Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Колеса для Cash-менеджмента

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Колеса для Cash-менеджмента

А.В. Козлов
Председатель правления
НКО "БРИНКС"

В западной терминологии есть такое понятие, как Cash-management. В него входит весь цикл движения наличных денежных средств между юридическими лицами. Фактически Cash-management делится на две части: кассовую и "колесную". Первая связана с проверкой и пересчетом денег, формированием банкоматных кассет и разменных наборов для кассиров. Вторая – непосредственно с перевозкой денег, инкассацией, загрузкой-выгрузкой банкоматов и т.п.

Хотелось бы подчеркнуть принципиальную разницу между перевозкой и инкассацией. Перевозкой называется перемещение груза из пункта А в пункт Б. Грузом могут выступать любые наличные средства, как рубли, так и иностранная валюта. Типичный пример – перевозка денег из кассы банка в его обменный пункт. Инкассация же – более сложный процесс и предполагает перевозку денег для обработки и зачисления на банковский счет. То есть когда вы в торговом предприятии забираете выручку, чтобы привезти ее в некий кассовый узел, пересчитать, распознать фальшивки, ветхие купюры, подбить баланс и зачислить юридическому лицу на счет – это уже инкассация, а не перевозка.

"Лицензированные" перевозчики

По общему правилу, деятельность по перевозке ценностей любого рода по российским законам не лицензируется и не сертифицируется. Если вы завтра решите оказывать услуги по перевозке каких-либо ценностей, вам никаких разрешений получать не нужно. При этом на ваше усмотрение остаются вопросы страхования груза, использования бронированного транспорта, вооруженной охраны и т.д.

Исключением из данного правила будут инкассация и перевозки, связанные с операциями по обслуживанию банкоматов – так как данные операции являются операциями банковскими, ими имеют право заниматься только кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка России.

Кредитные организации делятся на две категории: собственно банки и небанковские кредитные организации (НКО), которых по стране всего около сорока и которые, в отличие от банков, не работают с физическими лицами, не предоставляют кредиты и не привлекают депозиты. И только в отношении сотрудников банков или НКО с точки зрения закона корректно употреблять термин "инкассатор".

Однако сегодня существует множество компаний, которые занимаются перевозкой денег как на законных, так и на не вполне законных основаниях. Например, многие частные охранные организации (ЧОО) в своей рекламе предлагают услугу по инкассации, которые на поверку являются вооруженным сопровождением и только. Проводимые операции технически несложны: сотрудники ЧОО берут из банка кассира, сажают в бронемашину с охраной, а все юридически значимые операции производит банковский кассир. В этом случае закон не нарушается, но к инкассации эта деятельность отношения не имеет и в недобросовестной рекламе сознательно производится подмена понятий для повышения значимости (и соответственно стоимости) предлагаемой ЧОО услуги.

Вместе с тем говорить о серьезной конкуренции на рынке инкассации между кредитными организациями, охранными предприятиями и обычными перевозчиками не приходится, поскольку каждый работает в своей нише. Например, в Москве не так много ЧОО, имеющих хороший бронированный транспорт. Все-таки их основная деятельность – охрана, и зачастую услуги по "инкассации" либо являются дополнительными, либо оказываются "своим" компаниям, например входящим в тот же холдинг. При этом нелишним было бы отметить неравные конкурентные условия между ЧОО и "официальными" инкассаторами. На любой кредитной организации лежат дополнительные финансовые и операционные нагрузки: от сдачи отчетности до выполнения банковских нормативов. Поэтому ЧОО могут себе позволить небольшой демпинг, выставляя более низкие цены.

До 1995 г. рынок инкассации регулировало МВД, и данная деятельность не относилась к банковским операциям. Затем, с принятием закона о банках и банковской деятельности, инкассация была внесена в перечень банковских операций, и регулятором этого сегмента рынка стал Центральный банк. Инструкции первоначально были очень жесткими, но они постоянно менялись, и последнее, актуальное сегодня положение 318-П в части инкассации стало наиболее либеральным из всех существовавших ранее. Установленные требования необходимы с точки зрения безопасности, предоставления определенных гарантий владельцам денежных средств и в то же время не содержат излишних обременений для инкассаторов.

Так, в частности, установлена общая норма, обязывающая вас для осуществления инкассаторской деятельности иметь бронированное транспортное средство и вооруженное сопровождение. Но если у вас есть страховка, покрывающая все риски, то требование в части вооруженного сопровождения остается, а относительно необходимости использования броневика – снимается. И теоретически, при наличии желания, вы можете перевозить денежные средства хоть на велосипедах. Центральный банк сегодня не регламентирует и соответственно отдает на усмотрение организаций-инкассаторов определение численности экипажа инкассаторской машины, наличие бронежилетов и специальных средств защиты, а также значительное количество иных технических вопросов, которые ранее, как это уже отмечалось, были излишне детализированы.

Риски и угрозы

Потребитель никак законодательно не ограничен в выборе метода перевозки денег. Он сам решает, к кому обратиться: к инкассатору, ЧОО или к частному перевозчику. Прежде всего, это вопрос оценки возможных рисков и их последствий. Из статистических данных мы видим, что чаще всего объектами нападений становятся сотрудники небольших компаний, которые не имеют серьезной подготовки. Если посмотреть полицейские сводки, примерно в 90% случаев атаке подвергаются именно такие курьеры, у которых отнимают миллион-два или три. Причем в большинстве случаев информацию о готовящейся перевозке сдают инсайдеры, поскольку такие компании никак не защищены от утечки информации. Курьеры не вооружены и никак не защищены, получают небольшие деньги за свою работу, что снижает их мотивацию. Для минимизации издержек небольшие компании часто отказываются от страховки. Поэтому для клиента такой компании важно решить для себя ключевой вопрос, что важнее: экономия на инкассации или те пропажи и потери, которые могут быть. Как правило, средняя выручка торговой точки – в пределах 100 тыс. руб. Цифра не слишком большая и риск соответственно невелик. Но если говорить о суммах в 2–3 млн, понятно, что у небольшой организации таких денег нет, и при ограблении их скорее всего вернуть не удастся.

Любой российский перевозчик скажет, что самый большой риск – тротуарный. В нашей стране мы ни разу (к счастью) не фиксировали прямых вооруженных нападений на бронированные автомобили, в отличие от, например, стран Латинской Америки или Африки, где нападают на броневики, стреляют из пулеметов и гранатометов – как в голливудских фильмах. Причина непопулярности такого вида разбойного нападения достаточно проста: оружие, способное пробить соответствующую стандартам броню, уничтожит и перевозимые деньги. И смысла в таком нападении нет. При этом одна из современных тенденций такова, что отсек с людьми бронируется по более высокому классу, чем груз. Все-таки человеческая жизнь – это самое ценное, а груз в большинстве случаев застрахован.

Спецкейсы

Существует много схем и разработок для безопасной перевозки денег, однако их внедрение в практику работы проблематично. Основная проблема в том, что, какие бы идеи и технические новинки мы ни предлагали, сколько бы ни вкладывали в тренировку и экипировку людей, конечный потребитель не готов за это платить. Одна из мировых тенденций с точки зрения безопасности перевозок и инкассации – использование специальных кейсов, уничтожающих или пачкающих краской содержимое. Они, конечно, снимают массу проблем, но в нашей стране практически не применяются, и в первую очередь по финансовой причине. Применение кейса может быть экономически обосновано лишь в том случае, если мы сокращаем экипаж хотя бы на одного человека. Стоимость одного такого кейса начинается от 150 тыс. руб. Как правило, кейс взводится на базе, после чего инкассатор может открыть и закрыть его всего один раз. Соответственно если на маршруте, например, 20–30 точек, то число кейсов будет соответствующим. А маршрутов могут быть десятки. То есть вложения будут огромными и вряд ли окупятся.

Кроме того, кейс наиболее эффективен, когда преступный элемент доподлинно знает, что это, и не пытается его обмануть. Иначе может возникнуть искушение попытаться его вскрыть. То есть для внедрения спецкейсов нужна серьезная информационная кампания, чтобы люди были в курсе, что из этого чемодана добыть деньги нельзя. Поэтому второй причиной непопулярности этого решения можно назвать низкую информированность о нем населения.

Активным началом повсеместного введения кейсов может стать соответствующее требование законодательства. Например, в некоторых странах Европы так и сделали, однако, кроме этого, там была широкая рекламная кампания в СМИ, сами броневики были обклеены надписями на разных языках, для неграмотных даже нарисовали соответствующие картинки. Вследствие чего нападения на инкассаторов прекратились. Но там клиенты готовы за это платить: средняя стоимость услуги по Европе может составлять примерно 1500 руб. на наши деньги, в то время как у нас она колеблется в пределах от 400 до 600 руб. Из этого следует, что при законодательном введении таких кейсов в России наиболее вероятными будут уход небольших организаций на серый рынок инкассации и повышение цен крупными компаниями, работающими по белой схеме, чтобы сбалансировать возросшие расходы.

Человеческий фактор

Одна из серьезных проблем для любой компании, перевозящей ценности, – это человеческий фактор. Должностные инструкции буквально пишутся кровью, и их несоблюдение влечет за собой и нападения, и другие проблемы, которых можно было бы избежать. Поэтому соблюдение дисциплины должно быть безусловным, как в армии.

Важный момент в работе инкассатора – постоянное обучение, поддержание хорошей физической формы и, что немаловажно, психологическая устойчивость. Человеческая психика такова, что со временем притупляется чувство опасности и работа может восприниматься как рутина. Мы постоянно доносим до персонала, что не бывает спонтанных нападений. Преступники готовятся к операции, выбирают место, выбирают конкретных людей, которые могут оказаться слабым звеном. Соответственно внешний вид инкассатора, его манера поведения, соблюдение или несоблюдение им правил и инструкций – дают наблюдателю определенный психологический портрет потенциальной жертвы: будет ли оказано сопротивление, можно ли подкупить или запугать членов экипажа и т.п. Поэтому здесь не может быть несущественных мелочей, важно, чтобы инкассатор всем своим видом давал преступнику понять, что с ним лучше не связываться.

Для контроля дисциплины и в целях повышения безопасности активно используется видеонаблюдение, но тут важно понимать, если у вас 40, 50 и более броневиков, то объемы видеоматериалов огромны и обработать их проблематично. Имеет смысл использовать кластерное наблюдение, при котором действия водителя начинают записываться, когда они выходят за рамки обычных: слишком сильное нажатие на педаль газа или тормоза, резкие движения рулем и т.п. Эти записи нужны не столько для онлайн-мониторинга, сколько для анализа, оценки ситуации и последующих выводов, которые ложатся в основу инструкций и позволяют постоянно актуализировать применяемые компанией меры безопасности. Второй момент – психологический: экипаж должен понимать, что камера не просто так висит в машине, что в любой момент может начаться запись, которую увидит работодатель. То есть проводится периодический контроль с последующей оценкой действий сотрудников, как негативной, так и позитивной.

В настоящее время в мировой практике на рынке перевозок ценностей явно прослеживается тенденция сокращения экипажа инкассаторской машины и одновременного внедрения технических средств, увеличивающих безопасность и защиту от несанкционированного доступа и прямых нападений. Например, в Великобритании и Ирландии, где законом запрещено ношение оружия, все функции (водитель, инкассатор и охранник) как правило, выполняет один сотрудник. Там здраво рассудили, что при вооруженном нападении нет разницы, сколько человек без оружия охраняют груз. Но при этом броневик снабжается массой устройств, ограничивающих возможность проникновения в него преступников. Таким образом, все эти меры вкупе с обязательной страховкой перевозок направлены на создание цивилизованного рынка инкассации, формированию которого уделяется большое внимание и в России.

Опубликовано: Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2012
Посещений: 11484

  Автор

Козлов А. В.

Козлов А. В.

Председатель правления
НКО "БРИНКС"

Всего статей:  1

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций