и объектов, профилактики побегов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, завершился 2013 год?
– Современная уголовно-исполнительная система (УИС) – это более 1000 учреждений, производственных и прочих объектов, около 90% из которых обеспечиваются вооруженной охраной.

Это свыше 600 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, и еще около 400 тыс. осужденных к наказаниям без изоляции от общества. И все они, в силу тех или иных причин став нашими подопечными, требуют постоянного, неусыпного надзора и контроля, а зачастую и охраны.

Напомню, что в соответствии с действующим законодательством обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности, охраны и конвоирования осужденных, подозреваемых и обвиняемых, относится к числу важнейших функций, выполняемых учреждениями и органами УИС.

Статистика 2013 г. свидетельствует об улучшении эффективности работы по выполнению указанных задач. Так, в частности, количество побегов из-под охраны в сравнении с 2012 г. сократилось более чем в 1,7 раза (с 12 до 7 случаев). А если сравнивать текущие данные с аналогичными показателями 1994 г., когда функции по охране исправительных учреждений были переданы в УИС от внутренних войск МВД России, то можно отметить, что за последние 19 лет количество побегов сократилось в 20 раз (со 140 до 7 случаев).

В 2013 г. действиями караулов и дежурных смен учреждений УИС пресечено 15 покушений на побег из-под охраны и проникновений в запретные зоны, не допущено побегов из исправительных колоний особого режима и тюрем, воспитательных колоний, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, при конвоировании.

На протяжении ряда лет стабильная положительная результативность присутствует в деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию. Несмотря на ежегодно происходящие случаи покушений на побег из-под охраны караулов по конвоированию, нападений на сотрудников УИС, входящих в состав этих караулов, побеги при конвоировании не допускаются уже более 9 лет.

Повышение эффективности работы по профилактике преступлений, и в том числе побегов из-под охраны, стало следствием целенаправленной работы по внедрению в повседневную деятельность учреждений и органов УИС современных систем и средств обеспечения безопасности, основанных на достижениях в области высоких технологий.

– Какая работа по совершенствованию системы безопасности проводится в учреждениях и на объектах уголовно-исполнительной системы в настоящее время? Какие инновационные решения при этом применяются?
– Перечнем поручений, данных Президентом Российской Федерации по результатам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации в феврале 2009 г., перед уголовно-исполнительной системой поставлена задача по "модернизации и оптимизации системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов", которая отражена в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р, и ряде других концептуальных документов ФСИН России.

Идея модернизации и оптимизации системы охраны заключается в том, чтобы на основе оснащения учреждений и объектов УИС современными инженерными и техническими системами и средствами безопасности добиться качественного повышения эффективности действий персонала УИС по обеспечению:

  • изоляции осужденных, подозреваемых и обвиняемых;
  • пропускного режима на подведомственных объектах;
  • физической защиты учреждений УИС от внешних источников опасности, связанных с возможностью совершения террористических актов, нападений, несанкционированных (незаконных) проникновений на их территорию.

В рамках модернизации предусмотрен и в настоящее время реализуется ряд масштабных мероприятий по следующим направлениям:

  • укрепление инженерных сооружений, образующих запретные зоны охраняемых объектов, повышение их сдерживающих свойств за счет увеличения высоты и применения современных высокопрочных материалов;
  • оснащение учреждений и объектов УИС современными техническими средствами охраны и надзора, видеонаблюдения;
  • оборудование контрольно-пропускных пунктов современными техническими системами безопасности.

Так, на объектах УИС осуществляется устройство запретных зон, образованных ограждениями высотой от 5 до 6 метров, выполненными из высокопрочных материалов. Кроме инженерных сооружений, запретные зоны оборудуются несколькими рубежами обнаружения и видеонаблюдения. Кстати, данный вариант устройства периметров исправительных учреждений появился в результате изучения опыта наших немецких коллег.

Активно прорабатывается вопрос об оснащении периметров учреждений УИС защитными электрошоковыми устройствами или, как их еще называют, электризуемыми заграждениями.

Предусматривается также оснащение караулов исправительных учреждений малогабаритными транспортными средствами, как, например, квадроциклы, что позволит повысить их мобильность, кратно увеличить скорость прибытия резервных групп к местам нарушения запретной зоны. Реализация перечисленных мероприятий позволит обеспечивать гарантированное задержание потенциального нарушителя в границах запретной зоны учреждения УИС.

– Как будет проводиться модернизация контрольно-пропускных пунктов?
– Модернизация пропускного режима предусматривает оборудование контрольно-пропускных пунктов учреждений УИС современными техническими средствами досмотра, системами контроля и управления доступом, идентификации личности. В настоящее время эта работа ведется повсеместно.

Что касается систем идентификации личности, то хочу отметить, что мы не ставим ограничений по их вариантам, которых в настоящее время представлено великое множество. Идентификация личности может осуществляться по структуре лица, сетчатке глаз, отпечаткам пальцев и ладоней и даже по рисунку вен на их тыльной стороне.

С помощью системы идентификации личности можно также определять физиологическое и психологическое состояние человека, получая информацию о таких параметрах, как частота пульса, температура тела, кровяное давление. Комплексное применение указанных опций повышает скорость и точность идентификации личности, увеличивая тем самым пропускную способность КПП, уменьшая нагрузку на часовых и снижая вероятность побега или проникновения на охраняемый объект. В целях качественного досмотра личных вещей, кроме металлообнаружителей, предусматривается применять рентгеноскопы, которые сейчас широко используются для обеспечения безопасности на транспорте (в аэропортах и на железнодорожных вокзалах).

Для досмотра транспортных средств и грузов будут применяться эндоскопы, позволяющие обеспечивать качественный досмотр трудноосматриваемых элементов автомобиля (заправочные баки, обшивка кузова и т.д.), а также тепловизоры (стеновизоры), с использованием которых можно довольно быстро обнаруживать осужденных, пытающихся совершать побеги путем укрытия в автомобилях и перевозимых ими грузах.

– Какие современные технические системы и средства безопасности применяются при выполнении служебных задач подразделениями по конвоированию?
– В рамках модернизации специальных подразделений УИС по конвоированию проводится целый комплекс организационно-практических мероприятий. И в первую очередь это, конечно, оснащение их современными специальными транспортными средствами для перевозки осужденных. Начиная с 2010 г. в распоряжение подразделений по конвоированию поступают новые оперативно-служебные автомобили для перевозки осужденных. Причем все выпускаемые сегодня спецавтомобили оборудуются системами отопления и кондиционирования, а большинство указанных машин производится непосредственно в исправительных учреждениях.

Еще одним важным компонентом является оборудование специальных транспортных средств для перевозки осужденных системами видеонаблюдения, а также системами позиционирования, мониторинга и контроля передвижения транспортных средств (проект ГЛОНАСС), создание в дежурных частях постов мониторинга и контроля передвижения транспортных средств. Практическое их исполнение позволяет в режиме реального времени обеспечивать контроль с помощью системы мониторинга местоположения специального транспортного средства и маршрута его движения, с помощью видеокамер – вести наблюдение за поведением конвоируемых лиц, выполнением своих обязанностей сотрудниками караула по конвоированию, обстановкой вокруг специального транспортного средства и передавать данные не только начальнику караула по конвоированию, находящемуся в кабине машины, но и дежурному по специальному подразделению УИС по конвоированию.

В настоящее время 672 специальных автомобиля оснащены видеокамерами, на 701 специальном автомобиле установлены средства мониторинга и навигационная аппаратура, в 22 специальных подразделениях УИС по конвоированию установлены и используются пульты мониторинга и контроля за передвижением специальных транспортных средств.

В целях фиксации правонарушений при конвоировании осужденных, подозреваемых и обвиняемых в служебную деятельность караулов по конвоированию активно внедряются средства аудио- и видеорегистрации. В 2013 г. видеорегистраторами обеспечены все плановые караулы по железнодорожным маршрутам. В настоящее время осуществляется закупка видеорегистраторов для плановых караулов по автодорожным и воздушным маршрутам конвоирования.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2014
Посещений: 14185

  Автор

Владислав Цатуров

Владислав Цатуров

Заместитель директора ФСИН России,
генерал-лейтенант внутренней службы

Всего статей:  1

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций