Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Особенности технического обслуживания автоматики противопожарных систем

В рубрику "Колонка эксперта" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Особенности технического обслуживания автоматики противопожарных систем

Максим Горяченков
Руководитель отдела техподдержки ЗАО НВП "Болид"

Техническое обслуживание (ТО) пожарной автоматики необходимо для поддержания ее работоспособного состояния. Несмотря на это, процедура ТО не нашла своего отражения в таких нормах, как Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ. Единственным обязательным документом, где в явном виде упоминается ТО пожарной автоматики, – Правила противопожарного режима в Российской Федерации (ППР), утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390. В соответствии со ст. 61 ППР собственник объекта или руководитель организации обеспечивает исправное состояние системы пожарной сигнализации (СПС) и организует ежеквартальную проверку ее работоспособности. Для решения этих задач ст. 63 вменяется проведение регламентных работ по техническому обслуживанию в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей. Ответственность за неисполнение требований пожарной безопасности в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" несут:

  • собственники имущества;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.

Очевидная краткость информации о ТО в ППР порождает у ответственных лиц объектов ряд насущных вопросов:

  1. Кто может обслуживать СПС?
  2. Как составить годовой план-график ТО?
  3. Что входит в проверку работоспособности СПС?
  4. Как оценить стоимость работ по ТО?

Стоп-факторы регулярного техобслуживания

Чтобы понять, в каком состоянии находится ситуация с ТО на объектах, рассмотрим основные негативные факторы, которые препятствуют полноценному исполнению требований ст. 63 ППР.

Проведение регламентных работ по чистке пожарных извещателей, проверке системы оповещения о пожаре, комплексной проверке противопожарных систем бывает сопряжено с прерыванием бизнес-процессов на объектах, созданием неудобств персоналу. Альтернативой может быть работа в ночное время, но она также имеет свои нюансы в виде повышенных тарифов или сложностей доступа на объект

1. Руководители предприятий воспринимают ТО как обременительную ежемесячную статью расходов, которая не дает очевидного повышения качества бизнес-процессов или комфорта. С другой стороны, минимизация этих расходов, как представляется им на первый взгляд, не приводит к явным негативным последствиям в эксплуатации объекта. Отсюда вытекает желание сэкономить. Хотя зачастую в организациях, особенно бюджетных, просто недостаточно денежных средств.

2. Распространено ошибочное мнение, что в первый год после ввода в эксплуатацию работоспособность пожарной автоматики можно поддержать только за счет гарантийных обязательств подрядчика на выполненные работы, без заключения договора на ТО и его проведения.


3. Федеральные законы о закупках № 44-ФЗ и № 223-ФЗ через аукционные торги способствуют снижению стоимости ТО, однако при этом не принимается во внимание несоответствие низкой итоговой цены контракта и требуемого объема регламентных работ. В результате компания, выигравшая контракт, желая извлечь максимально возможную прибыль или не желая терпеть убытки, выполняет регламентные работы не в полном объеме. Или вообще не выполняет, ограничиваясь регулярным заполнением журнала по ТО.

4. Как правило, на тендерах по ТО "демпингуют" компании, желающие любой ценой получить контракт и как-то "продержаться" в сложной экономической ситуации. Они не всегда имеют в своем штате квалифицированный (высокооплачиваемый) персонал для выполнения регламентных работ или для составления инструкции по эксплуатации на противопожарную систему в части ТО.

По статистике МЧС, в 30% случаев пожарная автоматика не выполнила своей задачи. По мнению некоторых аудиторских компаний, на каждом втором объекте система пожарной сигнализации не полностью работоспособна. Следствием является поток ложных сигналов в пожарную часть, административные штрафы со стороны надзорных органов

5. Инструкция по эксплуатации противопожарной системы (с разделом ТО) является обязательным элементом эксплуатационной документации после сдачи-приемки системы на объекте. В то же время наличие этого документа является большой редкостью, так как его написание разбивается о банальную проблему: заказчик считает, что проектно-монтажная организация обязана его предоставить, а подрядчик считает, что заказчик не предусмотрел оплату этой работы в договоре.

6. Отсутствие в ППР подробной информации о содержании регламентных работ порождает самодеятельные подходы к составлению годового плана-графика, когда в основу полагаются недействующие или нелегитимные документы.

7. Ссылка в ППР на документацию производителей приводит к буквальному применению этой документации. Не принимается во внимание тот факт, что производитель описывает процедуру ТО для конкретного своего изделия, без взаимосвязи в системе с другими приборами, а также без учета особенностей условий эксплуатации (например, повышенной запыленности, требующей более частой чистки дымовых извещателей, чем в нормальных условиях). Кроме этого, далеко не все производители пожарной автоматики отличаются хорошо продуманной и оформленной эксплуатационной документацией на свою продукцию.


8. Проведение регламентных работ по чистке пожарных извещателей, проверке системы оповещения о пожаре, комплексной проверке противопожарных систем бывает сопряжено с прерыванием бизнес-процессов на объектах, созданием неудобств персоналу. Альтернативой может быть работа в ночное время, но она также имеет свои нюансы в виде повышенных тарифов или сложностей доступа на объект.

9. На сегодня в стране не сформировалась эффективная система обучения проведению ТО противопожарных систем.

Работоспособность автоматики – в прямой зависимости от регулярного техобслуживания

Перечисленные выше факторы приводят к тому, что пожарная автоматика на многих объектах находится в условно работоспособном состоянии. По статистике МЧС, в 30% случаев пожарная автоматика не выполнила своей задачи. По мнению некоторых аудиторских компаний, на каждом втором объекте система пожарной сигнализации не полностью работоспособна. Следствием является поток ложных сигналов в пожарную часть, административные штрафы со стороны надзорных органов. Фактическое количество ложных срабатываний настолько велико, что это смогло практически "похоронить" систему пожарного мониторинга социально значимых объектов, внедряемую в МЧС после 2009 г., в которой сигналы "пожар" передаются в ПЧ напрямую, без участия человека, то есть без верификации тревог.

Какие видятся пути исправления сложившейся ситуации?

Во-первых, давно пора научным организациям МЧС выпустить актуальный нормативный документ по эксплуатации пожарной автоматики, в котором определить порядок проведения ТО, разработки инструкций по эксплуатации, технологических карт регламентных работ, подходы к нормированию сметных расчетов стоимости работ, научно обоснованные методы оптимизации затрат на операции.

Во-вторых, назрела необходимость нормативного категорирования объектов по обязательному типу применяемой пожарной сигнализации: двухпороговой или адресно-аналоговой. Для специалистов очевидна разница между пороговым пожарным дымовым извещателем и адресно-аналоговым. Пороговый извещатель не может сформировать сообщение о состоянии своей запыленности, поэтому даже после чистки неясно, насколько качественно она выполнена. Адресно-аналоговый извещатель может сообщить о необходимости обслуживания, поэтому его чистка может быть менее регулярной, а ТО более экономным.

В-третьих, заказчикам, в свою очередь, пора обратить внимание на такой параметр, как "стоимость владения". Затратная часть ТО адресно-аналоговой сигнализации в несколько раз меньше, чем пороговой, что за 2–3 года окупит повышенные первоначальные затраты на этапе закупки оборудования. Кроме этого, в некоторых современных адресно-аналоговых системах есть развитые тестовые процедуры и возможность отключения управляющих выходов на время проведения ТО, что оптимизирует операции проверки систем оповещения и тушения.

В-четвертых, на объекте следует применять системы пожарной автоматики, имеющие открытые высокоинформативные интерфейсы для передачи служебной и сервисной информации в удаленные организации, осуществляющие проведение ТО или контроль его проведения. Это позволит обслуживающим организациям оперативно реагировать на нештатные ситуации, а надзорным органам – удаленно контролировать проведение операций обслуживания и проверки работоспособности систем пожарной автоматики.

Кроме этого, следует обратить внимание на декларируемый в последнее время переход на риск-ориентированный подход к надзору по линии МЧС. Следует приложить все усилия, чтобы эта либерализация не усугубила ситуацию с обеспечением работоспособности пожарной автоматики на объектах.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2017
Посещений: 4069

  Автор

Горяченков М. С.

Горяченков М. С.

Руководитель службы поддержки клиентов компании "Болид"

Всего статей:  19

В рубрику "Колонка эксперта" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций