Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Экосистема безопасности в современных цифровых городах

Экосистема безопасности в современных цифровых городах

В рубрику "All-over-IP" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Экосистема безопасности в современных цифровых городах

"Устойчивые города и населенные пункты" – одна из 17 стратегических целей ООН в области устойчивого развития. Еще в 2012 г. в итоговый документ конференции ООН по устойчивому развитию впервые были включены тезисы о том, что задачи снижения риска бедствий должны решаться в первоочередном порядке. Приоритетность обеспечения безопасности жизнедеятельности в рамках устойчивого развития была также подчеркнута в Сендайской рамочной программе по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг., принятой на 3-й Всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий
Алексей
Попов
Ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), к.т.н.
Оксана
Якимюк
Генеральный конструктор АПК ”Безопасный город"

Эффективным инструментом смягчения рисков чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) на местном уровне является всемирная кампания "Повышение устойчивости городов: мой город готовится!" Международной стратегии уменьшения опасности бедствий (МСУОБ) ООН, которая реализуется в рамках Сендайской рамочной программы [1].

Именно в блоке "Устойчивое развитие городов" Европейской экономической комиссией ООН в 2012 г. было сформировано новое направление "Умный устойчивый город", под которым стали понимать "инновационный город, использующий информационно-коммуникационные технологии и другие средства для повышения уровня жизни, эффективности деятельности и услуг в городах, а также конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах" [2].

Законодательные основы

Устойчивость социально-экономического развития любой страны в основном определяется состоянием ее национальной безопасности, то есть возможностями государства по эффективному противодействию возникающим вызовам и угрозам.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, подчеркивается, что "настоящая Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны" и она осуществляется в том числе путем "повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения".

В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, из семи названных в ней больших вызовов шесть непосредственно связаны со сферами обеспечения безопасности жизнедеятельности, а приоритетным направлением этого развития было названо "противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму".

Вместе с тем одним из основных направлений государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 г., основы которой утверждены Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 12, названа реализация Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг.

При этом ключевым инструментом повышения качества и эффективности государственного и муниципального управления, в том числе и управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации кризисных ситуаций (антикризисного управления), является информатизация.

Внедрение автоматизированных систем

Как отмечается в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203, "информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка".

За последние два десятилетия на территории России было создано и развивалось значительное количество слабоинтегрированных федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем в различных сферах обеспечения безопасности жизнедеятельности (защиты от ЧС, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания).

Данные системы, кроме сопряжения друг с другом, должны также взаимодействовать с автоматизированными системами в других областях государственного и муниципального управления (рис. 1), так как именно в них формируется основная информация об объектах защиты (транспортных, энергетических, социальных и др.).


Разнородность и независимость этих систем затрудняют межведомственное и межуровневое взаимодействие, снижают оперативность их совместного согласованного использования в процессах антикризисного управления и, в конечном счете, увеличивают время реагирования на угрозы и возникновение кризисных ситуаций. При этом дублируются функции и задачи систем, возрастают совокупные расходы консолидированного бюджета на их разработку и эксплуатацию, включая и затраты на информационно-техническое сопряжение взаимодействующих систем.

Как следствие, такая "лоскутная" автоматизация не способствует дальнейшему снижению возможных негативных социально-экономических и политических последствий кризисных ситуаций, ожидаемому от информатизации органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Комплексный подход к безопасности

Еще в 2010 г. руководством МЧС, МВД и ФСБ России была утверждена и направлена для реализации в субъекты Российской Федерации концепция комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, основной целью которой являлось обеспечение совместимости существующих и создаваемых автоматизированных систем на территориях субъектов Федерации.

Однако эта концепция не имела необходимого правового статуса, так как не была утверждена распоряжением Правительства РФ. При этом в составе пользователей системы, определенных названной концепцией, отсутствовали органы местного самоуправления.

В целях методического обеспечения решаемых задач по информатизации антикризисного управления на муниципальном уровне распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 2446-р была утверждена концепция построения и развития АПК "Безопасный город".

Курс на цифровую трансформацию

В паспорте подпрограммы "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 300 (в ред. постановления Правительства РФ от 30.03.2018 № 377), подчеркнуто, что "реализация подпрограммы обеспечит выполнение к 2020 г. первоочередных мероприятий по построению и развитию в муниципальных образованиях сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" и позволит сформировать в субъектах Российской Федерации ключевой компонент комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности". Дальнейшее повышение качества и эффективности системы антикризисного управления РФ должна обеспечить ее полномасштабная цифровая трансформация, начатая в рамках проекта "Безопасный город".

Основным результатом цифровой трансформации системы антикризисного управления станет создание единой цифровой экосистемы комплексной безопасности в рамках формирования общей экосистемы цифровой экономики РФ.

Информатизация процессов управления

Возможность цифровой трансформации определяется следующими глобальными трендами:

  • появление недорогих датчиков и эффективных технологий удаленного доступа к ним (Интернет вещей);
  • экономичное хранение и обработка информации в облачной среде;
  • успешные разработки в сферах информационно-аналитических технологий, таких как искусственный интеллект, Big Data и др.

Необходимость создания специализированной цифровой экосистемы комплексной безопасности обусловлена существенно более жесткими требованиями, предъявляемыми к оперативности, устойчивости и информационной безопасности систем антикризисного управления в сравнении с аналогичными требованиями к информационным системам в других областях государственного и муниципального управления.

Назревшая цифровая трансформация системы антикризисного управления РФ предусматривает комплексную, сквозную и "бесшовную" информатизацию процессов антикризисного управления на основе консолидации вычислительных и информационных ресурсов существующих и создаваемых федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем, в том числе:

  • разработку и внедрение сопряженных друг с другом федеральных, региональных и муниципальных цифровых платформ обеспечения безопасности жизнедеятельности для межведомственного и межуровневого сопряжения взаимодействующих систем, консолидации их информационных ресурсов, формирования и предоставления информационно-коммуникационных услуг по принципу "одного окна";
  • создание (развитие) специализированных федеральных, региональных и муниципальных интеграционных центров обработки данных в целях обеспечения функционирования вышеназванных цифровых платформ, хранения и эффективной аналитической обработки консолидированной информации;
  • постепенное уменьшение общего количества автоматизированных систем в сферах обеспечения безопасности жизнедеятельности на основе реализации их функций в интегрированных системах, формирование единой цифровой экосистемы обеспечения комплексной безопасности.

Типовые региональные и муниципальные платформы

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 12 одной из основных задач государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 г. является "внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения".

В целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных цифровых платформ обеспечения безопасности жизнедеятельности наиболее целесообразной представляется разработка типовых региональной и муниципальной платформ по взаимно согласованным требованиям, что позволит существенно облегчить формирование единой цифровой экосистемы комплексной безопасности. Как минимум, необходима разработка типовых сценариев реагирования, протоколов обмена данными, прогнозных моделей и т.д.

Такие типовые наработки могут быть достаточно легко адаптированы к специфическим особенностям субъектов РФ и муниципальных образований, однако этот подход требует финансирования из одного источника (федерального бюджета).

Вместе с тем наиболее продвинутые органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, имеющие необходимые компетенции в сферах информатизации антикризисного управления, в рамках проекта "Безопасный город" по согласованию с федеральными органами исполнительной власти уже начали эту работу самостоятельно, не дожидаясь выделения средств из федерального бюджета.

Единая унифицированная система комплексной безопасности

Заинтересованными федеральными органами законодательной и исполнительной власти рассматриваются предложения о создании Единой унифицированной системы комплексной безопасности (ЕУСКБ).

С позиций системного подхода структура общегосударственной территориально распределенной информационной системы, каковой является ЕУСКБ, должна строиться с использованием принципа "матрешки" и включать в себя структурные подсистемы регионального уровня, которые, в свою очередь, формируются из соответствующих муниципальных подсистем. При этом эффективно выстроенная архитектура такой информационной системы предполагает исключение дублирования функций и задач у составляющих ее подсистем на разных уровнях. ЕУСКБ должна вертикально и горизонтально интегрировать федеральные, региональные и муниципальные сегменты обеспечения природно-техногенной безопасности, правоохранительные сегменты и сегменты обеспечения безопасности среды обитания (рис. 2).


Каждый сегмент ЕУСКБ представляет собой совокупность автоматизированных систем, сопряженных друг с другом на рассматриваемом уровне управления с использованием соответствующей цифровой платформы, и взаимодействует с помощью этой платформы с другими смежными сегментами.

Здесь необходимо отметить, что обеспечение безопасности жизнедеятельности определяется главным образом полномочиями органов государственной власти, а не местного самоуправления.


Включение взаимодействующих федеральных и региональных автоматизированных систем в единую цифровую экосистему комплексной безопасности позволит не только получить на вышестоящих уровнях необходимые исходные данные от муниципальных и объектовых систем, но и эффективно использовать информационно-вычислительные ресурсы этих государственных систем на местном уровне, исключить ненужное дублирование функций и задач в региональных и муниципальных системах, существенно снизить совокупные расходы консолидированного бюджета.

Разработка муниципальных и региональных платформ: модульный подход

В настоящее время Минстрой России готовит предложения по проекту "Цифровой город".

С учетом положений, раскрытых в данной статье, будет целесообразно, чтобы общая экосистема цифровой экономики города включала в себя не только экосистему управления городскими ресурсами, но и тесно взаимодействующую с ней городскую экосистему обеспечения безопасности жизнедеятельности (АПК "Безопасный город").


В этой связи для проекта "Цифровой город" актуальной становится разработка типовой муниципальной цифровой платформы обеспечения безопасности жизнедеятельности (типовой муниципальной платформы АПК "Безопасный город"), сопрягаемой с взаимодействующими универсальными платформами управления городскими ресурсами, а также с вышестоящей типовой региональной цифровой платформой обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Типовая муниципальная платформа АПК "Безопасный город" должна легко адаптироваться к особенностям любого города и обеспечить создание городского программно-технического комплекса "Единый центр оперативного реагирования" (ЕЦОР), его сопряжение в интересах органов местного самоуправления с государственными информационными системами и эффективное функционирование во взаимодействии с другими комплексами городского хозяйства.

При этом названная выше типовая региональная платформа, которую будет целесообразно разработать в программе "Цифровая экономика" (например, в рамках федерального проекта "Государственное управление"), должна обеспечить не только оперативное и качественное взаимодействие создаваемых ЕЦОР с региональными и федеральными автоматизированными системами, но и предоставление основных сервисов "Безопасного города" в небольших городах и муниципальных образованиях, в которых создание ЕЦОР не планируется.

При разработке типовых муниципальной и региональной платформ будет эффективно в полной мере использовать возможности базовых инфраструктурных цифровых платформ и "сквозных" технологий, создаваемых в рамках программы "Цифровая экономика" (Интернет вещей, Big Data, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра и др.).

Только такой модульный подход позволит существенно ускорить разработку новых сервисов обеспечения безопасности жизнедеятельности и соответствующего отечественного прикладного программного обеспечения.

___________________________________________
1 С учетом терминологии программы "Цифровая экономика Российской Федерации" под цифровой платформой здесь понимается основанная на совокупности информационных технологий, продуктов и услуг система организации электронного взаимодействия субъектов (производителей и потребителей услуг), открытая для присоединения новых субъектов и позволяющая субъектам создавать собственные продукты и услуги и в дальнейшем предоставлять их с использованием платформы.

Литература:

  1. Олтян И., Арефьева Е. 10 принципов повышения устойчивости городов: используем методику ООН // Системы безопасности. – 2018. – № 3. – С. 32–34.
  2. Показатели "умных" устойчивых городов, разработанные ЕЭК ООН – МСЭ // ECE/HBP/2015/4.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #5, 2018
Посещений: 586


  Автор
Алексей Попов

Алексей Попов

Ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), к.т.н.

Всего статей:  2


  Автор
Оксана Якимюк

Оксана Якимюк

Генеральный конструктор АПК ”Безопасный город"

Всего статей:  1

В рубрику "All-over-IP" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций