В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Йоханнес Клапхеке
Директор компании AGP Europe GMbH (Германия)
Стекло бронеавтомобиля предназначено для обеспечения надежной защиты людей, находящихся внутри. Какова должна быть его структура для решения данной задачи? И как развивается рынок бронестекла на современном уровне? Представляем статью дипломированного специалиста, который более 20 лет занимается разработкой и производством бронестекол
Бронестекло является самой важной частью любой пассивной защиты, так как чаще всего нападение направлено на то место, где видна цель, а значит, на прозрачную часть брони.
Стекло (как и керамика) является очень твердым аморфным материалом и обладает принципиально другим характером взаимодействия с пулей. Попадание пули моментально вызывает ударную волну в стекле, которая разрушает его и распространяется по нему со скоростью примерно 5000 м/с, то есть опережая по скорости любой вид твердотельных снарядов. Это приводит к тому, что пуля на дальнейшем пути встречает уже не компактный материал, а размельченный в крошку.
Данный характер взаимодействия и является главной причиной для своеобразной структуры бронестекла: оно состоит из нескольких слоев стекла толщиной от 4 до 15 мм, которые соединены между собой тонкими пленками из поливинилбутрала, поликарбоната или полиуретана (толщина 0,1 мм).
На внутреннюю поверхность стеклопакета, как правило, наносится более толстый слой поликарбоната - мягкой пластмассы, которая способна "поймать" стеклянные осколки.
В каких случаях применяется такое бронестекло? Прежде всего для защиты особо важных зданий, банковских рабочих мест и транспортных средств, при этом следует отметить, что самые высокие требования к защитно-весовым характеристикам здесь ставит не самолето-, а автомобилестроение. Это становится понятным, если рассмотреть стандартные угрозы: для самолетов -"встречная птица" при скоростях полета до 1000 м/с, а на машину почти с такой же скоростью летят закаленные стальные пули.
По объему рынок автомобильных бронестекол также является самым весомым из указанных. Это тоже понятно - головных частей для современных поездов производится гораздо меньше, чем бронеавтомобилей.
Исходя из этих соображений, основное внимание в данном обзоре будет уделено именно спецстеклам для бронеавтомобилей.
Для полноты картины кратко остановимся и на уровнях защиты. По практическим соображениям (и говоря простым языком) в гражданской области можно различить три основных уровня защиты, а именно:
Первый и третий уровни - это поле деятельности автомобильных концернов (OEM), а вторым уровнем защиты (наряду с первым) занимаются так называемые "добронировщики" (retrofitter). Более высокие требования к уровню защиты, конечно, предъявляются в случае военных видов угроз: здесь и более "пробивные" средства поражения, и более широкий диапазон температур, вплоть до дополнительного требования о минимальном запреградном действии в случае пробития.
Мировой рынок бронестекла для транспортных средств насчитывает ежегодно порядка 20 000 комплектов с четким распределением по континентам. На первом месте среди потребителей стоит Латинская Америка (Мексика, Бразилия, Колумбия и др.) с объемом более 12 000 комплектов. Это связано с тем, что в этих странах уровень преступности настолько возрос, что практически все дорогостоящие (прежде всего импортные) машины должны быть бронированными, иначе владелец недолго будет разъезжать на своем приобретении.
Структура импортных пошлин в этой зоне приводит к тому, что любой автомобиль при ввозе подорожает примерно в три раза. Следовательно, импортировать бронемашины будет невозможно, иначе владельца сразу посетит налоговая полиция, потому как такие деньги честным путем заработать нельзя. В результате на этой территории выросло огромное количество малых "гаражных" мастерских, где за сравнительно небольшие деньги (примерно $30 000, включая материалы) машину переоборудуют для защиты от пистолетов. Пользуясь при таком переоборудовании хотя и необходимой, но чаще преувеличенной секретностью, большинство малых фирм делает такую "дырявую" бронь и настолько коверкает машину, что только благодаря низкому профессиональному уровню основного числа преступников люди в подобных бронеавтомобилях выживают в случае атаки.
На сегодняшний день доля пистолетной брони в странах Латинской Америки составляет от 70 до 99% (для защиты от нападений в больших городах). Одновременно по "темным" каналам сюда начинает поступать и более серьезное оружие: на первом месте АКМ, а это заведомо требует большей защиты и, следовательно, лучших знаний и умений в бронировании и переоборудовании машины в целом (структуры кузова, шасси, колес, шин и т.д.). Неудивительно, что некоторые OEM (не только немецкая "тройка") пришли к выводу о целесообразности собственного "бронепро-изводства" в этой зоне.
Следом за Латинской Америкой в потреблении бронестекла с большим отставанием идут Ближний Восток (примерно 3000 комплектов). Восточная Европа, Россия, США, Южная Африка и т.д. Германия также является заметным потребителем бронестекол, но это прежде всего связано с заводским бронированием таких компаний, как Mercedes, BMW и Audi.
Рынок производителей Закономерно, что распределение по количеству производства бронестекла по миру в большей части соответствует картине потребления: на первом месте среди производителей стоит фирма AGP (American Glass Products, Бразилия, www.agpglass.com) с заводами в Колумбии, Бразилии, Перу. Годовой объем производства компании составляет около 6000 комплектов бронестекла, типовой спектр включает примерно 450 машин, охватываются все классы защиты по нормам Европы, Бразилии, Мехико, США, России, в том числе и военные стандарты.
На втором месте обосновалась итальянская фирма "Изоклима" (www.isoclima.net) примерно с 4500 комплектами в год. Многие годы эта компания была ведущей по качеству и технике и имела квазимонопольное положение на данном рынке.
Назовем и других производителей бронестекла для автомобилей: во Франции - компания "Сан-Гобэн" (ранее "Сулли", www.saint-gobain.com), в Италии - "Хардглас" (www.hardglass.com), в Израиле - "Оран" (www.osg.co.il), в Англии - фирмы "Ромаг" (www.romag.co.uk) и "ГКН" (ранее "Пилкингтон Аэроспейс", www.gkn.com), в Германии - компании "ГуС" (www.gus-online.com) и "Контреф" (обе производят, прежде всего, для военных нужд), в Голландии - компания "Crystal" (www.crystalglass.nl); в России помимо знакомой читателю фирмы "Магистраль" (www.magist.ru) нам известны такие, как "Стекломаш-комплект" (www.steklomash.ru) и "Рида" (www.ridacars.ru), а на Украине - фирма "Евраком" (www.eura.com.ua). В целом следует отметить, что ведущими по качеству бронестекла фирмами являются всемирно известные поставщики немецких OEM: AGP, "Сан-Гобэн", "Изоклима".
Какие тенденции можно отметить в этой сложной и сильно засекреченной области?
В техническом плане - переход к более сложным композициям, а именно - к применению стали, керамики и других материалов в составе бронестекла. Имеются первые результаты по прозрачной керамике, широко стали применяться стальные вкладыши по краям бронестекла.
Для военного применения ведутся работы по расширению температурного диапазона, защите от дополнительных частот излучения и более сильных средств воздействия, в том числе взрывных средств, вплоть до ударного ядра (созданный взрывом снаряд, или EFP -explosion formed projectile).
Со стороны рынка преобладает тенденция к более требовательной клиентуре; даже в Латинской Америке стали интересоваться качеством брони и сертификатами испытаний, причем не только для материалов. Это приводит к тому, что немецкие и аме риканские автопроизводители уже монтируют свои бронеавтомобили (BMW, Chrysler) или вплотную при близились к созданию бронеавтомо билей вблизи главного рынка - Ла тинской Америки. И как следствие, количество "добронировщиков" там заметно снижается.
В целом техника вооружений все время ставит новые задачи перед создателями пассивной защиты, и ответ на них нужно найти в ближайшее время. Это позво ляет говорить о том, что наша работа останется интересной еще на протяже нии многих лет.
Опубликовано: Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2008
Посещений: 16149
Автор
| |||
В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций