Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Колесные вставки Современные технологии эффективной защиты

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Колесные вставки
Современные технологии эффективной защиты

С появлением колесных вставок безопасности наконец-то удалось решить проблему защиты одного из уязвимых элементов конструкции бронированных автомобилей - шин. Кузов любого автомобиля можно превратить в настоящую "крепость на колесах", защитив его водителя и пассажиров с помощью броне-листов и бронестекол от пуль, выпущенных из огнестрельного оружия, от осколков мин и гранат. Но как защитить колеса?
С.А. Доронин
Директор компании "АРМЕТ"
Б.Ю. Сергеев
Директор института "Спецтехника"

Вставки безопасности: в чем польза?

Пуля обычного пистолета прошьет самую толстую резину насквозь, в результате чего автомобиль в лучшем случае остановится через несколько десятков метров, а в худшем - если он двигался с высокой скоростью - слетит в кювет или перевернется. Одним словом, через пару минут после прострела шины машина потеряет одно из важнейших защитных преимуществ - подвижность и превратится в неподвижную мишень.

Но это произойдет лишь в случае, если ее колеса не оборудованы вставками безопасности. Такая вставка не позволяет шине при полном выходе воздуха через пробоину слететь с обода и оголить колесный диск. Автомобиль сохраняет управляемость и хорошо тормозит даже на высоких скоростях, так что водитель по-прежнему способен его контролировать. Сохранение контакта между диском и шиной дает возможность какое-то время после прострела или прокола следовать в общем транспортном потоке, маневрировать, тормозить и набирать скорость в поисках удобного и безопасного места для остановки и замены колеса. В результате автомобиль продолжит движение в заданном направлении, а значит, не окажется в кювете и не перевернется. Но это не все.


Вставка позволит покинуть зону обстрела на большой скорости и двигаться на ней около трех километров, пройти следующий десяток километров со скоростью 40-50 км/ч и еще порядка 40 км - со скоростью в два раза меньше. При этом автомобиль сохранит управляемость: он совершит любые повороты не хуже чем с целыми шинами и, кроме того, уверенно преодолеет рвы, канавы, поваленные деревья, а также другие препятствия. Одним словом, вставки значительно повышают живучесть бронированного автомобиля и увеличивают шансы его водителя и пассажиров благополучно вырваться из засады в случае, если нападавшим удастся прострелить одно или даже два колеса.

Вставки на колесах внедорожников

Впрочем, вставки сегодня можно встретить не только на колесах армейских и специальных автомобилей. Многие владельцы обычных серийных внедорожников тоже стали их обладателями, несмотря на то что нарваться на засаду со стрельбой они могут разве что во сне. Почему? Дело в следующем.

Любой внедорожник, как известно, - машина тяжелая, с высоким центром тяжести и при этом мощная, а значит -скоростная. При проколе или порезе шины внедорожник, двигавшийся с высокой скоростью, может попросту не успеть остановиться, прежде чем из нее выйдет воздух, а значит, с большой долей вероятности шина слетит с диска.

Эта опасность серьезно возрастает, если в момент прокола автомобиль поворачивал или выполнял другой маневр. Слетевшая шина даже на ровном шоссе может привести к заносу или опрокидыванию внедорожника. Одним словом, создастся аварийная ситуация, чреватая самыми тяжелыми последствиями. А вставки гарантированно позволяют этого избежать.

В конце концов, даже если при обнаружении прокола шины удалось без проблем остановиться, то добраться до обочины из крайнего ряда многорядного шоссе без повреждения обода колеса будет практически невозможно: при таком маневре спущенная шина, скорее всего, слетит, а оголенный обод повредится, что особенно неприятно, если учесть его стоимость. А ведь прокол может случиться на мосту или в тоннеле, где обочины как таковой нет!

Другая причина приобретения вставок для колес неспециальных автомобилей -наличие среди владельцев внедорожников большого числа охотников, рыболовов и других любителей отдыха на природе. Если вдали от цивилизации чей-либо внедорожник повредит одно колесо, это еще ничего - можно поставить "запаску". А если проколота вторая шина? Тогда маленький прокол для владельца автомобиля, на котором не установлены специальные колесные вставки, выльется в большую проблему.

Устройство вставок

Быстрое разрушение шины, следующее за потерей давления, есть результат попадания закраины в монтировочную канавку. Выход из положения - закрывать канавку специальной металлической лентой после того, как шина будет установлена. Шина образует подушку из резины между диском и дорогой, препятствуя контакту обода с дорожной поверхностью и ограничивая скольжение. Находясь в контакте с внешней поверхностью металлической ленты, закраины шины ни при каких условиях не смогут попасть в монтировочную канавку.

Устроена колесная вставка безопасности довольно просто. Легок и ее монтаж на колесо - при наличии инструментов он занимает не больше пятнадцати минут. Выглядит вставка как подкова - металлическая дуга из двух частей, стягиваемых обычным болтом. Она опоясывает обод по его центральной канавке, используемой при монтаже или демонтаже шин.

При проколе и выходе воздуха один из бортов шины, как правило, соскальзывает в такую канавку, в результате чего и происходит разбортировка колеса. После монтажа вставка безопасности заполняет собой центральную канавку, не давая бортам шины соскальзывать в нее и препятствуя тем самым срыву шины с обода.


Вставка сконструирована таким образом, что ее можно монтировать на обод с уже надетой на него шиной. Следует отметить, что ее можно устанавливать как на стальные, так и на легкосплавные колеса, но при условии применения бескамерных шин.

В отличие от пластиковых вставок, разработанных ранее различными фирмами, металлические не сокращают свободное пространство между колесным диском и тыльной стороной протектора шины. К тому же они значительно легче - масса их комплекта не превышает 1 кг, тогда как одна пластиковая вставка весит 8-9 кг. Поэтому вставки не оказывают такого серьезного влияния на плавность хода автомобиля, как пластиковые образцы, и позволяют без проблем сбалансировать колеса, на которые они установлены, тогда как пластиковые вставки не допускают нормальной балансировки колес.

Опубликовано: Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2010
Посещений: 18469

  Автор

Доронин С. А.

Доронин С. А.

эксперт

Всего статей:  5

  Автор

Сергеев Б. Ю.

Сергеев Б. Ю.

Директор института "Спецтехника"

Всего статей:  1

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций