Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Закон об инкассации: ситуация назрела

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Закон об инкассации: ситуация назрела

Еще в Думе прошлого созыва готовился законопроект об инкассационных услугах. Но тогда он не дошел даже до первого чтения, законодательная инициатива была отклонена. Причин тому несколько: наспех подготовленный текст документа, сопротивление структур-монополистов и в целом отсутствие заинтересованности в подобном законе. Сегодня ситуация изменилась. Подробнее об этом законопроекте нам рассказывает депутат Госдумы Г.В. Гудков

- Геннадий Владимирович, какими основными документами регулируется в настоящее время сфера инкассации?

- Существует Закон "О банковской деятельности"; на сегодняшний день это единственный документ, который хоть как-то регулирует инкассацию в России.

Он предоставляет право осуществлять эту деятельность либо банкам, либо кредитным организациям, которые создаются для ограниченного количества операций. Сегодня на рынке (по крайней мере, на московском) существуют 6-7 компаний, работающих в сфере инкассации. Часть из них оформлена как специальные кредитные организации.

Все остальные участники рынка - это инкассация самих банков и, естественно. Центрального банка, которая осуществляется через сеть филиалов, работающих в Москве и Московской области.

Насколько мне известно, не так давно создан один из крупнейших центров пересчета и обработки наличных денег, оборудованный по последнему слову техники. Этот работающий сегодня в Москве центр основан бывшими акционерами банка "Столичный". Его пропускная способность такова, что может полностью удовлетворить потребность в обработке и пересчете наличных денег в Москве и даже в соседних регионах. Но надо понимать, что с ростом экономики потребность в инкассации будет возрастать, поскольку в России очень слабо развита культура использования населением пластиковых карточек, банкоматов и вообще безналичных форм платежей. Инкассация для нас - это актуальная проблема.

- Расскажите, пожалуйста, о предпосылках к созданию законопроекта об инкассации и работе над законопроектом Думой прошлого созыва.

- В свое время было предпринято несколько попыток внести в порядке законодательной инициативы законопроект, регулирующий вопросы инкассации. На моей памяти таких попыток бы ло как минимум три. Все они оказались неудачными, поскольку очень узко трактовали понятие инкассации и были наспех подготовлены. Именно поэтому законодательные инициативы были отклонены еще до начала их рассмотрения в Государственной думе.

По сути дела, у банковского сообщества тогда еще не было заинтересованности в принятии такого закона. К тому же "РОСИНКАС" и подобные ему структуры никак не хотели делить с потенциальными конкурентами сферу своей деятельности, практически ее монополизировав.

Вся проблема заключается в том, что наша банковская система признает инкассацию банковской операцией. Ведь инкассация - это не только перевозка денег. Если бы речь шла лишь об этой деятельности, то сегодня было бы достаточно документов, регламентирующих ее, в частности, законы "Об охранной деятельности" и "О вневедомственной охране".

Очень важной частью инкассации является пересчет наличных денег, их упаковка, выбраковка купюр и т.д. Для этого нужно создавать специальный узел пересчета. В России традиционно считается, что это банковская операция. В Европе другой взгляд - такая операция рассматривается не как банковская, а как техническая, соответственно ее могут выполнять те же охранные предприятия.

Поэтому сегодня "РОСИНКАС" испытывает серьезнейшие юридические трудности. Он попытался получить права государственной службы, являясь коммерческим предприятием. Но опасения, что такое исключение может породить расширение прав других коммерческих организаций, повлекли за собой отказ всех инстанций, начиная от правового управления Государственной думы и заканчивая Президентом и Правительством РФ. Когда мы зашли в тупик при внесении поправок к закону о ведомственной охране, на которых настаивал "РОСИНКАС", стало совершенно очевидно, что России необходим закон об инкассации. По решению Комитета по безопасности Госдумы была создана рабочая группа для разработки такого закона, которая собиралась только несколько раз.

- Кроме Комитета по безопасности в рабочую группу входил какой-нибудь другой комитет?

- Поскольку этот законопроект оказывается на стыке компетенций двух комитетов Госдумы, вторым профильным комитетом был Комитет по кредитным организациям. Совместно мы решили, что Сбербанк России подготовит концепцию закона, его основные положения.

А затем рабочая группа, основываясь на указанных положениях, начнет отрабатывать этот закон.

- Какова была главная задача при разработке закона?

- Нашей целью было вывести операции по пересчету, выбраковке, упаковке купюр и их перевозке из перечня банковских услуг и сформировать определенные критерии для компаний, желающих работать на рынке инкассации. Мы намеревались создать равные условия для всех организаций, чтобы обеспечение инкассации не было прерогативой специально созданных кредитных учреждений. Новый закон должен был обеспечить возможность развития конкуренции, создания системы гарантий, страхового обеспечения. Сейчас ясно, что без страхового договора ничто не спасет участника рынка инкассации в случае, когда необходимо компенсировать потерю, а это, к сожалению, время от времени приходится делать.

- Вы сказали, что в Европе связанные с инкассацией операции не считаются банковскими. Расскажите, пожалуйста, подробнее о зарубежном опыте.

- Практически во всем мире компании, работающие на рынке безопасности могут участвовать в инкассаторской деятельности. Например, компания "Труп 4 Фальк", предоставляющая комплексные услуги по охране и безопасности, является одним из главных инкассаторов во многих странах Европы. В Венгрии компания имеет огромный центр пересчета, в котором обслуживается 80% наличных денег Венгерской Республики. Все банки Бельгии являются клиентами Труп 4 Фальк" по вопросам инкассации. На самом деле сейчас это сверх-компания, появившаяся в результате объединения нескольких компаний и представленная в 85 странах мира.

Сами технологии инкассации на Западе гораздо современнее, чем у нас. Там не используется такое количество охранников и оружия. Дело в том, что за рубежом перевозка денег организована технически совершенно по-другому, начиная от применения специальных шлюзовых камер в броневиках и заканчивая системой страховых договоров. Есть ограничения на то, сколько денег за один раз может быть в сумке у инкассатора. В разных странах суммы, проносимые инкассатором, конечно, разные.

Самый опасный момент - когда инкассатор несет деньги в машину, в это время на него могут напасть. После того как он опускает деньги в специальный шлюз в машине, ни водитель машины, ни сам инкассатор уже не могут их оттуда достать. Так устроены броневики, которые приходят к нам с Запада. Эти машины не подвержены ни сверлению, ни намагничиванию, в них существуют специальные системы защиты колес, ходовой части. У нас пока такого нет, потому что нападения на инкассаторов - единичные случаи. И то нападают не на броневики, а на те машины, которые осуществляют инкассацию без брони и без охраны. Просто наше разгильдяйство позволяет сегодня совершать такие преступления.

В Великобритании совершается более 5 тысяч нападений в год. В Бельгии, в благополучной Голландии также совершаются тысячи нападений на грузовики, перевозящие деньги. В Бразилии два основных преступления - нападения на банковские отделения и нападения на инкассаторские автомобили. Я думаю, что у нас будет наблюдаться рост преступлений в этой сфере, по-скольку сейчас в России можно легко заработать, совершая иные, более "легкие" преступления. Но при наведении порядка, при улучшении качества следствия, при росте профессионализма в правоохранительной системе (я надеюсь на это) будет все сложнее совершать такие преступления. Тогда участятся нападения на инкассаторов. Я не хочу быть пророком в данном вопросе, просто логика и западный опыт говорят о том, что число преступлений в этой сфере вырастет многократно. Это означает, что нам придется создавать систему защиты и систему страховок. Что касается Запада, то там еще применяется вариант приведения купюр в негодность. Они могут быть, например, пробиты. Если вы официально приходите с такими купюрами в банк, вам одну бумажку меняют на другую - и никаких проблем. Но преступник не может прийти в банк, а использовать их нельзя. Стоит ли охранять перевозку подобных купюр? Возможно, нет. Таким образом, удешевляется стоимость инкассационных работ.

- Расскажите, как будет реализован новый закон на практике?

- Мы уже заложили в новую редакцию Закона "Об охранной деятельности" в качестве услуг, которые могут оказывать охранные предприятия, транспортировку денежных средств и ценностей. То есть один шаг на пути включения услуг перевозки денег в сферу деятельности охранных предприятий уже сделан. Следующий шаг - принятие закона, который определит, кто может иметь узлы пересчета, как это должно быть оформлено, кто и какую ответственность будет нести и так далее.

- По каким критериям будет определяться, какие компании могут заниматься инкассацией, а какие - нет?

- Компании, которые претендуют на оказание услуг по инкассации, должны иметь возможность использовать специальное оборудование по требованию, по сертификату, они должны иметь соответствующую лицензию и экипировку. Кстати говоря, во многих странах государство позволяет всем участникам этого рынка иметь автоматическое боевое оружие и использовать его в случае нападения на транспортное средство или на узлы пересчета денег.

Наличие опыта, соответствующей квалификации, возможность использования узлов пересчета - вот основные критерии, которые должны быть заложены в законе. Но на сегодняшний день существуют ограничения по формированию уставного капитала. И это останавливает многих потенциальных участников рынка инкассационных услуг, особенно это заметно в регионах. Возьмем такие не очень богатые регионы, как Воронежская или Тверская области. Там сформировать специальную структуру, которая должна иметь 1-2 миллиона уставного капитала, - это проблема. Таким образом, ограничивается число участников рынка, происходит монополизация его крупными структурами.

- Какой в таком случае выход?

- Выход в отмене требований к уставному капиталу, потому что не в нем дело. Если уставной капитал компании - миллион долларов, а она перевозит десятки миллионов, разве ей это поможет?

Глупо рассчитывать, что из уставного капитала фирма способна покрыть ущерб. Во всем мире инкассация обеспечивается договорами страхования и перестрахования. Это - общепринятая практика.

- А механизм страхования будет оговорен в законе?

- Думаю, что да. Хотя это не так важно, потому что любая организация, заключающая контракт на инкассацию, вправе потребовать от своего контрагента соответствующую гарантию на обеспечение рисков. Надо сказать, что в Законе "Об охранной деятельности" отсутствует обязательное страхование рисков профессиональной деятельности.

Но многие крупные российские компании уже много лет страхуют свою профессиональную ответственность добровольно, а некоторые иностранные компании, работающие в России, выдвигают в качестве условий проведения тендера наличие страхового полиса у таких компаний. Поэтому страхование может регулироваться как законом, так и рынком.

- Какие структуры будут выдавать лицензии на инкассационную деятельность?

- Дело в том, что нынешняя политика Президента и Правительства РФ направлена на сокращение видов лицензирования. В принципе можно обойтись и без лицензии.

- Каков же тогда будет разрешительный механизм?

- Сейчас многие видят будущее в саморегулирующихся организациях. Это - цеховая ответственность: мы возвращаемся к системе торговых палат, гильдий, когда самостоятельно обеспечиваются лицензирование, сертификация и т.д. Необходимо уйти от бюрократического разрешительного механизма. Хотя я думаю, что можно было бы поручить лицензирование либо Минфину, либо Минюсту, либо части охранных предприятий МВД России.

Но и это не обязательно. Не важно лицензируется деятельность или нет, важно как осуществляется контроль заэтой деятельностью.

- Какие организации будут готовить кадры для инкассации?

- В России подготовка осуществляется на базе ЦБ, крупных компаний, банков.

Есть также различные центры подготовки за рубежом, например в Восточной Европе, в Америке, поэтому проблем с подготовкой кадров не возникнет. Никто не допустит к перевозке необученного специалиста, это - огромный риск. Что касается специального оборудования и экипировки, тут тоже наблюдается прогресс: появились одноразовые пломбы, специальные сумки, камеры, шлюзы, развивается связь. На сегодняшний день у нас работают броневики, в которых организована оперативная связь с диспетчером. В крупных компаниях используются диспетчерские пункты, ведется мониторинг. Если в машине возникает техническая неисправность, немедленно производится замена, для этого существуют резервные возможности.

В инкассации важна также правильная проработка маршрутов. Если броневик делает в одну сторону только одну операцию-это нерентабельно. Такое могут себе позволить только начинающие компании, которые работают на перспективу. Сегодня конкуренция на рынке достаточно жесткая: расценки, прямо скажем, невысокие, поэтому за него еще надо бороться.

- Как принятие закона отразится на стоимости инкассаторских услуг?

- Я думаю, что закон серьезно на стоимости услуг не отразится, поскольку конкуренция реально уже существует, правда, не такая, какой она должна быть. Поэтому, возможно, цены очень незначительно снизятся. Но главное - это то, что рынок инкассации будет развиваться. Сегодня настоящий рынок есть только в нескольких крупных городах России, в остальной части страны он монополизирован, расценки там, естественно, выше. Такая ситуация была и в Москве еще лет 10 назад, но с ростом рынка, расценки упали.

- Можно спрогнозировать время появления закона?

- Такой прогноз я дать сейчас не могу. В Государственной думе были перевыборы, надо окончательно утвердить структуру комитетов, в том числе Комитета по безопасности. Когда это будет сделано, можно вновь приниматься за разработку закона. Сегодня уже нет сомневающихся в его необходимости, потому что ситуация назрела. Когда мы возобновим работу, то поймем, с какими сложностями и трудностями можем столкнуться, поймем позиции наших сторонников и возможных оппонентов. Вот тогда можно будет делать прогнозы.

Беседу провела Екатерина Овчарова

Депутат Государственной думы
Г.В. Гудков

Опубликовано: Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2004
Посещений: 36651

  Автор

Гудков Г. В.

Гудков Г. В.

Депутат Госдумы

Всего статей:  3

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций