Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Качество безопасности и защищенности объектов транспортной инфраструктуры

Качество безопасности и защищенности объектов транспортной инфраструктуры

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Качество безопасности и защищенности объектов транспортной инфраструктуры

В настоящее время очень важным является вопрос формирования системы комплексной безопасности таких критически важных объектов, как объекты транспортной инфраструктуры, места массового пребывания людей и кластеры, их объединяющие. Источниками опасностей для таких объектов являются природные процессы и явления, элементы техногенной среды, акты незаконного вмешательства (в том числе теракты)
Владимир
Балановский
Заместитель председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по комплексной безопасности
Алексей
Авдонов
Генеральный директор ООО "Национальный аттестационный центр"
Леонид
Балановский
Руководитель направления ООО "Национальныи аттестационныи центр"

Согласно Федеральному закону № 184 от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании" безопасность – это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений. Закон определяет 11 основных опасностей.

В настоящее время рассматривается 100 видов опасностей, а государственные органы и бизнес-сообщество вырабатывают нормативные документы, регламентирующие процесс достижения защищенности объекта от наиболее вероятного деструктивного воздействия 20 факторов различной природы. Среди них – природные, техногенные факторы, акты незаконного вмешательства, "человеческий фактор" и "культура безопасности".

Виды опасностей и средства защиты

Применительно к объектам транспортной инфраструктуры (ОТИ) выделяют опасности взрывов (ВВ), химическую и биологическую опасности (ОВ). В условиях информационной войны объекты транспорта становятся целью кибертерроризма, происходит утечка информации по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок. Информационная и кибербезопасность связаны с электрической. В мировом пространстве происходит взрывное развитие угроз в области информационной безопасности, и многие модели поведения нарушителя становятся неактуальными уже через полгода – год. Анализ показал, что современные элементы информационной безопасности для защиты Московского центрального кольца (МЦК) и транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) не были предусмотрены, что может привести к крайне негативным последствиям. В то же время значительно повышают надежность функционирования ОТИ следующие факторы:

  • ориентация на поставку оборудования, программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов защиты информации;
  • оказание сопутствующих услуг по разработке инженерных и проектных решений с использованием средств защиты информации (СЗИ);
  • консультационная поддержка в области информационной безопасности (ИБ);
  • защита информационных систем (ИС), сетей передачи данных (СПД), вычислительных комплексов, автоматизированных систем управления технологическими процессами;
  • противодействие кибертерроризму;
  • защита внутренних ресурсов организаций от атак из сети Интернет;
  • противодействие электронному мошенничеству.

Средства защиты информации охватывают все области работы ОТИ и обеспечивают все потребности в работе с информацией: создание, обработку, передачу, хранение, верификацию. Они защищают ее на автоматизированных рабочих местах (АРМ), в сетях и каналах связи, в системах хранения и на носителях, в центрах обработки от несанкционированных доступа, копирования, обработки, подмены, удаления, а также от угроз, связанных с атаками на публичные сетевые ресурсы ОТИ.

Электромагнитное оружие и "домино" вместо шахидов

В настоящее время появились и угрозы применения электромагнитного оружия, дистанционно наводящего токи высокого напряжения в электрическом и электронном оборудовании. Появились новые носители ВВ и ОВ – беспилотные летательные аппараты (БПЛА), и шахиды уже не нужны.

С другой стороны, происходят массовые нарушения миграционной и антикоррупционной безопасности, закона о защите персональных данных. Практически все акты незаконного вмешательства (АНВ) совершаются с участием внутренних нарушителей (пособников). АНВ проводятся массированно одновременно по нескольким направлениям по типу "домино" диверсионно-разведывательными группами с использованием различных деструктивных методов. Происходит маскировка актов конкурентной борьбы, в том числе международного масштаба, под действия природного, техногенного характера. Отсутствие адекватных мер противодействия не позволяет обеспечивать надлежащий уровень безопасности критически важных объектов, таких как объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ), места массового пребывания людей (торгово-развлекательные комплексы, стадионы) и кластеры, их объединяющие (МЦК и ТПУ), в условиях повышенного риска АНВ, в том числе терактов (в первую очередь, при проведении чемпионата мира по футболу в 2018 г.).

Акт незаконного вмешательства – это противоправное действие (или бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности объекта, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб, либо создавшее угрозу наступления таких последствий.


Человеческий фактор – это возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях. Культура безопасности – это совокупность характеристик и отношений, которые устанавливают, что вопросам защиты и безопасности уделяется внимание, соответствующее их значимости.

80% аварий и катастроф вызваны человеческим фактором (ошибки субъекта), а также низким уровнем культуры безопасности (ошибки объекта). В этих условиях особенно важным становится формирование систем контроля качества безопасности и культуры безопасности, которое производится на основе концепции профессиональной готовности субъектов и объектов к осуществлению деятельности по обеспечению безопасности.

Для более эффективного использования технических, материальных и человеческих ресурсов проводятся обучение основам культуры безопасности, аудиты и инспекции систем администрирования и управления персоналом в области обеспечения безопасности.

Необходимость объединения действий различных ведомств

Безопасность – это комплекс организационно-технических мер, направленных на снижение вероятности возникновения фактов угрозы жизни и здоровью, сохранность объектов инфраструктуры, безопасность окружающей среды. В нашей стране существует около 35 органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в части соблюдения законов и нормативных документов в области безопасности. В условиях резкого повышения уровня угроз для ускоренного формирования высокоэффективного комплекса безопасности необходимо использовать стратегию системного взаимодействия негативных и позитивных воздействий в следующих областях обеспечения безопасности:

  • технико-технологической;
  • антитеррористической (защита от актов незаконного вмешательства);
  • организационно-управленческой.

Обеспечение организационно-управленческого фактора безопасности охватывает вопросы:

  • готовности органов государственной власти и местного самоуправления, иных субъектов к предупреждению, действиям в ходе происшествий и кризисных ситуаций, ликвидации (минимизации) их последствий;
  • мониторинга уровня безопасности, контроля и надзора;
  • организации системы (структуры и функций) постоянно действующего государственного управления в области обеспечения безопасности;
  • заблаговременного и достаточного ресурсного обеспечения (кадры, научно-технические вопросы, финансирование);
  • организации государственно-частного партнерства при обеспечении безопасности;
  • категорирования объектов по степени уязвимости;
  • профилактики через лицензирование и сертификацию;
  • ответственности и санкций за нарушения в области обеспечения безопасности.

Противодействие различным видам опасностей осуществляется на территории кластера различными ведомствами достаточно разобщенно, при этом для снижения степени ответственности преследуются узковедомственные интересы. Параллельно функционирующие системы безопасности исключают возможность совместной подготовки и принятия решений по противодействию деструктивным воздействиям различной природы в режиме реального времени. Суммарная стоимость таких систем безопасности со своими ведомственными ситуационными центрами становится на порядок дороже комплексной системы. Хотя безопасность – не функция отдельной системы, а способность объекта в целом устойчиво работать в штатных условиях и в условиях деструктивных воздействий. Интеграция разработок, формирование комплексной безопасности должны базироваться на управлении качеством с его синергическим эффектом. Впервые термин "качество безопасности" для различных видов безопасности был введен нами в 2011 г.

Управление качеством безопасности

Принципиально новый подход к управлению объектом нацелен на соблюдение нормативно заданного уровня безопасности (качества безопасности), основан на участии всего персонала объекта и использовании специальных инженерных средств, инженерно-технических систем, аппаратнопрограммных комплексов. Такой подход направлен на достижение успеха посредством удовлетворения нормативных требований и выгод как для сотрудников объекта, так и в целом для общества.

Под управлением качеством безопасности понимается не только реализация безопасности как услуги, но и консолидация в области безопасности не использовавшихся ранее ресурсов объекта.

Принцип системности управления качеством безопасности реализуется за счет:

  • определения системы безопасности объекта путем установления процессов, влияющих на заданные цели;
  • структуризации системы безопасности объекта для достижения цели оптимальным способом;
  • понимания взаимозависимости между процессами в системе безопасности объекта;
  • непрерывного совершенствования системы безопасности объекта на базе оценки деятельности специальных инженерных средств, инженерно-технических систем, аппаратно-программных комплексов и аттестации персонала объекта;
  • установления в деятельности по безопасности объекта приоритета согласованности характеристик систем безопасности объекта и ресурсов объекта.

Основные проблемы при внедрении концепции управления качеством безопасности:

  • сопротивление персонала объекта нововведениям;
  • ограниченное понимание руководителями разных уровней взаимосвязи качества безопасности с эффективностью деятельности объекта;
  • подход к совершенствованию качества безопасности как к разовому мероприятию или очередной политической кампании;
  • придание совершенствованию качества безопасности статуса не управленческого, а статистического мероприятия (проведение мероприятий по безопасности для отчетности).

Внедрение процедур повышения качества безопасности требует коренного изменения культуры безопасности – одного из основных компонентов, определяющих уровень безопасности.


Цель управления качеством безопасности – повысить уровень и состояние качества безопасности с учетом экономических интересов объекта инфраструктуры, а также требований устойчивого развития и непрерывности бизнеса.

Основные задачи по обеспечению безопасности:

  • нормативное правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
  • определение угроз воздействия деструктивных факторов, совершения актов незаконного вмешательства, в том числе актов терроризма во всех его формах;
  • оценка уязвимости объектов инфраструктуры;
  • категорирование объектов инфраструктуры;
  • разработка и реализация требований по обеспечению безопасности;
  • разработка и реализация мер по обеспечению безопасности;
  • подготовка специалистов в области обеспечения безопасности;
  • осуществление контроля и надзора в области обеспечения безопасности;
  • информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности.

От "сплошной" защиты к расстановке приоритетов

В первую очередь работа ведется на критических элементах объектов, акт незаконного вмешательства в отношении которых может привести к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций. Переход от "сплошной" защиты объектов к защите только их критических элементов от наиболее вероятных деструктивных воздействий и внедрению "управления качеством безопасности" позволяет во много раз уменьшить вложения в безопасность и сократить сроки формирования систем защиты объектов. При этом происходит интеграция технических средств и оргмероприятий в единый комплекс, автоматизация всего цикла реагирования на угрозы от обнаружения до ликвидации и восстановления, что обеспечивает прозрачность ситуации в реальном времени.

Анализ позволяет наметить комплекс работ, при этом оптимизируется деятельность абсолютно всех участников процесса разработки систем комплексной безопасности объекта, что позволяет получить синергический эффект и улучшить производственно-экономические показатели. Это дает возможность надежно парировать деструктивные воздействия на объект факторов различной природы, значительно повысить способность локализовать последствия чрезвычайных ситуаций и ликвидировать их. Использование для оптимизации уровня безопасности объекта методов управления качеством безопасности с использованием методологии управления качеством позволяет получить синергический эффект, который при работе системы комплексной безопасности достигается при комбинации определенных признаков.

Начать подготовку к обеспечению безопасности объектов в условиях информационной войны и применения новых форм АНВ с использованием новых видов опасностей, их комбинаций и деструктивных схем типа "домино" чрезвычайно необходимо.

Особенности создания систем безопасности ТПУ

Одним из ключевых направлений становится создание принципиально новых методов и средств синтеза систем комплексной безопасности – создание методологии их построения с высокими производственно-экономическими характеристиками. Наиболее сложно решить эту задачу применительно к созданию систем безопасности транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Их строительство – очень сложная и дорогостоящая задача, особенно на существующих станциях, где существует плотная застройка и действуют градостроительные ограничения. Для Москвы эти объекты строят инвесторы, а значит, им выделяются коммерческие площади (торгово-развлекательные комплексы и другие коммерческие объекты). В процессе анализа становится ясно, что появился новый вид безопасности – безопасность архитектурно-планировочных и объемно-планировочных решений объекта. Задача осложняется тем, что законодательные акты и нормативно-техническая документация в части обеспечения безопасности ТПУ отсутствуют. Архитекторы в настоящее время разрабатывают архитектурно-планировочные и объемно-планировочные решения без учета специфических требований к ТПУ как комплексу, включающему ОТИ. Это приводит к дублированию и параллельному формированию отдельных, не связанных между собой систем безопасности объектов различных инфраструктур: ГУП "Московский метрополитен", ОАО "РЖД", МЦК, наземного городского и междугородного транспорта, городских объектов ТЭК, объектов ТРК, что не позволяет сформировать единый для всех объектов ТПУ системный подход к противодействию актам незаконного вмешательства (АНВ) и антитеррористической защите.

Управление качеством систем комплексной безопасности транспортно-пересадочных узлов с учетом безопасности объемно-пространственных решений
Разработка методологии определения производственно-экономического уровня систем комплексной безопасности с учетом специфики безопасности архитектурно-планировочных и объемно-планировочных решений по показателям стоимости и технологичности их создания, надежности, электромагнитной совместимости, а также по другим показателям, что позволяет прогнозировать динамику развития вариантов систем комплексной безопасности ТПУ и формировать перспективные требования к ним при создании новых поколений систем комплексной безопасности
Разработка методологии оптимизации структуры и параметров систем комплексной безопасности ТПУ с учетом специфики формирования безопасности архитектурно-планировочных и объемно-планировочных решений, которая позволяет вырабатывать компромиссные архитектурно-конструктивно-технологические решения в интересах всего процесса создания многоуровневых и многофункциональных систем комплексной безопасности за счет системного согласования экономического критерия оптимальности и технических показателей качества, учитывающих условия разработки, возведения и эксплуатации ТПУ
Разработка методологии структурного и параметрического синтеза, обеспечивающей оптимизацию различных вариантов межблочного комплексирования систем безопасности ТПУ и минимизацию технологических затрат на их производство, обеспечивающей возможность формирования высокоэффективных многоуровневых систем комплексной безопасности ТПУ
Разработка комплекса экономико-математических и физико-математических моделей и методик для расчета, анализа и оптимизации стоимостных и конструктивных параметров и показателей качества перспективных вариантов систем комплексной безопасности ТПУ, что позволяет формировать эффективные алгоритмы автоматизированного решения задач синтеза, отличающихся высокой размерностью и недостаточностью информации со стороны архитектурной части проекта для совершенствования принимаемых решений и генерирования вариативных предложений по оптимизации структуры проекта на всех уровнях детализации
Разработка общесистемных и частных алгоритмов синтеза вариантов систем комплексной безопасности ТПУ, основанных на применении метода дискретного программирования, ранжирования определяющих фиксируемых и управляемых параметров, эвристических приемов направленного перебора возможных вариантов и интерактивного режима обработки информации, обеспечивающих решение задач структурной и параметрической оптимизации систем комплексной безопасности ТПУ за минимальное время
Разработка принципов построения специального программного обеспечения для синтеза вариантов систем комплексной безопасности ТПУ с учетом специфики безопасности объемно-пространственных решений и организации функционального взаимодействия программных компонентов моделирования электромагнитных, теплофизических, механико-прочностных процессов для реализации системного подхода к оптимизации структуры и параметров систем комплексной безопасности ТПУ и повышения экономической эффективности, технического уровня, качества разработки и производства перспективных систем комплексной безопасности

Существенные осложнения в оптимизации построения ТПУ вызываются наличием диаметрально противоположных требований к функционированию его отдельных частей. Транспортная часть ТПУ должна создаваться с учетом минимизации времени пребывания пассажиров на территории ОТИ, в то время как основная цель ТРК – обеспечить максимальное время пребывания посетителей (потенциальных покупателей) на его территории. Соответственно, разнятся угрозы, цели и задачи нарушителей – реализаторов АНВ. Защита жизни и здоровья людей на территории ТПУ от АНВ, в том числе от терактов, возможна только с помощью реализации определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер. Уже на стадии проектирования разноплановых элементов ТПУ все меры должны реализовываться по единой методике и вне зависимости от характера объекта предусматривать общие подходы к зонированию, выявлению критических элементов. Это позволит избежать положения, когда часть готового ТПУ не имеет хозяина и лица, ответственного за реализацию мер по противодействию АНВ.

На первый план при этом выдвигаются требования по снижению сроков и стоимости разработки, подготовки и производства систем комплексной безопасности для обеспечения требований высокой скорости и защищенности передаваемой информации, электромагнитной совместимости, нормальных технологических режимов, которым ранее недостаточно уделялось внимания в зарубежных и отечественных разработках систем комплексной безопасности. Главным условием является то, что при проектировании зданий и сооружений должно быть обеспечено недопущение прогрессирующего обрушения. Не менее важен выбор применяемых отделочных материалов, которые представляют собой дополнительную опасность в случае проведения АНВ (например, витрины и элементы ограждений из стекла и керамики при разрушении образуют острые секущие края). Объемно-компоновочные решения, зонирование отдельных элементов ТПУ также должны отвечать требованиям безопасности на ранних стадиях проектирования, учитывать предъявляемые к ТПУ порой взаимоисключающие требования. Системы комплексной безопасности должны быть интегрированы в архитектурный облик ТПУ.

Повышение эффективности систем комплексной безопасности ТПУ достигается с учетом безопасности архитектурно-планировочных и композиционных решений как моделирования его внешней формы путем создания методологии синтеза многоуровневых систем комплексной безопасности ТПУ с учетом производственно-экономических показателей качества. Основные этапы работы определяются исходя из управления качеством систем комплексной безопасности.

Создание систем безопасности на основе управления качеством безопасности должно осуществляться совместно с использованием лучших практик, наилучших доступных технологий (НДТ) и энергосберегающих технологий. В этом случае систему безопасности объекта из планово-убыточной можно превратить в экономически эффективную.

Необходим переход от "сплошной" защиты объектов к защите только их критических элементов от наиболее вероятных деструктивных воздействий, к внедрению управления качеством безопасности, что позволяет во много раз уменьшить вложения в безопасность и сократить сроки формирования защиты объектов. При этом происходит интеграция технических средств и оргмероприятий в единый комплекс на основе политики безопасности объекта, автоматизация всего цикла реагирования на угрозы от обнаружения до ликвидации и восстановления, что обеспечивает прозрачность ситуации в реальном времени.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2017
Посещений: 2736


  Автор
 

Владимир Балановский

Заместитель председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по комплексной безопасности

Всего статей:  2


  Автор
 

Алексей Авдонов

Генеральный директор ООО "Национальный аттестационный центр"

Всего статей:  1


  Автор
 

Леонид Балановский

Руководитель направления ООО "Национальныи аттестационныи центр"

Всего статей:  1

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций