Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Современный автомобиль для безопасных перевозок

Современный автомобиль для безопасных перевозок

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Современный автомобиль для безопасных перевозок

Как показывает практика последних лет, наибольшей опасности инкассаторы и охраняемые ими грузы подвергаются не в машине, а на пути следования к ней от объекта. Тем не менее определенные автомобильные риски остаются, поэтому отказываться от использования бронеавтомобилей при перевозке ценностей не только рано, но и опасно
Сергей Березинцев
Генеральный директор
ООО "Русский стиль"

Конечно, в российской практике нападения на бронеавтомобиль с перестрелками – практическая редкость. Девять из десяти нападений на машины в Москве происходят следующим образом: кувалдой или другим тяжелым предметом разбивается лобовое стекло, вытаскивается экипаж и деньги. В первую очередь это касается обычных машин, не подготовленных соответствующим образом. Броня защищает именно от таких первичных нападений. Например, периодически к нам привозят в ремонт машины скрытого бронирования с поврежденными стеклами. Что происходит: машина останавливается, подбегает человек, бьет молотком в стекло, стекло не разбивается, бьет еще раз, то же самое, человек в растерянности убегает. Когда же появляется явный бронеавтомобиль, подобные нападения прекращаются, поскольку бессмысленность данной схемы очевидна для преступников. То есть это защита от любителей быстрых денег, наркоманов, спонтанных преступников, неспособных к серьезному планированию. Броня в случае нападения должна сдержать нападающих до прибытия группы быстрого реагирования.

Значительно большие автомобильные риски связаны с организацией процесса и человеческим фактором. Бронезащита теперь не ставится на самое главное место, вперед выходит надежность автомобилей, дисциплина, работа подразделений.

Спонтанные нападения на самом деле довольно редки, как правило, злоумышленники серьезно планируют операции по захвату ценностей, ищут слабые места в организации перевозки, пытаются найти или внедрить инсайдеров.

Недавно появилась новая схема – двойники. Например, недавно был случай, когда в супермаркет за десять минут до инкассаторского экипажа приехал подставной – на такой же машине, с такими же документами, забрал выручку и уехал. Тут очевидно, что работали профессионалы, которые имеют хорошее представление о процессе инкассации, и была инсайдерская информация о времени и месте сбора денег.

Решение для укрепления подобных слабых мест, по сути, одно – максимально четкая организация процесса, тщательное выполнение всех должностных инструкций инкассаторами и анализ всех ситуаций с целью устранения слабых мест. И здесь на помощь перевозчикам приходит ряд дополнительных систем и устройств, устанавливаемых на автомобили.

Навигация

Если говорить о современном оснащении инкассаторского автомобиля высокотехнологичными устройствами, то самым первым пунктом необходимо отметить навигационную систему с GPRS-связью. Подобные системы широко используются на транспорте, например в службе такси. Есть GPS-навигатор с GPRS-ретранслятором, обслуживаемый оператором связи, клиенту дается ключ от личного кабинета на сайте оператора, и диспетчер может в онлайн-режиме отслеживать местоположение всех экипажей. Подобные же схемы используются в работе небольших инкассаторских компаний, ЧОПов. Другое дело, что организация слежения на таком принципе предполагает появление дополнительного звена, обрабатывающего данные, – операторского сервера, который теоретически может стать местом утечки информации. По этой причине крупные перевозчики выбирают более закрытую схему с собственной диспетчерской, а GSM-оператор в данном случае просто предоставляет закрытый канал связи для зашифрованных данных.

То есть на примере с двойником кассир в случае сомнений всегда может позвонить по "горячей линии" в диспетчерскую службу компании-инкассатора, а оператор уже проверит местоположение экипажа и ответит, прибыл ли тот на место. Точно так же руководство инкассаторской компании может в любой момент проверить, не уклоняются ли экипажи от заданного маршрута, соблюдают ли график инкассации и т.п.

Система видеонаблюдения и аудиофиксации

Вторая техническая тенденция последнего времени – организация охранно-контрольного видеонаблюдения на инкассаторском транспорте. Как правило, ставят несколько камер и скрытый видеорегистратор, с помощью которых производится наблюдение как внутри машины, так и снаружи.

Задач у видеонаблюдения две: контроль внешней безопасности автомобиля в момент погрузки-разгрузки и контроль действий экипажа. В первом случае водитель перед открытием дверей с помощью камер обязан убедиться, что периметр чист. Во втором – на регистратор пишется информация со всех внешних и внутренних камер, чтобы впоследствии начальство могло проверить, выполняются ли инкассаторами должностные инструкции, соблюдается ли маршрутная дисциплина, правила дорожного движения и т.п. Зачастую параллельно с видео на сервер пишутся разговоры в машине. По факту этих записей может быть сделан вывод о дальнейшей профессиональной пригодности сотрудников.

По нашим наблюдениям, внедрение видео- и аудиофиксации в бронеавтомобилях заметно сказывается на дисциплине сотрудников. Меньше нарушаются правила дорожного движения, реже случаются отступления от должностных инструкций. Кроме того, в случае каких-то происшествий, нападений, ДТП – видеозапись позволит сделать определенные выводы как руководству компании, так и ее юридической службе. Скорее всего, следующим шагом станет возможность онлайн-мониторинга видеокамер экипажей для принятия оперативных решений из центра.

Контейнеры и кейсы

Вообще, сегодняшняя тенденция такова, что на первый план выходят вопросы идентификации. Например, один из крупных перевозчиков перевел свои контейнеры на электронные ключи вместо обычных. В итоге отработанные годами способы взлома замков оказались неэффективными. Теперь появляется необходимость подбора кода для электронного ключа, наличия специальных программирующих устройств. В результате вскрытие контейнера становится непростой и зачастую неосуществимой задачей для обычного преступника.

Относительно новой тенденцией в вопросах перевозки наличных денег стало использование спецкейсов, взрывающих содержимое (либо пачкающих его несмываемой краской) при попытке несанкционированного вскрытия. Подобные решения сделаны для снижения "тротуарных" рисков. По сути, при нападении инкассатор может спокойно отдать такой кейс злоумышленнику, если его защита будет связана с риском человеческих жертв. Поскольку все равно эти деньги преступникам не достанутся.


В дальнейшем, возможно, будут внедряться электронные средства распознавания на объектах, чтобы инкассатор мог получить деньги только по электронному чипу или, например, по сканированному отпечатку пальца.

В целом тенденции таковы, что, возможно, в скором времени инкассаторы смогут ходить в облегченной защите, а то и без оружия, когда уровень использования технических средств сделает попытки ограбления заведомо бессмысленными.

Изготовление и сервис

Бронеавтомобиль считается самым безопасным местом во всем процессе перевозки ценностей, но для поддержания этой безопасности необходимо жестко соблюдать определенные требования в отношении технического обслуживания. В первую очередь это единая ответственность.

Серьезный производитель выпускает полностью укомплектованную машину со всеми устройствами на борту. Нельзя допустить, чтобы одна компания отвечала за одну систему, вторая – за другую, а сервисное обслуживание вела третья. Например, совершенно неправильная практика отправлять машины на ремонт к дилерам. Во-первых, это лишнее звено для утечки информации; во-вторых, возможность для отключения/порчи какой-то бортовой системы (или внедрения шпионской), поскольку у многих дилеров клиентам нельзя находиться в ремзоне, при том, что по должностной инструкции водитель обязан находиться рядом с машиной во время ремонта.

Когда выпускаем машину, мы должны ее сопровождать. Уровень безопасности должен поддерживаться в инкассаторской службе, как в самом банке. Нельзя машину загонять на случайный сервис. Нельзя устраивать конкурсы по выбору компании обслуживания. Изначально должен поддерживать машину тот, кто ее изготавливает. Только такая схема сможет обеспечить наибольшую безопасность. Нужно также отметить, что квалификация техников должна быть на высоком уровне, персонал сервиса должен полностью владеть вопросом, поэтому сегодня на нашем рынке не так много игроков, которые могут качественно обеспечить полный цикл. И при выборе поставщика нужно тщательно проверять, действительно ли это такой игрок, или же это посредник, который перепоручает все работы отдельным субподрядчикам.

Выбор машины

В свете сегодняшних тенденций механическая надежность автомобиля ценится значительно выше, чем толщина брони. Нет смысла защищать машину от гранатомета или ставить на нее новейшие системы, если она сама под своей тяжестью сломается, проехав два километра. Поэтому в Москве и Центральном регионе все чаще для коммерческих перевозок ценностей применяются небольшие импортные грузовички и микроавтобусы, чья грузоподъемность позволяет их бронировать и работать в дальнейшем в полной снаряженной массе. В регионах пока больше используются броневики на базе "ГАЗель", поскольку там еще довольно остро стоят вопросы цены машины, обслуживания, а также наличия и доставки запчастей.

Не стоит с полным доверием относиться к обещаниям укрепить подвеску и ходовую часть автомобиля. На сегодня такая деятельность никак не лицензируется, и практически все такие "доработанные" машины не соответствуют нормативам ГИБДД и работают в условиях перегруза, что сказывается на надежности и аварийности в пути.

То же можно сказать о частных бронеавтомобилях для VIP-перевозок. На сегодня из новых машин могут быть бронированы без выхода за полную снаряженную массу буквально единичные модели внедорожников с полноценной рамой и неразрезными мостами. Серьезные автогиганты, как правило, сами производят свои бронеавтомобили и не рекомендуют бронировать серийные модели.

"Наклейте нам пленочку"

В заключение хотелось бы рассказать о некоторых курьезных тенденциях. Практически два из трех обращений по частным машинам – это просьба наклеить пленочку на стекло, чтобы оно не разбивалось. Для людей, которые везут большие деньги и как-то хотят их защитить, это по меньшей мере странно. Мы говорим даже не о миллионе рублей. Люди возят по 20–30 млн руб. и более и хотят защититься пленкой, потому что это дешево. При том, что цена вопроса бронирования зачастую не превышает и одного процента от перевозимых сумм. Мы им объясняем, что, сколько пленку ни клей, бронированной машина от этого станет. Пленка просто уберегает стекло от осыпания. То есть водитель вместо дождя нережущих осколков получает по голове "целым" стеклом. Когда же мы объясняем, что нужно бронировать стекла хотя бы по второму классу, основным аргументом "против" у таких заказчиков становится то, что стекла перестают опускаться или опускаются недостаточно, чтобы комфортно курить. Но ведь весь смысл бронирования машин – сделать так, чтобы не было дырок, слабых мест, через которые могли бы атаковать преступники. Впрочем, тот, кто хоть раз столкнулся с потерей больших сумм, обычно задумывается о том, чтобы качественно защититься в дальнейшем.

Опубликовано: Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2012
Посещений: 10468


  Автор
Сергей Березинцев

Сергей Березинцев

Генеральный директор
ООО "Русский стиль"

Всего статей:  1

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций