В рубрику "All-over-IP" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Согласно определению Европейского института по стандартизации в области телекоммуникаций, умный город подразумевает системный подход к использованию инфокоммуникационных технологий и анализу данных для предоставления услуг по управлению природными, энергетическими и городскими ресурсами, способствующими устойчивому экономическому развитию и обеспечению высоких стандартов жизни. В этом определении нужно выделить ключевые слова – "системный подход", то есть развитие умных городов должно быть системным. Однако на практике это происходит по-разному.
В Москве, Санкт-Петербурге и Казани существуют определенные программы развития умных решений, работают проектные офисы, но для небольших городов таких программ нет, и им необходимо определиться с тем, какие ключевые системы и технологии нужно внедрять, чтобы эффективно решать вопросы социально-экономического развития.
Существует несколько подходов, которые используют муниципалитеты различных стран при внедрении и развитии технологий умного города:
Из перечисленных подходов наиболее эффективным, системным и правильным для большинства российских городов является второй. При системном подходе у администраций городов и муниципалитетов возникает ряд вопросов, на которые необходимо ответить, прежде чем начать развитие умного города:
Документы стратегического планирования помогают администрациям разобраться с данными вопросами.
На первый вопрос отвечает стратегия умного города, которая разрабатывается с учетом существующих нормативных актов на федеральном, региональном, муниципальном уровне, анализа ключевых проблем города, которые определяются по результатам диагностики, а также лучших российских и мировых практик, полученных в российских и международных рабочих группах по развитию и стандартизации технологий умного города.
При этом такая концепция напрямую связана со стратегией социально-экономического развития города и нацелена на решение ключевых социально-экономических задач.
Второй вопрос решается в рамках плана реализации разработанной стратегии, которая определяет временные этапы внедрения и развития отдельных элементов умного города с учетом актуальности конкретных проблем, существующих возможностей финансирования проектов, планов по привлечению инвестиций, технических сложностей, регуляторных барьеров, которые возникают при внедрении решений, а также готовности рынка к реализации того или иного решения.
Например, если у администрации конкретного региона есть желание развивать сеть 5G, то, скорее всего, это не получится, так как на сегодняшний день нет готовых коммерческих решений по 5G, а также спецификаций и стандартов, по которым такие решения смогли бы работать.
На этот вопрос отвечает набор согласованных технических заданий для функциональных платформ умного города. Такие ТЗ должны составляться с учетом потребностей администрации для решения ключевых задач, а не с учетом тех возможностей, которые предлагают поставщики конкретного решения. Обычно практика показывает, что через определенное время реализованного готового решения недостаточно и необходимо новое, а предыдущее лежит тяжелым грузом на плечах администрации.
Технические задания согласованы с самой стратегией развития города – существует тесная взаимосвязь между тем, что сам город определил в качестве ключевых направлений развития, и техническими задачами, требованиями к платформам, которые планируются к внедрению. Все платформы и их функции согласованы между собой, определяют порядок взаимодействия и форматы обмена данными и то, как каждая из этих платформ влияет на работу других. Тем самым обеспечивается их согласованность и отсутствие дублирования функций.
Решение этого вопроса должны обеспечить бизнес-модели инвестиционных проектов умного города. Если администрация имеет бюджет на реализацию работ, проблем с поиском поставщиков и исполнителей не возникает и такие проекты реализуются в рамках ФЗ-44.
Если же у администрации денег нет (а эта проблема является ключевой для большинства небольших муниципалитетов), то встает сложная задача привлечения финансов в данные проекты. В небольших городах инвесторы сами по себе не придут, и в этом случае необходимо сформировать для них выгодные и понятные условия.
Варианты финансирования проектов умного города могут быть следующими:
При внедрении проектов умного города прежде всего нужно понимать, какие задачи они будут решать. Должна быть выстроена ключевая связь между стратегией социально-экономического развития региона или города с конкретными показателями, по достижению которых оценивается деятельность администрации, и системами, которые будут способствовать достижению поставленных целей и задач.
Набор стратегических документов позволяет администрации города реализовать системный подход в развитии умного города, для того чтобы принятые решения были нацелены на развитие экономики города, повышение качества городских услуг и безопасности жизни.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2018
Посещений: 4035
Автор
| |||
В рубрику "All-over-IP" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций