Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Новые аспекты безопасных городов 2016

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Новые аспекты безопасных городов 2016

Недавний опыт Крыма показал необходимость дальнейшей работы по развитию систем обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения и общественной безопасности, реализуемой на муниципальном уровне, острую потребность в организации эффективного межведомственного взаимодействия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Накануне конференции "Безопасный город: нормативно-правовые и технологические аспекты" (9 февраля, ТБ Форум 2016) заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Петрович Чуприян рассказал о новых аспектах развития безопасных городов в России – импортозамещении, создании единого информационного пространства, сотрудничестве государства и бизнеса
Александр Чуприян
Заместитель министра Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий

– Что представляет собой АПК "Безопасный город"? Какие задачи стоят перед курирующими ведомствами? Как изменилась роль МЧС России?
– Об АПК "Безопасный город" сказано уже много слов. Что такое АПК "Безопасный город", разъяснено в Концепции, методических рекомендациях, Единых требованиях, протоколах Межведомственной комиссиии и пр.

АПК "Безопасный город" – это аппаратно-программный комплекс, включающий в себя системы автоматизации для ЕДДС, муниципальных служб различных направлений, системы приема и обработки сообщений, системы обеспечения вызова экстренных и других муниципальных служб, системы мониторинга, прогнозирования, оповещения и управления всеми видами рисков и угроз, свойственных данному муниципальному образованию.

Понятие "курирующие ведомства" можно рассматривать в весьма широком диапазоне. Если считать в качестве кураторов все федеральные органы исполнительной власти, которые участвуют в работе Межведомственной комиссии под руководством Дмитрия Олеговича Рогозина, то основная задача – переход от формального участия в работе комиссии к постоянному взаимодействию, рассмотрению и решению проблемных вопросов. Среди них: регламент межведомственного взаимодействия, интеграция информационных систем, организация единого информационного пространства на уровне муниципальных образований.

МЧС России во многом самостоятельно в инициативном порядке, всячески подталкивая коллег из органов исполнительной власти различных уровней, ведет колоссальную работу по разработке всей нормативной и правовой базы, решению задач по финансированию этого проекта, оказанию методической помощи субъектам Российской Федерации, что, конечно, почетно, но не всегда эффективно.

– Расскажите о проделанной работе по внедрению АПК "Безопасный город". Чего удалось достичь МЧС России?
– Сформирована и представлена в Правительство Российской Федерации и в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации подпрограмма "Построение и развитие АПК "Безопасный город" госпрограммы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах". Однако данную подпрограмму МЧС России наполнило фактически собственными средствами, дополнительные средства федерального бюджета на текущий момент не предусмотрены.

Разработаны проекты изменений в Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Проводится актуализация ГОСТ "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба" и "Положения о Единой дежурно-диспетчерской службе", утвержденных Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

ГОСТ разработан и одобрен 2 декабря 2015 г. на заседании рабочей группы при Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", проект Регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при построении и функционировании АПК "Безопасный город".


Организованы научно-исследовательские работы по разработке типовых проектных и организационных документов по созданию и развитию АПК "Безопасный город" на муниципальный район и городской округ с различным количеством населения.

Завершаются работы по созданию системы подготовки специалистов муниципального уровня по применению АПК "Безопасный город", а также по разработке организационных документов, определяющих архитектурные решения создания и функционирования АПК "Безопасный город".

Данная работа позволит выработать единый подход при проведении на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований проектных работ по развитию АПК "Безопасный город", а также при их дальнейшей реализации.

В 2016 г. спланированы и будут завершены научно-исследовательские работы по разработке единого стека открытых протоколов для обеспечения сопряжения подсистем АПК "Безопасный город" и по разработке типовой проектной документации в рамках создания и развития АПК "Безопасный город", а также работы по созданию стенда, позволяющего тестировать соответствующие решения производителей.

Все эти работы МЧС России проводит за счет собственных финансовых средств.

В процессе завершения находятся мероприятия по актуализации единых требований к техническим параметрам сегментов АПК "Безопасный город" с учетом накопленного практического опыта по построению сегментов АПК "Безопасный город".

– Какое бюджетное финансирование будет выделено на реализацию проекта в ближайшие несколько лет на Москву и регионы?
– В настоящее время вопросы финансирования субъекты решают самостоятельно, используя как собственный бюджет, так и внебюджетные источники. Что касается федерального финансирования, то пока мы данный вопрос прорабатываем, и конкретные цифры приводить не буду.

– В чем заключается успех АПК в таких регионах, как С.-Петербург, Курская и Вологодская области, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ?
– Я предпочел бы не выделять конкретные регионы. Практика показывает, что некоторые субъекты, которые мы отмечаем в качестве "передовиков", по ряду причин теряют темп, прекращают прикладывать непрерывные усилия в вопросах построения АПК "Безопасный город" или используют риторику АПК "Безопасный город" при реализации своих узконаправленных программ, которые, конечно, данному субъекту необходимы, но к "Безопасному городу" имеют весьма опосредованное отношение. Среди приведенных вами такие регионы есть.

Поэтому обозначу общие критерии успеха: использование методической помощи МЧС России, комплексный подход к реализации проектов, ответственность и инициатива.

– Как предстоит усовершенствовать АПК в Москве?
– Москва стоит особняком в вопросе построения АПК "Безопасный город": огромное число участников взаимодействия, концентрация всевозможных органов власти, как федеральных, так и субъектовых, изрядное количество охраняемых объектов, сложнейшая транспортная и инфокоммуникационная инфраструктура.

Возможно, все эти сложности делают Москву единственным субъектом Российской Федерации, где, например, до сих пор не согласован план реализации Концепции построения и развития АПК "Безопасный город".

Поэтому, отвечая на вопрос про усовершенствование, могу лишь порекомендовать коллегам хотя бы начать движение в направлении, предусмотренном Концепцией построения и развития АПК "Безопасный город".

– Какие вызовы существуют на пути реализации проекта в пилотных регионах?
– Есть вопросы в правовом поле, в ресурсном обеспечении, в выстраивании эффективного межведомственного взаимодействия. Но основная проблема и основной вызов – это то, что принято называть словом "мотивация".

Ряд субъектов вошел в состав пилотных лишь в надежде на федеральное финансирование. Многие коллеги и сейчас, направляя в МЧС России технические задания на создание сегментов АПК "Безопасный город" в пилотных зонах, рассуждают следующим образом: "Не спеша согласуем технические задания, пользуясь бесплатной методической помощью МЧС России, и будем ждать федерального финансирования". Что, естественно, неправильно.

– Как вы относитесь к приходу в программу "Безопасный город" частных инвесторов? Есть ли перспективы у такого подхода?
– Концепция построения и развития АПК "Безопасный город" предусматривает механизм использования инвестиционного налогового кредита, государственно-частного партнерства. Поэтому перспективы есть. Главное в этом вопросе – придерживаться положений Концепции, найти баланс между извлечением прибыли и основной целью построения АПК "Безопасный город" – обеспечить максимально быстрое реагирование органов управления муниципального уровня на любые виды чрезвычайных ситуаций и происшествий, оперативное привлечение муниципальных, объектовых или других подразделений, расположенных на территории муниципального образования и максимально приближенных к месту негативного воздействия уже на начальном этапе развития риска.

– Как вы оцениваете динамику импортозамещения на российском рынке безопасности?
– Я думаю, что на вопрос об импортозамещении на рынке безопасности в целом лучше ответят коллеги из Минпромторга России.

В контексте же АПК "Безопасный город" задача импортозамещения должна решаться по трем направлениям: прикладному программному обеспечению, системному программному обеспечению и аппаратным средствам.

В отношении прикладного программного обеспечения, наиболее чувствительного к угрозам информационной безопасности, вопрос импортозамещения практически решен. Свыше 90% используемых в рамках АПК "Безопасный город" систем представлено отечественными разработчиками: интеграционные платформы, геоинформационные системы, системы мониторинга, анализа и прогнозирования.

По системному программному обеспечению ситуация выглядит несколько хуже. Несмотря на наличие отечественных разработок, промышленные операционные системы и системы хранения данных в большинстве своем представлены зарубежными производителями. Однако уже сейчас на рынке появляется программное обеспечение с открытым кодом и сертифицированными разработками на его основе, которое может с успехом заменить дорогостоящие зарубежные решения.

Наиболее проблемным направлением в части импортозамещения является оборудование. В особенности это относится к ряду позиций телекоммуникационного и серверного оборудования, например оборудованию магистральных сетей и высокопроизводительному серверному оборудованию, где конкурентные преимущества пока на стороне зарубежных производителей. В то же время инициативы Минпромторга и Минкомсвязи России по стимулированию отечественного производителя в данном сегменте рынка позволяют рассчитывать на скорое появление отечественных аналогов.

– В 2015 г. Департамент гражданской защиты МЧС России принимал участие в конференции "Безопасный город: нормативно-правовые и технологические аспекты", организованной Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности. Как это мероприятие помогло в постановке целей и задач по реализации АПК "Безопасный город"?
– Во-первых, мероприятие позволило в очередной раз понять, что по состоянию на февраль 2015 г. понималось под безопасным городом: системы фотовидеофиксации. Во-вторых, конференция помогла донести до широкой аудитории заложенную Концепцией идеологию АПК "Безопасный город". В-третьих, нам удалось обменяться опытом по многим аспектам построения и развития АПК "Безопасный город" как с коллегами из органов исполнительной власти, так и с представителями коммерческих организаций.

В 2016 г. актуальными темами следует считать переход от безопасного города к умному городу, обеспечение комплексной безопасности объектов ЧМ по футболу 2018, вопросы ресурсного обеспечения построения и развития АПК "Безопасный город", вопросы использования существующей инфраструктуры и многое другое.

– Какие направления развития технических средств безопасности заслуживают наибольшего внимания?
– Внимания заслуживают комплексные интеграционные решения, объединяющие в себе различные функциональные блоки АПК "Безопасный город". Все это, естественно, с соблюдением принципов импортозамещения.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2016
Посещений: 6462

  Автор

Александр Чуприян

Александр Чуприян

Заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Всего статей:  2

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций