В рубрику "All-over-IP" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Цифровизация –что это на самом деле? |
В общем понимании цифровизация – это процесс, который использует все возможности сбора данных, приложений, новых бизнес-моделей, ИТ-технологий, Интернета вещей, Индустрии 4.0, связанных вещей и облачных вычислений для развития существующего бизнеса или создания нового. Ее можно сравнить с изобретением книгопечатания, до которого не было массового распространения информации. С помощью же книг стало возможным влиять на все сферы жизни – от продаж до культуры.
Сегодня миллиарды вещей во всем мире уже связаны с Интернетом, объединены сетью и могут выполнять различные функции независимо от владельца, например автомобили и смартфоны. В каждой машине насчитывается более 50 сенсоров ускорения, давления, температуры и т.д.
В сложившихся обстоятельствах крупным компаниям важно ответить на вопрос: как и когда нужно начать движение бизнеса в сторону цифровизации? Здесь важно как не медлить, так и не слишком спешить.
Цифровизация включает в себя три ключевых элемента:
Их становление началось когда-то с единичных компьютеров, которые позже объединились в локальную, а затем в глобальную сеть и Интернет вещей.
Сегодня драйверами цифровизации являются новые бизнесы, ускорение выхода на рынок, большая гибкость в производстве, улучшение качества и коммуникации с потребителем. Кроме того, мы стремимся к улучшению эффективности, уменьшению затрат и удобству жизни в целом, а значит более тесное взаимодействие машины и человека неизбежно. С этой точки зрения неудобство может также быть мощным драйвером инноваций. Примеры из истории только подтверждают данную мысль.
В конце 1960-х гг. первая "волна" удобства начала сходить на нет, когда пользователям требовалось подстраиваться под текущие технологии. Технические решения уже не могли убедить людей ими пользоваться, так как нужно было следовать конкретным инструкциям. К примеру, кухонный робот, созданный в начале 1960-х гг., был настолько большим и дорогим (около 10 тыс. долларов), что его невозможно было продать. В итоге компания-производитель обанкротилась. С первым Sony Walkman началась следующая "волна" удобства. В то время уже было много передовых технических решений, но почти не было программного обеспечения. Поэтому следующим этапом стало развитие технологий с большой составляющей ПО: онлайн-музыка, Apple iTunes, WhatsApp и т.д.
При этом удобство не означает что-то бесплатное. Люди готовы за это платить большие деньги.
Если вовремя не среагировать на происходящие изменения, это может привести бизнес к необратимым последствиям. Впечатляющим примером последних 15 лет является компания Kodak. Цифровая фотография была придумана в ней, однако менеджмент пропустил главный момент, когда нужно было выйти с этим продуктом на рынок.
DVD-вендоры, особенно в США, попали в очень похожую ситуацию: они оптимизировали все процессы, организовали очень быструю доставку, но в итоге их заменили стриминговые сервисы. Они потеряли своих клиентов и обанкротились.
Если рассмотреть структуру мировых бизнес-систем в процессе становления и развития, то их можно разделить на следующие типы:
Таким образом, главные элементы цифровизации – это:
Ключевой вопрос в том, на каком из этих элементов нужно сфокусироваться компании в первую очередь во время трансформации.
Определенные трудности в процессе цифровизации испытывают крупные компании. Причина в том, что они уже имеют частично оптимизированные производства и административные процессы, коммуникацию с потребителями, схемы закупок и сеть поставщиков. Использование разного типа ПО для различных процессов внутри компаний также мешает быстрым изменениям. Их типичный аргумент в данном случае: "Все работает и все довольны, зачем что-то менять?"
Другое препятствие связано со взглядом Европы, в которой живы старые традиции, на цифровизацию. Слишком консервативный менталитет приводит к тому, что в Германии только появляется возможность оплачивать покупки с помощью смартфона, а в Африке это уже можно использовать.
Одним из самых интересных с точки зрения цифровизации является мобильный рынок. Удобная мобильность – мечта всех и каждого, так как перемещение из одного места в другое часто занимает огромное количество времени, особенно в мегаполисах.
Наиболее целесообразным видится переход от индивидуального вождения к автономному. Однако помимо технических вызовов это повлечет за собой вызовы, связанные со взаимодействием человека и автомобиля. Основной вопрос в том, готовы ли мы передать автономным системам ответственность за принятие решений на дорогах. Ведь при автономном вождении будут соблюдаться определенные правила, а человек может им не следовать, и это способно привести к сложным ситуациям. Есть множество успешно реализованных примеров цифровизации в различных сферах, которые помогают улучшить жизнь:
В качестве резюме можно сказать, что цифровизация уже преобразила современный мир и в перспективе изменения будут еще более значительными.
Цифровизация – сложный процесс, и он поднимает сложные темы для обсуждения. Ниже – пять из них:
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #6, 2018
Посещений: 2547
Автор
| |||
В рубрику "All-over-IP" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций