Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Консолидация отрасли пожарной безопасности и новации отраслевого законодательства

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Консолидация отрасли пожарной безопасности и новации отраслевого законодательства

Создание Федеральной Палаты пожарно-спасательной отрасли и обеспечения безопасности знаменовало юридическое рождение пожарно-спасательной индустрии в России. В 2013 г. были заложены основы повышения качества технических средств, поставляемых на рынок. О совершенствовании отраслевого законодательства, создании публичного реестра добросовестных поставщиков и другой деятельности членов Федеральной Палаты в интересах обеспечения безопасности общества и бизнеса рассказывает председатель ОООР "Федеральная Палата пожарно-спасательной отрасли и обеспечения безопасности" Алексей Евгеньевич Додонов
Алексей Додонов
Председатель ОООР "Федеральная Палата
пожарно-спасательной отрасли и обеспечения безопасности"

– Расскажите об успехах работы Федеральной Палаты пожарно-спасательной отрасли и обеспечения безопасности в 2013 г. Какие достижения Федеральной Палаты в развитии пожарно-спасательной отрасли можно отметить?
– Первым достижением стало само создание Федеральной Палаты, когда ведущие компании отрасли решили консолидироваться для решения общих задач. И это решение было поддержано на отраслевом съезде 15 февраля 2013 г. Акт создания Федеральной Палаты является ключевым элементом – впервые пожарно-спасательная отрасль получила свою юридическую основу. Фактически можно сказать, что вместе с созданием Федеральной Палаты отрасль получила свое юридическое рождение. Естественно, отрасль существовала и ранее, но никогда не имела консолидирующего начала, поскольку еще в период Советского Союза была распределена по всем направлениям народного хозяйства. Консолидированный формат отрасль получила только в 2013 г.

Второй момент, который можно отметить особо, это формирование отраслевого сообщества, которое выработало некие, возможно, пока не до конца совершенные механизмы по защите интересов отрасли – защите интересов работодателя и самих предприятий.

Были также заложены основы для дальнейшего развития отрасли как структурированного элемента. Получив структурную конфигурацию, отрасль сформировала программу своего развития до 2018 г. – в ней отражены все основные направления деятельности и цели, которые должны быть достигнуты за ближайшие 6 лет. Таким образом была спланирована деятельность на довольно длительный период.

Занимаетесь ли вы вопросом повышения эффективности взаимодействия граждан, бизнеса и органов власти в деле защиты от пожаров и иных катастроф?
– Именно в части обеспечения общественной безопасности мы видим основную цель Федеральной Палаты. То есть отрасль должна быть сформирована и развиваться таким образом, чтобы реально влиять на защищенность граждан, а также их собственности и имущества.

Исходя из этого, основная задача Федеральной Палаты на сегодня – это решение проблемы качества продукции, поставляемой на рынок. При этом наша страна не испытывает количественного дефицита продукции в области пожарной безопасности. Но в случае реального возникновения чрезвычайной ситуации часть установленного оборудования и средств безопасности, имеющихся в наличии, просто не работает. Данная проблема, к сожалению, является наследием 1990-х гг. И сегодня она довольно острая. Представьте себе, что человек попадает в экстренную ситуацию и пытается воспользоваться тем, чем никогда ранее не пользовался, – огнетушителем или иными средствами, а они не работают. Поэтому все проекты, которые мы разрабатываем, направлены на решение в первую очередь этой проблемы. Люди должны быть вооружены хорошо функционирующим оборудованием, это касается и профессионалов, и людей, которые невольно оказались участниками чрезвычайной ситуации.

– Какие знаковые события произошли в 2013 г. в области законодательства на российском рынке пожарной безопасности? Какую роль в них сыграла Федеральная Палата?
– На сегодня проведена очень большая работа, связанная с текущим состоянием нормативного поля в области организации пожарной безопасности и спасения. Это касается прежде всего основополагающих документов в области технического регулирования – проекта технического регламента Таможенного союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" и проекта Правил противопожарного режима в Российской Федерации. В рассмотрении проекта правил принимала участие вся отрасль в целом, и Федеральная Палата как ее консолидатор. В проект документа, который сейчас выходит, было внесено 77 поправок и предложений, все они были приняты. Посмотрим, что получится в окончательной редакции, но стоит отметить, что в данном направлении нами была проведена огромная работа.

Велись также работы по формированию части, касающейся пожарно-спасательной отрасли, и в других технических регламентах; внесены изменения и приложения в более чем 33 документа.

Важную роль в изменении ситуации на рынке пожарно-спасательной отрасли также может сыграть Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который предполагает совершенно новые возможности в области обеспечения пожарной безопасности. Как я уже говорил, одной из наиболее серьезных проблем на рынке пожарной безопасности в России является качество продукции. Если ранее закупки, которые могли осуществляться в государственных структурах, базировались только на ценовых показателях, то принятый закон позволяет изменить эту ситуацию и прекратить спираль ценовой конкуренции, которая проявлялась в виде демпинга со стороны производителей низкокачественных продуктов и препятствовала деятельности добросовестных поставщиков.

Если государство осмысленно снижает объем надзорного воздействия, то неизбежно образуется разреженное пространство, которое должно регулироваться иными механизмами. В мировой практике используются именно страховые инструменты, и мы надеемся, что МЧС России и страховое сообщество придут к общему мнению и выработают совместное решение по формату такого законопроекта

Федеральная Палата создает реестр деловой репутации добросовестных поставщиков, который в соответствии с ФЗ-44 будет проводить серьезную системную процедуру оценки деловой репутации участников рынка. Это механизм, который позволяет начать лечить многие болезни на нашем рынке. Он не решает все вопросы, но уже закладывает для этого основу.

– Какие у Федеральной Палаты планы по созданию и поддержанию условий и эффективных механизмов для развития пожарно-спасательной отрасли в 2014 г. и на ближайшие несколько лет?
– В 2014 г. одним из ключевых, значимых событий может стать проект "Многофункциональный центр комплексной безопасности МФЦ-112". Первый пилотный центр МФЦ-112 сейчас создается в Московской области, в районе Шереметьево. Это большое здание, в котором будут представлены все добросовестные поставщики. Продукция, которая приобретается при поддержке или с помощью выбора МФЦ-112, будет абсолютно гарантированно являться качественным продуктом. Таким образом, мы постараемся отсеивать некачественные средства безопасности и спасения.

С первым событием связано и второе – создание системы отраслевых стандартов, которая называется "Стандарт 112". Это система маркировки и проверки качества продукции, которые реализуются целым комплексом контрольных мероприятий. Довольно распространенной является проблема так называемой черной сертификации, когда компании приобретают сертификаты посредством телефонного звонка, без реальных испытаний.

В данном случае создается система гарантирования, которая подтверждает функциональность продукции. Этот проект также является элементом деятельности по обеспечению возможности для потребителей приобретать однозначно качественную продукцию. Параллельно формируется публичный реестр деловой репутации добросовестных поставщиков, о котором я говорил выше.

В настоящее время мы занимаемся подготовкой к испытаниям противопожарной продукции, которая установлена на социально-значимых объектах, потому что общественная безопасность – это основное, к чему мы стремимся. Испытания поддержаны и МЧС России, и Общественной палатой Российской Федерации, и самим отраслевым сообществом.

Алексей Додонов
Председатель ОООР "Федеральная Палата
пожарно-спасательной отрасли и обеспечения безопасности"

Хочется поблагодарить производителей и поставщиков оборудования, которые занимаются работой, связанной с просвещением конечного потребителя. Зачастую люди, которые хотят обеспечивать свою безопасность квалифицированно, не могут найти достаточное количество информации, позволяющей это делать. Такие уникальные издания, как каталог "Системы безопасности" компании "Гротек", которое выходит в течение очень длительного срока и доказало свою жизнеспособность на рынке, помогают в этом деле. Компании, поддерживающие каталог и обеспечивающие просвещение конечного потребителя, помогая ему решить проблемы сохранности жизни и здоровья людей, заслуживают всяческого уважения.

Со своей стороны, я желаю участникам каталога развития, успеха, получения ответной реакции от тех людей, для которых они работают.

В 2014 г. мы также планируем провести целый ряд мероприятий для потребителей – конференции, семинары, мастер-классы, тренинги, на которых будем рассказывать о возможностях, которые они могут получить при сотрудничестве с поставщиками технических средств безопасности и спасения – членами Федеральной Палаты. В настоящее время МЧС России сокращает количество процедур пожарного надзора, и мы видим свою роль в проведении компенсирующих мероприятий, разъясняющих потребителю необходимость вырабатывать собственный комплекс мер безопасности, не только под давлением пожарного инспектора, но и самостоятельно.

Основная задача Федеральной Палаты на сегодня – это решение проблемы качества продукции, поставляемой на рынок

Одной из ключевых задач Федеральной Палаты в 2014 г. мы видим в активной работе в области нормативного поля. Нормотворчество сегодня имеет очень широкий спектр и касается технического регулирования, организации государственных закупок, обеспечения функционирования этого процесса. Я особо выделил бы блок законодательных инициатив, связанных с формированием закона о страховании. Мы считаем, если государство осмысленно снижает объем надзорного воздействия, то неизбежно образуется разреженное пространство, которое должно регулироваться иными механизмами. В мировой практике используются именно страховые инструменты, и мы надеемся, что МЧС России и страховое сообщество придут к общему мнению и выработают совместное решение по формату такого законопроекта. Необходимо четко сформулировать ответственность собственников помещений, зданий, сооружений, пространств в обеспечении безопасности перед третьими лицами.

В 2014 г. и в последующие годы мы также рассчитываем на плодотворное взаимодействие с профсоюзными движениями в области общественной безопасности, с другими специализированными организациями, а также с Общественной палатой Российской Федерации, Торгово-промышленной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей. Мы считаем, что в рамках такого консолидированного взаимодействия повысится эффективность наших действий, направленных на снижение угроз жизни и здоровью граждан, а также рисков потери имущества. Одна из целей, которые мы ставим перед собой, – это снижение показателя смертности при пожарах, в идеале, вдвое. Сейчас при пожарах погибает около 12 тыс. человек в год, мы считаем, что в течение ближайших лет при нашем активном участии эта цифра может снизиться на 4-5 тысяч.

– Поддержание пожарной безопасности постоянно требует появления все новых технических средств. В каких направлениях шло технологическое развитие отрасли пожарной безопасности в 2013 г. в России? Каков ваш прогноз на 2014 год?
– 2013 год показал, что инновационность развития нашей отрасли в определенной степени снижена из-за ряда негативных процессов, часть из которых мы уже упоминали – демпинг, контрафакт, нехватка средств на проведение научно-исследовательских работ и разработку новых технических решений. Сейчас основные технологические нововведения направлены на удешевление оборудования, а не на разработку новых прорывных технологий. Хотя уже назрели вопросы, связанные, например, с созданием модульных технологий, в частности систем модульных пожарных депо, систем модульного аварийного жилья, мгновенно разворачиваемых жилых комплексов. Думаю, в 2014 г. будут динамично развиваться технологии объемного пожаротушения.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2014
Посещений: 7042

  Автор

Алексей Додонов

Алексей Додонов

Председатель ОООР "Федеральная Палата
пожарно-спасательной отрасли и обеспечения безопасности"

Всего статей:  1

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций