Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации "Единое окно" транспортно-логистических процессов в условиях цифровой экономики

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации"Единое окно" транспортно-логистических процессов в условиях цифровой экономики

Отвечая мировым вызовам необходимости повышения конкурентоспособности экономики, устранения существующих препятствий и ограничений для создания и развития высокотехнологичных бизнесов и недопущения новых ограничений и угроз, в РФ на уровне национальной программы провозглашена задача создания новой экосистемы цифровой экономики, обеспечивающей эффективное трансграничное взаимодействие бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан
Геннадий
Зубаков
Директор международного логистического клуба, эксперт ФГУП "ЗащитаИнфоТранс"
Анна
Васильева
Эксперт ФГУП "ЗащитаИнфоТранс"

Принятые в последнее время в странах ЕАЭС и в Российской Федерации документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на стимулирование развития цифровых технологий и их использование в различных секторах экономики, социально-экономической сфере, государственном управлении и бизнесе. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (распоряжение Правительства РФ № 1632-р от 28.07.2017 г.) включает в себя цели и задачи основных мер государственной политики Российской Федерации по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики государства, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" предполагает распространение ее положений на отрасли, не вошедшие в число пяти базовых направлений стартовой версии. Одной из таких важнейших отраслей экономики является экосистема транспорта. Видится необходимость остановиться на ряде принципиальных моментов развития транспорта в РФ и странах ЕАЭС в целом с позиций существующих тенденций цифровой экономики и существующей Программы.

Многими экспертами отмечается факт преимущественного рассмотрения в Программе чисто инфраструктурных элементов нового экономического уклада. Возможно, причиной является отсутствие четкого определения "цифровая экономика" в утвержденном программном документе. Не оспаривая безусловную необходимость развития инфраструктуры для новых сквозных технологий, следует отметить сервисный характер транспортной отрасли, предполагающий внедрение в первую очередь новых цифровых услуг в транспортные процессы. Видится именно такой алгоритм реинжиниринга: сначала конструирование новых цифровых сервисов управления процессами, затем – оценка инфраструктуры, необходимой для их обеспечения. Важно отметить, что цифровые сервисы в условиях новой экономики являются элементами цифровой трансформации. Следует отметить принципиальную разницу понятия автоматизации бизнес процессов и понятия их цифровой трансформации. Последнее является важнейшим механизмом цифровой экономики, науки о принципах управления в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, в которой инструментом управления выступают данные в цифровой форме.

Критерии эффективности цифровой трансформации

Цифровая трансформация – это преобразование соответствующих бизнес-процессов в новой экономике. Коренным отличием цифровой трансформации от автоматизации и информатизации является создание новых возможностей и построение новых процессов и сервисов, а не просто повышение эффективности (снижение затрат на реализацию) уже существующих. Сервисы цифровой трансформации должны отвечать трем критериям:

  • лучше – качественные сервисы, созданные для участников транспортного процесса, подходящие для устройств, ими используемых, максимально упрощенные и персонализированные, интуитивно понятные и простые в использовании;
  • быстрее – сервисы должны сокращать число обязанностей и количество шагов, проходимых пользователем, а также время, необходимое для обработки информации и предоставления самих сервисов;
  • дешевле – цифровые сервисы должны помочь снизить затраты как для органов власти, так и для соответствующих субъектов процесса.

Все вышеперечисленное отвечает требованиям рассмотрения транспортного процесса с позиций логистики – науки, отвечающей за рационализацию связанных потоков в экономической системе: материального, финансового, информационного. Логистика не подменяет собой транспортную отрасль, а является основным механизмом ее функционирования.

Коренным отличием цифровой трансформации от автоматизации и информатизации является создание новых возможностей и построение новых процессов и сервисов, а не просто повышение эффективности

В соответствии с принятым программным документом цифровая экономика представлена тремя взаимодействующими уровнями, влияющими на жизнь граждан и общества в целом:

  1. Рынки и отрасли экономики, где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов, поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг.
  2. Платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики.
  3. Среда, которая создает условия для развития платформ и технологий, охватывающая нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

В настоящее время актуальным является создание единой Цифровой платформы транспортного комплекса (ЦПТК) РФ, направленной на повышение эффективности управления ТК РФ, его интеграцию в мировую транспортную систему в условиях цифровой экономики, перевод транспортной отрасли РФ на электронный, безбумажный документооборот с использованием лучших международных и отечественных стандартов и практик, обеспечение максимальной загрузки транспортной инфраструктуры РФ в условиях цифровизации глобального мирового транспортного и логистического рынка. В построение ЦПТК закладываются тенденции сокращения логистических издержек во всех цепях поставок по международным транспортным коридорам, проходящим через территорию РФ, сроков оформления в логистических узлах транспортного комплекса РФ, уменьшения интегрального количества "бумажных" документов, повышения загрузки международных транспортных коридоров РФ. С использованием механизмов ЦПТК планируется осуществить обеспечение автоматизированной заполняемости информационных ресурсов Минтранса России достоверной и унифицированной первичной информацией о транспортном комплексе РФ.

Ключевые сервисы ЦПТК

Функционал ЦПТК будет обеспечивать различные виды цифровых сервисов для государства и бизнеса. Примерами сервисов ЦПТК для государства может быть формирование и предоставление реестра государственных информационных стандартов в целях организации взаимодействия различных видов транспорта. Сервисом ЦПТК может являться формирование единых реестров объектов и субъектов транспортной безопасности, транспортной инфраструктуры и транспортных средств, например пилотов гражданской авиации, беспилотных транспортных средств и т.д. В число таких сервисов могут быть включены ведение и предоставление Нормативно-справочной информации (далее – НСИ) транспортной отрасли, необходимой для перевода существующих многочисленных государственных и бизнес-систем в единые отраслевые стандарты. На основе интеграции в ЦПТК корпоративных, отраслевых и международных стандартов, технологических и технических существующих компетенций предполагается реализация информационного взаимодействия между различными источниками информации на транспортном комплексе, интеграция информации, получаемой от интеллектуальных транспортных систем, организация юридически значимого безбумажного документооборота в транспортных процессах и решение других задач. С использованием интегральных механизмов ЦПТК предполагается реализовать обработку и анализ больших массивов данных, моделирование транспортных процессов на основе информации из различных источников и различных систем, создание приложений на основе технологий распределенных баз данных. На основе агрегации информационных ресурсов на базе ЦПТК возможна реализация умных объектов транспортной инфраструктуры.

Примерами сервисов ЦПТК для государства может быть формирование и предоставление реестра государственных информационных стандартов в целях организации взаимодействия различных видов транспорта

Оптимизация информационного обмена в транспортной инфраструктуре

На базе интеграции существующих информационных ресурсов и единых стандартов ЦПТК предполагается реализация принципиально новых цифровых сервисов для субъектов транспортной инфраструктуры РФ по всем видам транспорта, транспортно-логистическим процессам и видам деятельности. Это может быть организация электронного взаимодействия субъектов транспортной инфраструктуры с государственными органами на уровнях В2G, G2G, S2S с использованием механизмов "единого окна" в транспортных логистических процессах. Цифровые сервисы могут носить функцию управления заказами, объектами, процессами, иметь справочный и аналитический характер.

Взаимодействие ЦПТК с информационными ресурсами субъектов транспортно-логистических процессов осуществляется строго по разработанным и утвержденным регламентам информационного обмена с применением унифицированных стандартов представления данных, используемых для межгосударственного информационного взаимодействия стран ЕАЭС. Работа с государственными информационными ресурсами субъектов и пользователей ЦПТК осуществляется с помощью существующей инфраструктуры межведомственного взаимодействия транспортного комплекса через СМЭВ. Информационный обмен ЦПТК с государственными информационными ресурсами органов исполнительной власти стран – членов ЕАЭС осуществляется через ИИСВВТ на основе существующих протоколов информационного обмена, разработанных ЕЭК. Возможна также организация международного безбумажного электронного обмена, в первую очередь в рамках внешнеторговых операций со странами АТЭС. ЦПТК представляет собой нейтральную к внешнеторговым и транспортным процессам информационную среду транспортного комплекса, обеспечивающую максимально возможную степень оптимизации логистических издержек субъектов ВЭД без снижения уровня государственного контроля. Исключение в цифровых сервисах ЦПТК бумажного документооборота означает, что бумажные формы документов могут появляться исключительно только в виде распечатки их электронных форм, существующих в стандартизированном виде в ЦПТК.

Принципы успешного развития ЦПТК

Защита информации цифровых сервисов обеспечивается оператором ЦПТК за счет существующих специализированных ресурсов. ЦПТК представляет собой альтернативный вариант реализации нейтральной информационной среды субъектов транспортно-логистических процессов с возможными конкурентными преимуществами для них:

  • нейтральность к бизнесу;
  • нейтральность к форме и целям государственного контроля;
  • быстрота и достоверность обработки информации;
  • ликвидация бумажного документооборота;
  • комплексность сервисов;
  • качество и надежность и др.

Все информационно-технологические сервисы ЦПТК по организации электронного безбумажного взаимодействия реализуются ЦПТК от имени и по поручению реальных участников транспортно-логистических процессов (перевозчиков, складских операторов, экспортеров и импортеров, декларантов, экспедиторов) в соответствии с существующим законодательством РФ и ЕАЭС. Создание, эксплуатация и совершенствование ЦПТК осуществляются на основе следующих принципов:

  • соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ЕАЭС;
  • полнота, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации, поступающей в ЦПТК, общедоступность и открытость предоставляемой ЦПТК информации;
  • однократность предоставления, сбора, размещения в ЦПТК информации, аналогичной по содержанию, степени детализации и периодичности, с последующей организацией обмена такой информацией между информационными ресурсами пользователей ЦПТК;
  • многократность использования информации, размещенной в ЦПТК;
  • цифровое взаимодействие ЦПТК и иных информационных систем субъектов транспортного комплекса РФ;
  • использование ЦПТК существующей инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем и органов исполнительной власти для выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в электронной форме;
  • непрерывность и бесперебойность функционирования ЦПТК;
  • обязательность применения при размещении информации в ЦПТК унифицированных справочников, классификаторов и реестров;
  • использование электронной подписи в соответствии с законодательством РФ и ЕАЭС при предоставлении информации в ЦПТК;
  • использование унифицированных единых форматов для взаимодействия с иными информационными системами;
  • обеспечение безопасности РФ при создании, эксплуатации и совершенствовании ЦПТК;
  • обеспечение единства нормативно-справочной информации, в том числе применение единых словарей, справочников, реестров и классификаторов;
  • обеспечение возможности интеграции ЦПТК с наднациональными и международными информационными системами в интересах транспортного комплекса РФ.

Новый подход к организации бизнес-процессов

Цифровые сервисы ЦПТК создаются преимущественно с применением современных механизмов цифровой трансформации, интегрирующих любые возможные имеющиеся на рынке информационные приложения, для достижения требуемого результата. Преимущественное использование технологий цифровой трансформации диктуется необходимостью минимизации временных и финансовых затрат на разработку сервисов ЦПТК. В этом случае последние не подменяют существующие на рынке цифровые сервисы и не конкурируют, а интегрируются с ними для получения нового качества и достижения максимальной эффективности транспортно-логистических процессов. Цифровая трансформация диктует необходимость кардинальных изменений в подходах к организации бизнес-процессов цифровых сервисов ЦПТК, затрагивающих абсолютно все их аспекты. В основе трансформации лежит идея непрерывной модернизации бизнес-процессов и сервисов, постоянного их улучшения. Главное в цифровой трансформации – это те инвестиции в технологии, которые изменяют сам метод реализации сервисов, сам принцип организации бизнес-процессов, в технологии, которые меняют и стратегию развития бизнес-проекта, и его инфраструктуру. Трансформируется не только сама модель организации бизнес-процессов информационного взаимодействия, трансформируются и производимые информационно-технологические сервисы. Они приобретают новое качество, которое касается как их параметров эффективности (себестоимости, цены, производительности), так и абсолютно новых критериев (безопасности, экологичности, доступности, культуры).


Построение информационно-технологических сервисов ЦПТК в парадигме цифровой трансформации диктует необходимость тесной интеграции бизнес-процессов, построения "сквозных" технологий, определения параметров качества производимых услуг, их непрерывного управляемого развития в соответствии с требованиями экономики. Результат – это новая инфраструктура сервисов, которая отвечает запросам на интеграцию, инновационность технологий, тесное взаимодействие с партнерами и клиентами. Цифровые сервисы в новых условиях – это быстрая интеграция самых современных инноваций вместо длительной, трудоемкой и дорогостоящей их разработки в старой парадигме. Требование трансформации – поддерживать непрерывное развитие единой информационной среды. Изменение в логистике услуг неизбежно приводит к реинжинирингу бизнеса, который, в свою очередь, требует достижения нового качества управленческих процессов. Трансформация непрерывна, необходимость трансформации возникает всегда, и поэтому движение в этом треугольнике "логистика – реинжиниринг – управление" происходит постоянно.

Автоматизация бизнес-процессов и цифровая трансформация: в чем разница?

Следует отметить отличие простой автоматизации бизнес-процессов от цифровой трансформации. В первом случае цифровые инновации внедряются в старые технологии, модернизируются старые информационные сервисы. Во втором случае с нуля создаются новые информационно-технологические сервисы и новые бизнес-процессы, основанные на новой цифровой стратегии. Цифровая трансформация, интегрируя необходимые информационные компоненты различных источников, позволяет реализовать новые сервисы сетевого управления ресурсами подведомственных бизнес-процессов. Проще и дешевле становятся механизмы управления рисками, аналитические услуги интеллектуальной среды управления знаниями и корпоративной нормативной базой. Новые тенденции заставляют производителей инфраструктурных информационных компонент переходить на сервисные схемы реализации своих услуг. Это дает возможность интеграции самых современных инноваций и в области управления базами данных без рисков потери суверенитета реализуемых сервисов.

"Единое окно"

Принципиальным элементом цифровой трансформации, который необходимо учесть при реализации корпоративной единой информационной среды ЦПТК, является смена принципов интеграции сервисов. Место конкуренции занимают партнерство и кооперация услуг, основанные на информационном обмене, взаимовыгодное сотрудничество. Кооперация в условиях цифровой экономики носит абсолютно инновационный характер – взаимного предоставления новых информационных услуг. Используя партнерские сервисы, ЦПТК может создавать свои собственные новые электронные услуги, которые также могут быть реализованы иными цифровыми структурами для создания более сложных интегральных сервисов, может выставлять их на отраслевой и международный цифровой рынок.

Одним из важнейших аспектов эффективного информационного взаимодействия логистических субъектов транспортных процессов является реализация принципа однократного предоставления информации, необходимой для обеспечения реализации процесса в стандартизированной и гармонизированной форме. Механизм "единого окна", обеспечивающий такую реализацию, является одним из фундаментальных элементов организации международных цепей поставок. С его помощью достигается устранение избыточности и дублирования данных в процессах информационного взаимодействия B2G и G2G, приводящих "к увеличению издержек и неэффективности при проведении внешнеторговых сделок".

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2018
Посещений: 7769

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций