Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Автоматические системы противопожарной защиты и независимая оценка пожарного риска в Курской области

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Автоматические системы противопожарной защиты и независимая оценка пожарного риска в Курской области

Наиболее актуальной задачей в сфере обеспечения пожарной безопасности в Курской области является внедрение систем автоматической передачи сигнала о возникновении пожара в пожарно-спасательные подразделения (в соответствии с вступившей в силу с 14 июля 2014 г. части 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), а также новой формы подтверждения соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности – независимой оценки пожарного риска (аудит пожарной безопасности), которая введена Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Иван Лунев
Начальник Главного управления МЧС России
по Курской области, полковник внутренней службы

В соответствии с требованиями части 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", "системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 – с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации".

Системы автоматической передачи сигнала о возникновении пожара

К зданиям классов функциональной пожарной безопасности относятся:

  • здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
  • гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
  • здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;
  • здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.

На территории области расположено 1187 таких объектов, из них:

  • Ф1.1 – 346 объектов;
  • Ф1.2 – 93 объекта;
  • Ф4.1 – 721 объект;
  • Ф4.2 – 27 объектов.

Передача сигнала о возникновении пожара от указанных объектов организована с помощью автоматической системы "Сирена МЧС", разработчиками которой является ООО "НИС Юго-Запад".

Получение информации из данной системы организовано путем удаленного подключения к рабочему месту диспетчера ООО "НИС Юго-Запад" и радиотелефониста ЦППС СПТ "1 ОФПС по Курской области". То есть сигнал проходит без участия сотрудников охраняемых объектов и транслирующей этот сигнал организации.

Здесь необходимо отметить, что ООО "НИС Юго-Запад" не является монополистом на территории региона. Передачу сигнала от систем АПС на пульты подразделений пожарной охраны допускается осуществлять от любого установленного на объектах защиты и находящегося в работоспособном состоянии оборудования различных производителей, предназначенного для передачи сигнала от систем АПС на пульт подразделения пожарной охраны.

В настоящее время в регионе удаленный мониторинг автоматических установок пожарной сигнализации осуществляют семь организаций и один индивидуальный предприниматель.

В целях реализации приказа МЧС России от 16.10.2017 г. № 443 "Об организации работы по передаче сигнала о возникновении пожара в пожарно-спасательные подразделения без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации" в Главном управлении издан приказ от 02.11.2017 г. № 697 "О реализации приказа МЧС России от 16.10.2017 № 443".

Достигнуто соглашение между ООО "НИС Юго-Запад Мониторинг" и ОКУ "ППС по Курской области" и проводятся работы по размещению рабочих мест в пожарных частях.

Для более конструктивного решения данный вопрос рассмотрен на публичных слушаниях, проведенных Главным управлением МЧС России по Курской области 16 ноября 2017 г.

Работа по внедрению систем автоматической передачи сигнала о возникновении пожара в пожарно-спасательные подразделения Курской области продолжается.

Проблемными вопросами здесь, по моему мнению, являются следующие:

  • в настоящее время на законодательном уровне не разграничены полномочия и не определена ответственность лиц, участвующих в передаче сигналов о пожаре в подразделения пожарной охраны;
  • в нормативных документах по пожарной безопасности отсутствуют технические требования к устройству системы мониторинга, а также требования к организациям, осуществляющим передачу сигналов.

"Сирена МЧС" – система мониторинга удаленных объектов

С сентября 2007 г. на территории Курской области реализуется проект по организации мониторинга установок пожарной автоматики от удаленных объектов – система "Сирена МЧС".

Указанная система неоднократно демонстрировалась на Международном салоне средств обеспечения безопасности "Комплексная безопасность", ежегодно проходящем в Москве. На ней система получила положительные отзывы и в дальнейшем – распространение на другие регионы ЦФО РФ, где также зарекомендовала себя с положительной стороны.

Функциональные возможности системы:

  • мониторинг (контроль состояния) в масштабе реального времени практически неограниченного количества стационарных и мобильных объектов;
  • дистанционное управление исполнительными устройствами объекта (включение аварийной сигнализации, выключение вентиляции и т.п.);
  • оперативное взаимодействие между диспетчерскими центрами с целью принятия оптимального решения;
  • голосовая связь между диспетчерскими центрами и контролируемыми объектами.

Система "Сирена МЧС" обеспечивает постоянное беспроводное соединение с мобильными и стационарными объектами по протоколу TCP/IP – это гарантирует незамедлительную и подтвержденную доставку сообщений.

Всего с момента начала функционирования системы "Сирена МЧС" на рабочем месте в Центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Курской области организован мониторинг состояния установок пожарной автоматики более 1500 объектов, в том числе 104 объекта с круглосуточным пребыванием людей, подведомственных Комитету социального обеспечения, Комитету образования и науки и Комитету здравоохранения Курской области, объектов культуры, учреждений образования и здравоохранения, а также иных объектов многофункционального назначения с массовым пребыванием людей.

"Сирена Альфа" – система мониторинга состояния социально значимых объектов

В целях исполнения поручений президента РФ от 12 марта 2009 г. № Пр-567 и от 3 ноября 2009 г. № Пр-3021, а также решения расширенного заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 августа 2009 г., в соответствии с методикой, утвержденной в 2010 г. Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, МВД России и МЧС России, с целью оценки текущего состояния комплексной безопасности учреждений социальной сферы с массовым пребыванием людей на территории Курской области организована работа по внедрению программно-технического комплекса "Сирена Альфа" (далее – ПТК "Сирена Альфа").

Эта система также неоднократно демонстрировалась на Международном салоне средств обеспечения безопасности "Комплексная безопасность", ежегодно проходящем в Москве. Она также была положительно оценена, имеет серебряную награду национальной отраслевой премии "ЗУБР" в номинации "За укрепление безопасности России".

Функциональные возможности системы:

  • передача паспорта безопасности объекта в автоматизированном виде;
  • средство прямой телефонной связи с экстренными службами (112);
  • терминал автоматической передачи данных в рамках программы "Комплексная безопасность" от социального объекта на региональный ЦУКС.

В настоящее время системой "Сирена Альфа" оборудованы 262 объекта, в том числе 104 социально значимых объекта с круглосуточным пребыванием людей, расположенных на территории Курской области.

Независимая оценка пожарного риска

Собственникам объектов представлено право свободно, на альтернативной основе выбрать форму контроля за обеспечением безопасности своего объекта за счет государственной структуры (федерального государственного пожарного надзора) либо обратиться в негосударственную организацию (на сегодня аккредитовано девять таких организаций на территории области), предоставляющую услугу независимой оценки пожарного риска (пожарного аудита), и точно так же получить истинную картину положения дел на объекте.

Таким образом, происходит снижение административного давления со стороны надзорных органов Главного управления МЧС России по Курской области, а ответственность за обеспечение пожарной безопасности объектов различных форм собственности действующим законодательством возлагается на собственника объекта защиты и организацию, проводившую независимую оценку пожарного риска на этом объекте.

Тенденция выбора собственниками объектов альтернативной формы подтверждения соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска в современных условиях только возрастает. Это, безусловно, положительно сказывается и на обеспечении пожарной безопасности объектов защиты, выполнении установленных требований пожарной безопасности, предусмотренных действующим законодательством.

Для решения задач по внедрению на территории Курской области новой формы подтверждения соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности – независимой оценки пожарного риска (аудит пожарной безопасности) – проводится комплекс мероприятий.

Вопрос развития института независимой оценки пожарного риска ежемесячно рассматривается на зональных семинарах в соответствии с графиком, утвержденным заместителем губернатора Курской области Александром Деминым, с выступлением по вопросам внедрения новых форм и методов соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Всего на территории Курской области за 2017 г. проведено 13 семинаров по данному вопросу.

Проводится активное информирование населения Курской области о формах оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска через региональные средства массовой информации.

С сентября 2007 г. на территории Курской области реализуется проект по организации мониторинга установок пожарной автоматики от удаленных объектов - система "Сирена МЧС".
Указанная система неоднократно демонстрировалась на Международном салоне средств обеспечения безопасности "Комплексная безопасность", ежегодно проходящем в Москве. На ней система получила положительные отзывы и в дальнейшем - распространение на другие регионы ЦФО РФ, где зтакже зарекомендовала себя с положительной стороны

Информация о предоставляемых государственных услугах (функциях) установленным порядком размещена на официальном интернет-сайте Главного управления МЧС России по Курской области, осуществлено три выступления на телевидении, шесть выступлений на радио, 58 публикаций размещено в региональных и муниципальных средствах массовой информации.

В рамках реализации надзорных мероприятий проводится разъяснительная работа с собственниками объектов о возможности оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности альтернативным путем – путем проведения независимой оценки пожарного риска.

Проводимая работа дает положительные результаты. За 2017 г. в Главное управление МЧС России поступило более 250 заключений о независимой оценке пожарного риска, а с момента вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (с 1 мая 2009 г.) услугами независимых экспертов на территории области воспользовались 617 объектов.

Рекомендации производителям и поставщикам

К основным пожеланиям при производстве и поставке оборудования, оказании услуг для более эффективного решения задач в области пожарной безопасности следует отнести:

  • надежность, безопасность, качество (в том числе за счет простоты и оригинальности конструкции оборудования);
  • соответствие цен изделий и работ их качественным параметрам;
  • интегрируемость по широкому функциональному спектру;
  • перспективное технологическое развитие (включая программное обеспечение) в отношении системных решений.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2018
Посещений: 4044

  Автор

Иван Лунев

Иван Лунев

Начальник Главного управления МЧС России
по Курской области, полковник внутренней службы

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций