Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Организация надзора за транспортной безопасностью. Актуальные задачи, подходы и результаты

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Организация надзора за транспортной безопасностью.Актуальные задачи, подходы и результаты

Надзор за исполнением законодательства о транспортной безопасности, учитывая его значимость, является одним из наиболее важных и приоритетных направлений деятельности Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации уделяется особое внимание данной работе, проверки в указанной сфере проводятся на постоянной основе, как по планам работы, так и при наличии соответствующих поводов. Владимир Тюльков, Московский межрегиональный транспортный прокурор, рассказал о результатах работы в 2014 г., а также о взаимодействии разных контролирующих органов, технических решениях, методиках и успешных примерах работы предприятий
Владимир Тюльков
Московский межрегиональный транспортный прокурор,
государственный советник юстиции второго класса

– Владимир Геннадьевич, что сегодня на повестке дня Московской межрегиональной транспортной прокуратуры? Какие задачи актуальны?
– В 2014 г. проведены 2 плановые, а также несколько внеплановых проверок в связи с имевшими место в конце 2013 г. терактами в городе Волгограде, в целях обеспечения безопасности прибывающих на Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры 2014 г. в Сочи, а также проверки по информации Федеральной службы безопасности России и Министерства внутренних дел России о состоянии транспортной безопасности на железнодорожных вокзалах и в аэропортах. Учитывая внесение в феврале 2014 г. Федеральным законом № 15-ФЗ существенных изменений в законодательство о транспортной безопасности, а также принятием в течение года дополняющих и развивающих указанные нормы подзаконных правовых актов, основной целью проверок стала оценка полноты реализации субъектами транспортной инфраструктуры данных обновленных положений на практике.

Как и ранее, транспортные прокуроры были ориентированы прежде всего на:

  • Исследование вопросов, связанных с соблюдением требований Федерального закона "О транспортной безопасности".
  • Выполнение организационных и технических мероприятий, направленных на повышение защищенности объектов транспорта от актов незаконного вмешательства.
  • Соблюдение конкурсных процедур и исполнение контрактов на поставку специального оборудования и технических средств.

Проверками затрагивались также смежные вопросы, касающиеся соблюдения законодательства в сфере гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, вопросы соблюдения земельного и миграционного законодательства на объектах транспорта.

– Какие нарушения безопасности транспортная прокуратура фиксирует чаще всего?
– Наиболее типичными являются нарушения бюджетного законодательства при реализации программ обеспечения безопасности на транспорте, непроведение (либо несвоевременное проведение) оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, отсутствие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности, необеспечение объектов надлежащей охраной, а также необходимыми техническими средствами.

В целях устранения выявленных нарушений закона прокурорами применялся полный комплекс необходимых мер реагирования, направленных на их безусловное устранение.


Следует отметить, что в последнее время работа Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в рассматриваемой сфере правоотношений значительно активизирована. Рост выявленных нарушений и внесенных в связи с этим актов прокурорского реагирования, направленных на их устранение, наблюдался по итогам:

  • 2013 г. (3111 нарушений) в сравнении с 2012 г. (1631 нарушение);
  • 1 полугодия 2014 г. (2699 нарушений) в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. (1613 нарушений).

Следует отметить, что в ходе проведения проверок нами устанавливалось, что вопросам планирования в сфере транспортной безопасности, являющегося основой противодействия терроризму на транспорте, надлежащее внимание субъектами транспортной инфраструктуры уделяется не всегда. Зачастую ими не обеспечивается проведение оценки уязвимости либо нарушаются сроки ее проведения. Не всегда принимаются меры по разработке планов обеспечения транспортной безопасности и их реализации. Данные нарушения характерны прежде всего для железнодорожного транспорта, что, впрочем, обусловлено объективными причинами, в силу значительного количества объектов железнодорожной инфраструктуры.

Учитывая изложенное, прокуратурой предпринимаются все необходимые меры по понуждению субъектов обеспечить выполнение необходимых мероприятий в первую очередь в отношении самых важных объектов транспорта.

Проверка сотрудников, связанных с обеспечением транспортной безопасности с целью выявления оснований для прекращения с ними трудовых отношений либо отказа в приеме на работу не проводится или проводится несвоевременно. Такие факты выявлены, в том числе, при проверке специализированных организаций, уполномоченных на проведение оценки уязвимости. Информирование в доступной форме граждан, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры, о противодействии терроризму, в должной мере не организовывается, необходимые наглядные пособия и материалы на вокзалах, в аэропортах и речных портах отсутствуют. Нарушаются пропускной и внутриобъектовый режимы, часть объектов не обеспечена надлежащей охраной. Обязанность по обеспечению эксплуатируемых объектов транспорта инженерно-техническими средствами защиты зачастую субъектами транспортной инфраструктуры исполняется не в полной мере. Допускаются случаи нахождения в неисправном состоянии тревожных кнопок, системы видеонаблюдения на отдельных объектах отсутствуют, либо часть видеокамер не функционирует.

Продолжают выявляться нарушения в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, в части ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, содержания укрытий и обеспечения персонала средствами индивидуальной защиты, обучения работников предприятий транспорта и личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований действиям в экстремальных ситуациях.

Имеет место привлечение сторонними организациями к работе на объектах транспорта иностранных граждан с нарушениями миграционного законодательства, а также несанкционированное возведение на землях транспорта в непосредственной близости от объектов транспортной инфраструктуры различных сооружений.

В результате принимаемых в том числе прокуратурой мер ситуация с обеспечением транспортной безопасности постепенно меняется в лучшую сторону, однако темпы изменений нельзя назвать приемлемыми по упомянутым выше причинам, связанным с большим количеством объектов транспортной инфраструктуры и серьезными материальными затратами на выполнение всех необходимых мероприятий. Однако, учитывая важность вопроса, поступаться безопасностью граждан нельзя, в связи с чем прокуратура требует от субъектов транспортной инфраструктуры вести в данном направлении кропотливую и целенаправленную работу по безусловному исполнению требований закона.

– Раз уж мы заговорили о проверках, нельзя не спросить: как организовано взаимодействие разных контролирующих органов?
– Московская межрегиональная транспортная прокуратура при осуществлении надзора за исполнением законодательства о транспортной безопасности работает в тесном контакте с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами. Путем проведения рабочих встреч мы определяем общую стратегию проведения, вырабатываем конкретные меры, направленные на улучшение состояния законности в рассматриваемой сфере. Нередко сотрудниками прокуратуры и указанных органов в рабочем порядке проводятся взаимные консультации и обмен мнениями, практикуется совместное обсуждение наиболее сложных вопросов правоприменения и контрольно-надзорной деятельности.

Проверки в указанной сфере также проводятся с привлечением специалистов Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности в Центральном Федеральном округе Ространснадзора, Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта, сотрудников Управления на транспорте МВД России по Центральному Федеральному округу, Управлений ФСБ России и Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в которых дислоцируются транспортные прокуратуры, входящие в состав Московской межрегиональной транспортной прокуратуры.

Кроме того, в отдельных случаях прокуратурой в контролирующие органы направляются требования о проведении проверок по конкретным фактам нарушений законодательства о транспортной безопасности, на которые, как правило, указывают граждане в своих обращениях.

Учитывая изложенное, взаимодействие с указанными органами является важной составляющей эффективного осуществления надзора.

– Какие организационные подходы вы используете при взаимодействии с предприятиями, деятельность которых регулирует Московская межрегиональная транспортная прокуратура?
– Московская межрегиональная транспортная прокуратура действует в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

При выявлении нарушений применяется весь комплекс предусмотренных законом мер прокурорского реагирования. Руководителю предприятия, как правило, вносится представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое он обязан рассмотреть в установленный прокурором срок и принять необходимые меры, в том числе организационного характера с привлечением виновных в упущениях должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Сам прокурор при наличии признаков административного правонарушения также вправе возбудить дело по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как в отношении должностных лиц, так и в отношении юридического лица. Следует отметить, что в 2014 г. ответственность за совершение административных правонарушений в области транспортной безопасности существенно ужесточена.


Если же деяние подпадает под признаки уголовно наказуемого, то прокурор выносит соответствующее постановление и направляет материалы проверки в следственные органы.

При выявлении противоречащих закону правовых актов прокурор опротестовывает их, требуя их отмены или изменения.

По наиболее существенным нарушениям, требующим для их реализации значительных материальных затрат, прокурор направляет в суд исковое заявление с требованием обязать субъекта транспортной инфраструктуры предпринять необходимые предусмотренные законом действия.

Если же в ходе проверки выясняется, что должностное лицо только намерено совершить определенные противоправные действия, прокурор объявляет предостережение с предупреждением об ответственности.

– С какими техническими решениями, методиками, успешными примерами работы предприятий вы сталкиваетесь?
– Отмечу, что поднадзорными предприятиями и организациями, правоохранительными и контролирующими органами работа, направленная на повышение защищенности объектов транспорта, несмотря на определенные недоработки и выявляемые нами нарушения, в целом ведется. Субъекты транспортной инфраструктуры с пониманием относятся к своей ответственности и необходимости выполнения требований законодательства о транспортной безопасности, в связи с чем на указанные цели выделяются необходимые средства, реализуются предусмотренные законом технические и организационные мероприятия.

Так, в настоящее время удалось обеспечить контроль на входах и выходах всех крупных железнодорожных и речных вокзалов, а также аэропортов, который ведется с помощью металлодетекторов и рентгенотелевизионных установок, на отдельных вокзалах имеются системы биометрической идентификации. Безопасность и правопорядок обеспечиваются работниками предприятий, нарядами транспортной полиции, сотрудниками служб авиационной безопасности, кинологическими службами, а также силами привлеченных охранных предприятий.

Конечно, в силу определенных причин, из-за ранее сложившейся системы авиационной безопасности, базирующейся на международных требованиях, наиболее полно мероприятия по обеспечению транспортной безопасности реализованы в аэропортах, и прежде всего в аэропортах Московского авиаузла. Там в настоящее время применяются наиболее современные и эффективные технические средства и методики обеспечения безопасности. Хотелось бы, чтобы данные наработки постепенно распространялись также на иные виды транспорта.

– Какие технические решения вы хотели бы увидеть на форуме "Технологии безопасности 2015"?
– Внедрению на предприятиях транспортного комплекса должны подлежать качественные российские продукты, при адекватной стоимости позволяющие обеспечить надлежащий уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в связи с чем хотелось бы, чтобы на выставке были представлены именно они. В качестве положительного примера работы и методики правоприменения, как я отметил выше, на форуме может быть освещена деятельность московских аэропортов в указанной сфере.

– Какие задачи вы лично и транспортная прокуратура решают, принимая участие в деловой программе форума?
– Прокуратура является независимым органом, который имеет непосредственную возможность изучить на практике и обобщить опыт реализации субъектами транспортной инфраструктуры требований законодательства о транспортной безопасности. Я считаю, что данная информация является достаточно ценной для экспертного сообщества, с которым мы можем обсудить полученные результаты и обменяться мнениями в целях дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы и практики правоприменения. Кроме того, ознакомление участников форума – субъектов транспортной инфраструктуры с чужими ошибками и недоработками, а также положительными примерами может помочь им наиболее эффективно выстроить собственную работу, что положительно влияет на укрепление законности в указанной сфере.

– Кому бы вы порекомендовали посетить деловую программу и экспозицию ТБ Форума 2015?
– К участию в форуме, я полагаю, должны приглашаться руководители профильных органов государственной власти, правоохранительных и контролирующих органов, представители наиболее крупных субъектов транспортной инфраструктуры страны, отечественных предприятий-производителей технических средств обеспечения безопасности, кроме того, посещение форума рекомендуется всем лицам, которые имеют отношение к вопросам обеспечения транспортной безопасности.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2015
Посещений: 8210

  Автор

Владимир Тюльков

Владимир Тюльков

Московский межрегиональный транспортный прокурор, государственный советник юстиции второго класса

Всего статей:  2

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций