Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

RFID vs. технологии спутниковой навигации

В рубрику "Дайджест" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

RFID vs. технологии спутниковой навигации

Стратегия обеспечения безопасности глобальных логистических сетей, а также навигации грузоперевозок при выборе между технологией RFID и спутниковой технологией смещает приоритет выбора в пользу последней  

Использование розничными торговыми организациями технологии RFID во многом объясняется делом привычки, ориентиром на крупных потребителей данной технологии (Wal-Mart, Target, Home Depot), а также тем фактом, что ряд производителей (Maersk, GE, Siemens, IBM, SAVI и др.) выбрали их в качестве основы безопасности своих глобальных логистических сетей. Именно поэтому технология спутниковой навигации для решения этой задачи пока не нашла широкого применения, кото-рого она, по существу, заслуживает. Сравним особенности обеих технологий для обеспечения безопасности логистических сетей.

Область применения
Технология RFID не подходит для глобального использования в отношении рассматриваемого приложения прежде всего потому, что существующие в настоящее время RFID-системы различных производителей, как правило, различаются несущей частотой используемых сигналов и протоколом радиообмена. Диапазоны частот для RFID, одобренные в разных странах, отличаются друг от друга. Соответственно разнятся и требования к оборудованию, основанному на технологии RFID, - оно не может быть свободно использовано в любой стране, поскольку характеристики RFID-систем не стандартизированы. Очевидно, проблема налицо, поскольку контроль перемещения контейнеров глобальных логистических компаний необходимо осуществлять по всему миру. Технологии спутников связи не имеют подобных ограничений. Спутниковая система, использующая либо группы спутников низкой околоземной орбиты, либо спутники на высокой геосинхронной орбите, поразному обеспечивают передачу данных, однако наземные системы безопасности на их основе будут работать в любой точке покрытия. Поэтому спутниковые системы не имеют региональных различий и подходят для обеспечения глобальной безопасности контейнерных перевозок.

Инфраструктура
Устанавливать антенны для систем-RFID требуется на той территории, где планируется считывать или транслировать радиочастотные сигналы. Антенны для RFID-считывателей должны быть размещены на объектах, находящихся в собственности или распоряжении пользователя RFID-системы. Это в свою очередь поднимает вопросы в области собственности. Следует отметить, что считыватели и антенны требуют технического обслуживания. Кроме того, RFID-системы весьма подвержены помехам в виде электромагнитных полей. Аспекты законодательства, а также вопросы стоимости зачастую обуславливают выбор портативных радиопередатчиков в пользу фиксированных антенн возникает проблема обеспечения необходимого оборудования и персонала для обследования каждого контейнера. Описанные проблемы с системой спутниковой навигации исключены.

Своевременность и функции
Автоматизированные RFID-системы предполагают наличие зоны, через которую проходит контейнер, например ворота порта или площадка на подъемном кране для разгрузки морского судна. Говоря о своевременности информирования о состоянии контейнера применительно к системе RFID, следует отметить, что о повреждении контейнера становится известно лишь при его прохождении зоны контроля. Спутниковая же система позволяет следить за состоянием контейнера в режиме реального времени (более или менее). Кроме датчика доступа, грузовые контейнеры могут быть оснащены другими сенсорами (свет, вибрация, температура, влажность и пр.). При использовании RFID-технологии обнаружить отслеживаемые изменения можно только в зоне считывания RFID; спутниковые системы могут быть запрограммированы на немедленную передачу регистрируемых данных и трансляцию сигнала при изменении температуры и других условий в контейнере. Кроме того, спутник пользователя обо всем, что происходит с контейнером в ходе перемещения груза.

Стоимость
И системы-RFID, и спутниковые системы навигации предполагают установку в грузовых контейнерах специальных антенн. Однако использование RFID предполагает затраты на создание целой инфраструктуры: размещение антенн на стационарных площадках, применение портативных радиопередатчиков, привлечение операторов для эксплуатации и обслуживания оборудования.

После установки в грузовом контейнере спутниковой антенны финансовые издержки ограничиваются лишь стоимостью трафика сообщений. Спутниковый трафик обычно представляет собой короткие пакеты данных; частота получения трафика может быть запрограммирована, поэтому спутниковая система в итоге обходится дешевле, чем RFID.

Риски
Есть мнение, что использование RFID-контейнеров должно быть запрещено в портах США, поскольку они могут служить средством детонации взрывного устройства. Любой, кто знает несущую частоту, может разработать "грязную" бомбу и инициировать ее при доставке груза в порт, использовав при этом RFID-систему в роли детонатора. Подобному риску подвержена любая система связи, но все же спутниковые технологии отличаются большей защищенностью. При использовании спутниковой технологии антенна в контейнере настроена на соответствующий диапазон частот и неизменно принимает сигналы от спутника. Модем распознает протокол сообщения и посылает ответный сигнал. Затем информация передается между контейнером или модемом и спутником. Наличие непрерывной связи между модемом и спутником усложняет задачу несанкционированного использования сигнала: нужно "понимать" протокол сообщений, уметь расшифровать его и только затем использовать как средство детонации. Спутниковые сигналы - уникальны для каждого контейнера и защищены криптографическим методом с помощью спутникового модема. В случае с RFID возможно отследить сигнал соответствующей частоты и запустить устройство на основе наличия этого сигнала, который автоматически будет присутствовать на территории порта при доставке туда RFID-контейнера. С учетом всего сказанного выше становится совершенно очевидным, почему ряд зарубежных специалистов по безопасности считают, что технология RFID абсолютно не отвечает требованиям обеспечения безопасности грузовых контейнеров систем глобальной логистики. Между тем она идеально подходит для приложений розничной торговли, управления складами и т.п. А будущее безопасности цепей глобальной логистики - спутниковые системы навигации.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2007
Посещений: 9141

В рубрику "Дайджест" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций