Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Город в движении: как цифровые технологии меняют будущее транспорта

В рубрику "All-over-IP" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Город в движении:как цифровые технологии меняют будущее транспорта

На дорогах России первый автопилот появился в 1958 г., когда проехала первая электричка без машиниста. А значит, большой задел по автоматизации и созданию умного транспорта у нас есть давно. Давайте разбираться, какие могут быть варианты дальнейшего развития в этом направлении
Виталий Горбушин
Ведущий консультант по технологиям и облачным решениям Oracle в России

Урбанизация продолжается, происходит отток населения из маленьких городов и поселков в большие. По некоторым оценкам, к 2060 г. 60% населения мира будет жить в городах (сейчас 50%). Растет средний класс, и людей, которые покупают автомобили, становится все больше и больше. Следовательно, увеличивается нагрузка на городскую инфраструктуру и дороги. Высокое количество пробок ведет к негативным последствиям: задержке доставки товаров, опозданию людей на работу и т.д.

С другой стороны, несмотря на все усилия производителей, транспорт продолжает загрязнять атмосферу.

Потенциальные решения

Технологии продолжают активно развиваться, появляются новые бизнес-модели, правила ведения бизнеса на транспорте и способы его использования.

В последнее время наблюдается появление таких новшеств, как каршеринг (использование автомобилей, находящихся в свободном доступе в городе), разнообразные типы такси, которые можно вызывать с помощью мобильного телефона, совершенствование городского общественного транспорта. Кроме того, самые актуальные тенденции урбанистики – это развитие пешеходных зон в крупных городах, безмоторного транспорта, велосипедов.


Если внимательно рассмотреть проблему транспорта в больших городах, то можно увидеть факторы, которые тормозят внедрение нововведений: законы, политические вопросы, использование земли, сложившаяся структура городов, привычки потребителей и др.

В то же время многие технологические аспекты, наоборот, помогают решению транспортных проблем, как и новые способы взаиморасчетов за перевозки. Например, в области частных автомобилей интересные тренды связаны с поездками без водителя, постоянным подключением к Интернету, переходом на полностью безопасные электрические двигатели, шерингом, автономным вождением в целом (автомобили, грузовики, поезда без водителей). Это все приводит к оптимизации затрат на транспорт, уменьшению простоя, четкому выполнению графика, снижению количества аварий, пробок и т.д.

Постоянное подключение

В постоянном подключении автомобиля к Интернету важную роль играют информационные технологии: нужно в реальном времени анализировать трафик, прокладывать маршрут, обеспечить связь между автомобилями, чтобы они не столкнулись, и связь автомобиля с городом, чтобы спланировать правильный маршрут или изменить его в режиме реального времени в зависимости от ситуации.


Такие вещи уже широко распространены во всем мире, и надеемся, что они придут и во все российские города, а не только в большие.

Электрификация

Появляется все больше электрических машин. В Москве с них не берут деньги за парковку и не облагают транспортным налогом. Это примеры того, что регуляторы серьезно озабочены транспортными проблемами и делают все, чтобы каким-то образом их решить.

Каршеринг

Данное направление еще недостаточно развито, подобного рода машин на улицах мало, и они простаивают большую часть времени. Но видится, что за этим способом передвижения будущее. Особенно если он пойдет в комбинации с совместным использованием, когда один человек взял машину и еще подвез на работу сослуживца. Вот уже машин требуется в два раза меньше. Такие гибридные сервисы могут очень сильно изменить ситуацию на дорогах.

Автономные автомобили

Это мировой тренд с огромными перспективами. Сейчас все (и производители машин, и информационные компании Uber, Yandex и т.д.) озабочены созданием автономного способа передвижения, который очень тесно связан с приходом в будущем технологии 5G (передача по сетям связи на высоких частотах с большой плотностью радиоканала). Производители разрабатывают бортовое оборудование на машинах (правда, пока оно еще достаточно громоздкое), а операторы связи – стандарты на новые сети. В ближайшие годы эти две тенденции сольются, и уже ничего не будет удерживать от того, чтобы машины ездили без водителей. При условии качественной связи есть надежда, что это снизит аварийность на дорогах и позволит уменьшить пробки в больших городах.

Пешеходы и велосипеды

Самый кардинальный способ избавиться от машин – не ездить на них. Вводятся большие пешеходные зоны, людей призывают пользоваться велосипедами. Но тут тоже есть свои проблемы. Например, в Китае большое количество компаний сдают в аренду велосипеды, люди на них ездят, а потом попросту бросают, что ведет к захламлению города. Государство организовало стоянки на стадионах для сбора этих велосипедов, но и они уже переполнены. Брошенные велосипеды оказались никому не нужны – проще выпустить новый велосипед и поставить его опять на первую стоянку.


Таким образом, в больших городах ищут оптимальные решения для развития этой сферы.

Общественный транспорт

Чем больше людей будут ездить на общественном транспорте, тем меньше будет частных автомобилей на дорогах. Общественный транспорт вносит огромнейший вклад в снижение загрязнения и уменьшение количества пробок. Здесь в первую очередь требуются удобство и четкость расписания, слежения за транспортом: где он находится, с какой скоростью движется, когда прибудет в конкретную точку, то есть контроль в реальном времени и прогноз его движения. И это все завязано на информационных технологиях.

Мобильные сервисы

Уже обычным делом стало использование мобильных технологий, то есть использование мобильных устройств и новых приложений для заказа транспорта (информационное такси Uber, Яндекс.Такси и др.). В каждой стране существуют свои компании, которые этим занимаются, а также компании-интеграторы, собирающие всех под своим "зонтиком".

В последние годы на американском рынке инвестиции в мобильные сервисы растут, особенно их удалось привлечь компании Uber. В этой области частный капитал видит наибольшие перспективы зарабатывания денег.

Рассматриваются возможности перехода от индивидуального транспорта к использованию многомодального – когда можно пересаживаться с одного транспорта на другой очень быстро, точно зная свой маршрут, и когда много людей могут использовать одни и те же средства передвижения. Это активно применяется в корпоративном транспорте, когда заказываются небольшие автобусы, которые собирают людей и привозят их на работу. При таком подходе значительно сокращается трафик личного автотранспорта.

Общественные аспекты

Еще одно важное направление работы – это исправление ситуации с точки зрения утверждения правил оказания новых услуг и создания возможностей для их развития на муниципальном уровне.

Нововведения в технологиях в то же время вызывают и отторжение. Например, в Испании проходили забастовки и было сильное противодействие таксистов приходу Uber и других компаний – они не допустили их на свою территорию. Поэтому такси в Барселоне продолжают хорошо себя чувствовать. В других странах они вытесняются, поглощаются или меняют тактику. И здесь очень важно регулирование со стороны соответствующих служб муниципалитетов: что они хотят создать в своем городе, как они видят перспективу. Применяя новые технологии (информационные, мобильные приложения), развивая стартапы и четко определяя законы, можно легко регулировать развитие транспорта в каждом конкретном городе.


При этом нужно учитывать потребности населения, потребителей и автолюбителей – что им нужно? Куда они должны передвигаться, зачем они должны передвигаться? Может быть, им вообще не нужно передвигаться, а нужно перенести место работы поближе к жилью, и тем самым проблема будет решена?

Интерес со стороны инвесторов

Государство и очень крупный бизнес вкладывают большие инвестиции в развитие, например, железнодорожного транспорта: строительство высокоскоростных магистралей, запуск поездов без машинистов, автоматизацию контроля движения поездов (особенно грузового транспорта), логистику, компьютеризацию и автоматизацию системы, автоматизацию продажи билетов. В РЖД принята программа развития до 2025 г. с весьма амбициозными целями. Уже в 2018 г. начнется строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань.

Возможные ограничения во внедрении технологий

Серьезных ограничений в освоении технологий не наблюдается, наоборот, есть тенденция отхода от ограничений. К примеру, внедрена система "ЭРА ГЛОНАСС" экстренного реагирования при авариях. На все машины ставятся датчики, и в момент удара информация передается в экстренную службу, которая должна сразу приехать. За последние 5–7 лет труднейших переговоров удалось согласовать стандарты, по которым будут работать приборы, устанавливаемые в машины и работающие с ГЛОНАСС, кто и как их будет выпускать. Следующий этап – использовать эти технологии в коммерческих целях и передавать с их помощью дополнительную потребительскую информацию. Но на основе чего? Кто за это должен платить? По каким каналам передавать? Какие устройства ставить? Совместимы ли они с "ЭРА ГЛОНАСС"? Вот такие сейчас стоят вопросы и задачи.

Роль облачных систем

Как показывает опыт разработки Oracle, для создания исключительно новых, ранее не применявшихся на практике услуг с использованием мощи современных информационных технологий идеально подходят облачные решения. Объяснение очень простое: заранее неизвестно, какая из услуг будет востребована большинством клиентов и потребует значительных вычислительных ресурсов. Поэтому очень важна гибкая и оперативная масштабируемость ИТ в любое время с обеспечением высокого качества, что возможно только в облаке. Постоянно покупать и продавать серверы – это лишние затраты денег, а оперативное масштабирование при высокой производительности можно получить сразу, благодаря облакам, и это самое доступное решение.

Общемировые тренды

В некоторых странах количество автомобилей уменьшается благодаря комплексу тенденций, описанных выше. Например, в США использование личного транспорта снижается как на отдельного человека, так и на домохозяйство. Но не все города одинаковы с этой точки зрения.

По исследованиям мировых агентств, их можно разбить на четыре крупных класса:

  • устойчивые, старые, не очень большие (Хельсинки, Вена и др.);
  • небольшие со значительным количеством личного транспорта (многие города США);
  • развивающиеся – растущие большие мегаполисы, где большой приток населения, строится новое жилье и новые дороги (Москва, Шанхай, города Мексики);
  • установившиеся мегаполисы – большие города, но уже стабильные (Лондон, Нью-Йорк, Токио).

Если посмотреть на эти "архетипы" городов, то можно увидеть, что все же в целом количество автотранспорта в пересчете на душу населения снижается. При этом растет использование новых технологических стартапов ("новой мобильности"), количество передвижений без автомобиля (пешеходные зоны, велосипеды) и происходит развитие общественного транспорта.

Таким образом, все рассмотренные тренды находят подтверждение практически во всех классах городов с небольшими вариациями (где-то в большей степени, где-то в меньшей), но везде – опираясь на информационные технологии.

Поиск универсального решения

В гибридной модели нового транспорта и заключается решение многих проблем. В современном мире это, прежде всего, будет зависеть от развития информационных технологий, от знания, где находится транспорт, кто на нем поехал, куда поехал, где его заправить, где находится электрическая розетка для автомобиля и т.д. Вот такое управление всем транспортом в реальном времени через информационные каналы, мне кажется, решит проблему перегруженности дорог в больших городах.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2018
Посещений: 3577

  Автор

 

Виталий Горбушин

Ведущий консультант по технологиям и облачным решениям Oracle в России

Всего статей:  1

В рубрику "All-over-IP" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций