Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Облака 2014: год роста, консолидации и спокойствия

В рубрику "Видеорегистрация (DVR)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Облака 2014: год роста, консолидации и спокойствия

Михаил Орешин
Член оргкомитета RCCPA

Облакам не нужно объяснять, что они облака

Знаковым событием стоит считать, пожалуй, то, что рынок решил за 2013 год проблему непонимания, что такое облачные технологии. Заказчикам и конечным потребителям не нужно объяснять, что такое облако, а можно сразу рассказывать о преимуществах своих решений. Обычно такие "революции" происходят тихо, то есть, только обернувшись назад, можно понять, что этот этап пройден.

Коммодизация сервиса и консолидация поставщиков

Как ни парадоксально это звучит, на рынке слишком много облачных провайдеров, у которых мало клиентов. Предложения от сервисов а-ля IaaS, "Облачная телефония" или "Облачное хранилище" превышают все разумные пределы. На рынке слишком много одинаковых для клиента предложений, сервисов, каждый из которых обслуживает малое количество клиентов за маленькие деньги. Не думаю, что в 2014 г. мы увидим вал слияний, это будет чуть позже, хотя первые "ласточки" будут именно в этом году. 2014 год пройдет под знаком закрытия большого количества сервисов, хотя для рынка в целом это не будет заметно. Наверное, корень проблемы лежит в том, что, когда облака начали развиваться в России, вся страна носилась с идеей поддержки малого и среднего бизнеса, ну плюс отчеты "западных аналитиков по рынку SMB"… У них это, может, SMB, а у нас это градо-образущее предприятие, которое себя SMB не считает.

Улучшение сервиса, больше возможностей

До олигополии, которая царит, например, на рынке сотовой связи, нам еще далеко, если вообще такое возможно – слишком низкая цена входа на рынок. Потому набирающие силу, оставшиеся в живых сервисы будут предлагать больше возможностей, услуг и качества. Не факт, что за те же деньги, скорее даже дороже.


Облачное партнерство: время консалтеров, брокеров и облачных интеграторов

Поначалу облачные сервисы действовали по принципу "сами сделали, сами продаем, сами обслуживаем". Однако такие услуги, как, например, бухгалтерия или телефония, решающие повседневные задачи, не могут висеть в воздухе, не взаимодействуя с другими системами. То есть могут, конечно, но ради чего тогда было огород городить? Потому партнерство, перепродажа и интеграция – это тенденции рынка. Клиенты уже распробовали сервисы, и теперь аппетиты растут. Конечно, это не касается простых сервисов частных лиц, тут вопрос партнерства стоит только в удобстве оплаты – биллинге.

Центробежные силы

Облачные сервисы подкладывают бомбу под ИT-отделы, снижая их роль на предприятии. Вроде ничего страшного – в конце концов любовь к айтишникам примерно такая же, как к бухгалтерам, больше недолюбливают только юристов и безопасников. Проблема в другом – пройдя долгий и нудный путь консолидации информации внутри компании, облачные сервисы опять начинают разносить информацию изнутри, из ядра компании. И логично: чем ждать по полгода решения своего вопроса от ИT-отдела, проще заключить договор с облачным сервисом и начать работать прямо сейчас. Как потом загнать все данные (включая исходные, промежуточные, а не только результат работы) обратно в корпоративный центр – непонятно… В смысле – понятно: опять долгие и нудные проекты по нормализации, интеграции, миграции и т.д. Так как проникновение облачных сервисов в Россию не настолько велико, а консультанты от провайдеров выглядят и общаются гораздо приятнее чем "свои айтишники", то растекание информации по углам будет тенденцией на ближайшие год, два, три.

Запад – Восток: праздник космополита

На данный момент ситуация сбалансирована. Нет объективных причин выбирать в пользу западного или российского провайдера. Например, оценка рынка IaaS от J’son & Partners Consulting: общий оборот российских провайдеров по IaaS составляет примерно столько же, сколько российские компании платят за западные сервисы (еще раз оговорюсь, что это неофициальная оценка, поскольку определить точную сумму не представляется возможным). На любой аргумент "А у вас тут ФЗ-152 и ФСБ!" всегда найдется "Да до западных провайдеров по каналам не достучишься!", "А вы давно за МКАД выезжали?"... Ну и так далее. Объективно быстро изменить баланс в ту или иную пользу могут только действия государства. Если без истерики посмотреть на инициативы государства за последнее время, то это последовательные действия по обеспечению прозрачности – что же творится в Интернете, а заодно и в ИТ. Попытки "смигрировать" свои данные/сервисы за границу, конечно, есть и будут, но это больше про истерику, чем про деньги. В долях будет расти именно российский сегмент провайдеров, ну а в деньгах – все.

Роль государства

Собственно, государство показало, что ему не все равно, что происходит в ИТ-области. Если отойти от частных инициатив и посмотреть, например, на документ "Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 гг. и на перспективу до 2025 г.", то там явно указано, что облакам – быть, облака должны быть российскими, информация, которая создается внутри страны, для тех, кто находится в стране, должна внутри и передаваться. Вполне разумно. Далее, государство само является крупнейшим заказчиком ИТ-решений в целом и облачных сервисов в частности. Вполне логично, что хочется играть по понятным единым правилам. Чтобы ведомства, муниципалитеты, агентства не делали так, чтобы их информацией больше никто не мог воспользоваться.

Опубликовано: Каталог "Системы цифровой видеорегистрации (DVR)" #2, 2013
Посещений: 9056

  Автор

Михаил Орешин

Михаил Орешин

Член оргкомитета RCCPA

Всего статей:  1

В рубрику "Видеорегистрация (DVR)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций