Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Проведение официальных международных спортивных соревнований: меры обеспечения общественного порядка и безопасности

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Проведение официальных международных спортивных соревнований:меры обеспечения общественного порядка и безопасности

В целях обеспечения общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований в нашей стране как принимаются меры как на законодательном уровне, так и обеспечивается практическое взаимодействие заинтересованных органов исполнительной власти и организаций. Большой положительный опыт, накопленный в России, подход к комплексному решению вопросов безопасности, безусловно, может являться примером для других стран
Ирина Григорьева
Начальник отдела развития олимпийских видов
спорта и проведения соревнований на территории
Российской Федерации Минспорта России

Сучетом требований международных спортивных федераций при подаче заявок на право проведения на территории Российской Федерации крупных официальных международных спортивных соревнований Правительством Российской Федерации предоставляются правительственные гарантии в части их безопасного и мирного проведения.

Законодательная база

Для реализации вышеуказанных гарантий принимаются специальные федеральные законы, например:

  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В то же время Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлено, что обеспечение мер общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований осуществляется за счет средств организаторов официальных спортивных соревнований и (или) собственников, пользователей объектов спорта в соответствии с положениями (регламентами) об официальных спортивных соревнованиях и (или) договорами, заключенными организаторами таких соревнований и собственниками, пользователями объектов спорта.


Во исполнение федеральных законов принимаются ведомственные нормативные правовые акты (приказы Минспорта России, МВД России, Минкомсвязи России и др.).

Координационные органы

Для координации усилий заинтересованных органов исполнительной власти, в первую очередь правоохранительных органов, и организаций, задействованных в подготовке и проведении крупных официальных международных спортивных соревнований, образуются соответствующие организационные комитеты, а также межведомственные рабочие группы, иные координационные и совещательные коллегиальные органы, на заседаниях которых решаются вопросы, в том числе связанные с обеспечением общественной безопасности и общественного порядка.

В отсутствие специальных федеральных законов организационные и практические решения в части реализации правительственных гарантий принимаются данными координационными органами.

Организаторы физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий со своей стороны обеспечивают совместно с собственниками, пользователями объектов спорта меры общественного порядка и общественной безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона о спорте и правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований (постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 353).

Правила поведения зрителей

В июле 2017 г. вступила в силу ст. 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая их ответственность за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований. Минспортом России совместно с субъектами РФ и собственниками объектов спорта ведется работа по их оснащению в целях соответствия нормам законодательства, в том числе приказу МВД России № 1092.

В свою очередь, права и обязанности зрителей устанавливаются правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 1156. За нарушение Правил поведения зрителей КоАП предусмотрена административная ответственность, включающая наложение административного штрафа в размере до 20 тыс. рублей и запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок до семи лет. Список лиц, в отношении которых установлен административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований, размещен на официальном сайте МВД России и доступен для ознакомления (по состоянию на 8 февраля 2018 г. в нем содержатся сведения о 401 "нарушителе").

В апреле 2017 г. были не только усилены санкции за нарушение Правил поведения зрителей, но и предусмотрена такая мера административной ответственности, как выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при административном правонарушении, совершенном при проведении официальных международных спортивных соревнований, а также впервые законодательно определен термин "грубое нарушение правил поведения зрителей", к которому относятся:

  1. осуществление действий, создающих угрозу собственной безопасности, жизни, здоровью, а также безопасности, жизни, здоровью иных лиц, находящихся в месте проведения официального спортивного соревнования или на прилегающей к нему территории;
  2. нарушение правил поведения зрителей, повлекшее за собой приостановление либо прекращение официального спортивного соревнования.

Для целей пресечения возможных правонарушений при проведении официальных спортивных мероприятий и соблюдения принципа неотвратимости наступления ответственности за совершенные противоправные деяния Федеральным законом о спорте предусмотрено создание системы идентификации личности зрителей при посещении отдельных категорий соревнований.

Системы идентификации и паспорт болельщика

При проведении Кубка конфедераций FIFA 2017 года впервые в практике проведения футбольных турниров успешно реализован совместно с Минкомсвязью России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект, связанный с использованием персонифицированных карт зрителей спортивных соревнований (паспорт болельщика) и созданием и эксплуатацией необходимых для этого информационных систем, в том числе системы идентификации. Данный проект обеспечил комфортное и безопасное пребывание зрителей на стадионах и получил положительные отзывы от FIFA, спортивных сообществ и самих футбольных болельщиков.

Всего было выдано 449 350 паспортов болельщика, из которых 28 723 получено иностранными зрителями. В городах, принимающих матчи Кубка конфедераций FIFA 2017 года (Москва, С.-Петербург, Казань, Сочи), в Калининграде и Краснодаре были открыты 11 центров выдачи паспортов болельщика. В рамках подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года планируется открытие 30 стационарных центров выдачи паспортов болельщика и 100 дополнительных центров возле 12 стадионов, на которых пройдут матчи.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. № Пр-2166 (подпункт в п. 2) Минспортом России совместно с правоохранительными органами, Минкомсвязью России, Российским футбольным союзом и Российской футбольной Премьер-Лигой прорабатывается вопрос использования системы идентификации футбольных болельщиков и Информационной системы контроля доступа на объекты чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года при проведении национального футбольного первенства под эгидой Российского футбольного союза. Данный проект будет реализован в рамках Концепции наследия чемпионата мира.

Международное сотрудничество

В работе, направленной на профилактику противоправного поведения футбольных болельщиков, активно учитывается международный опыт. Наряду с принимаемыми законодательными мерами Министерство спорта Российской Федерации на постоянной основе взаимодействует с крупнейшими неправительственными международными и российскими организациями на различных межведомственных уровнях.

Важно отметить, что Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 185-ФЗ ратифицирована Конвенция Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий и в частности футбольных матчей, подписанная от имени Российской Федерации в г. Сен-Дени 3 июля 2016 г.

Подготовка контролеров-распорядителей

Утверждены и совершенствуются нормативные правовые акты Минспорта России, касающиеся подготовки и деятельности контролеров-распорядителей. Ознакомиться с ведомственными приказами возможно на официальном сайте Минспорта России в рубрике "Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности" в разделе "Государственная политика в сфере спорта и международного сотрудничества".

Подготовка контролеров-распорядителей к Кубку конфедераций FIFA 2017 года обеспечена АНО "Организационный комитет "Россия-2018" в полном объеме: всего привлечено 5520 человек с учетом вместимости конкретных стадионов. В период проведения Кубка конфедераций не зафиксировано ни одного инцидента с участием болельщиков, а возникающие у зрителей вопросы оперативно решались контролерами-распорядителями. По итогам проведения турнира представителями FIFA и посетителями футбольных стадионов работа контролеров-распорядителей в целом оценена положительно, а слаженные действия, их позитивный настрой и дружелюбность оказали влияние на атмосферу мероприятия.

Общая потребность в контролерах-распорядителях для обслуживания матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года составляет 16 320 человек, включая лиц, задействованных при проведении Кубка конфедераций. Оргкомитетом завершена процедура подбора организаций в качестве поставщиков услуг по подготовке контролеров-распорядителей в городах, принимающих чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года.

В соответствии с Концепцией сервисов, связанных с обеспечением безопасности Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, а также с утвержденным FIFA техническим заданием, Оргкомитет планирует завершить этап поиска и подбора основного количества контролеров-распорядителей в срок до 31 марта 2018 года, а этап подготовки контролеров-распорядителей по специальной программе Российского футбольного союза, в том числе по дополнительной программе обучения специфике проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., будет осуществляться по мере набора контролеров-распорядителей и завершится в срок до 31 мая 2018 г.

Предполагается, что контролеры-распорядители, задействованные при проведении чемпионата мира, будут активно привлекаться в дальнейшем для участия в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении не только крупных международных спортивных соревнований, проводимых на территории Российской Федерации, но и на соревнованиях всероссийского статуса (первенствах, чемпионатах, кубках) по различным видам спорта.

В настоящий момент по программе, утвержденной РФС, более 13 тыс. человек в 43 организациях уже прошли специальную подготовку контролеров-распорядителей и получили соответствующие удостоверения.

Совершенствование взаимодействия на уровне законодательных и общественных инициатив

Наряду с мерами, направленными на совершенствование законодательства Российской Федерации, на постоянной основе проводится существенная просветительская и разъяснительная работа по вопросам обеспечения безопасности, соответствующие положения закреплены в уставах и регламентах общероссийских спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг. Внимание, уделяемое вопросам безопасности со стороны государства, и совместно предпринимаемые меры позволят предотвратить распространение противоправных настроений среди зрителей официальных спортивных соревнований, а также направить их силу и энергию в мирное русло – законное и не противоречащее нормам общества.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2018
Посещений: 5592

  Автор

Ирина Григорьева

Ирина Григорьева

Начальник отдела развития олимпийских видов
спорта и проведения соревнований на территории
Российской Федерации Минспорта России

Всего статей:  1

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций