Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Борьба с лесными пожарами в Центральном федеральном округе

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Борьба с лесными пожарами в Центральном федеральном округе

Лесные пожары всегда были бедствием для живой природы и человека, но в последние годы из-за неграмотного и бесконтрольного землепользования на фоне изменения экологической обстановки они приобрели поистине катастрофические масштабы. О том, что происходит сегодня в лесах и как осуществляется борьба с лесными пожарами, рассказывает руководитель департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу Виктор Николаевич Сергеенко
В.Н. Сергеенко
руководитель департамента
лесного хозяйства по
Центральному федеральному округу

- Виктор Николаевич, можно ли уже подводить итоги летнего периода 2012 г.? Как изменилась пожарная обстановка в лесах Центрального федерального округа с прошлого года?
- В течение пожароопасного сезона работники лесного хозяйства выделяют три основных периода - весенний,летний и осенний. Сегодня мы подводим предварительные итоги работы за весенний и летний периоды.

Приведу некоторые цифры.

По состоянию на 10 сентября 2012 г. на территории ЦФО зарегистрировано 263 лесных пожара на площади 156 га.


Регионами с наибольшей горимостью являются 4 субъекта ЦФО - Владимирская. Московская, Воронежская и Брянская области , на которые приходится 67% лесных пожаров, зарегистрированных в округе.

Крупных и верховых пожаров не допущено. Все пожары были своевременно обнаружены и оперативно ликвидированы на малой площади. В результате по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество лесных пожаров сократилось в 3 раза, площадь, пройденная огнем, снизилась в 11,6 раза.

- Насколько подготовленными оказались лесные службы к пожароопасному периоду?
- В целях совершенствования охраны лесов от пожаров к пожароопасному сезону 2012 г. в округе было сделано очень многое. Необходимо отметить, что положительная динамика сезона текущего года в Центральной части России достигнута благодаря системной работе.

Во всех субъектах ЦФО организованы специализированные государственные бюджетные или автономные учреждения по охране лесов от пожаров, взаимодействие с которыми не регулируется Федеральным законом № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Указанные учреждения в 11 субъектах по государственной программе укомплектованы дополнительно 307 единицами тяжелой лесопожарной техники на общую сумму 913 млн руб., втом числе на 813 млн руб. за счет субсидий.

В 4 субъекта, которые не попали в госпрограмму (Белгородская, Орловская, Курская и Липецкая области), за счет средств областных бюджетов поступило 53 единицы техники на общую сумму 62 млн руб.


Приняты активные действия по подготовке лесопожарных служб к сезону.

На местах проведены обучение и тренировки 7132 работников по тактике и технике тушения лесных пожаров, что составляет 111% от планируемых показателей.

В текущем году подготовлен 581 руководитель тушения крупных лесных пожаров, что составляет 131% от запланированного количества и превышает показатели 2011 г. за аналогичный период на 150 руководителей тушения крупных лесных пожаров.

Во многих регионах увеличена численность лесной охраны (30%).

Для участия в межрегиональном маневрировании для оказания помощи в тушении лесных пожаров в 2011 г. между регионами заключены соглашения, согласно которым возможно привлечь 187 единиц лесопожарной техники, 131 единицу лесопожарного оборудования, 648 работников наземных служб пожаротушения, 12 руководителей тушения крупных лесных пожаров.

В марте завершена работа по формированию сводных планов тушения лесных пожаров, которые согласованы Рослесхозом. утверждены главами регионов и включают в себя имеющиеся на территории региона силы и средства тушения.

Указанные планы предусматривают возможность привлечения дополнительной группировки сил и средств пожаротушения в условиях высокой и чрезвычайной горимости, в частности: 28 379 работников наземных служб пожаротушения, 1386 пожарных автоцистерн, 1902 лесопожарных трактора. 719 бульдозеров.

Необходимо также отметить, что с 1 января 2012 г. введено лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров.

Департаментом было своевременно выдано 75 лицензий. Все специализированные учреждения по тушению лесных пожаров в субъектах Российской Федерации были досконально проверены и по результатам получили лицензии до начала пожароопасного сезона, также были выданы лицензии всем государственным заповедникам и национальным паркам, расположенным на землях ООПТ Центрального федерального округа. Кроме того, получили лицензии авиационные подразделения МЧС России в ЦФО, подразделение Минобороны России, а также наиболее подготовленные лесопользователи.

- Каким образом проводится мониторинг пожарной опасности в лесах ЦФО?
- Мониторинг пожарной опасности в лесах ведется с начала пожароопасного сезона по трем основным направлениям. Это наземное, авиационное патрулирование и использование космических снимков. С учетом того, что Центральный федеральный округ имеет развитую инфраструктуру, большую сеть дорог и подвергается большой рекреационной нагрузке, мониторинг здесь в основном проводится наземными методами с использованием патрулирования по специально установленным и утвержденным маршрутам, а также наблюдения с пожарно-наблюдательных вышек, господствующих высот и мачт. В многолесных, труднодоступных территориях, к которым относится северная часть Костромской области, применяются авиационные технологии. Космический мониторинг используется по всей территории округа как средство наблюдения и контроля за складывающейся лесопожарной обстановкой.

Говоря более подробно об организации наземного мониторинга, следует отметить, что на территории округа утверждено более 4тыс. маршрутов протяженностью 160тыс. км. В целях предупреждения и пресечения нарушений лесного законодательства, в том числе тех, которые могут стать причиной возгорания, сотрудниками лесной охраны ежедневно проводится патрулирование лесов.


Получаемая информация передается в специализированные региональные диспетчерские пункты управления, работающие в круглогодичном и круглосуточном режиме.

Хочется положительно охарактеризовать работу указанных диспетчерских пунктов. Департамент проводил проверки реагирования лесных служб на сообщения о лесных пожарах в Белгородской, Тамбовской, Липецкой, Воронежской и Брянской областях. С момента поступления информации о возгорании до прибытия команды наточку проходило от 7 до 18 минут.

Каждый гражданин может обратиться туда при обнаружении очага возгорания в лесу либо выявлении любого нарушения лесного законодательства по единому бесплатному номеру телефона доверия по лесам (8-800-100-94-00).

- Какие профилактические меры для предотвращения лесных пожаров проводит департамент?
- Прежде всего необходимо отметить, что департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), по контролю и надзору в области лесных отношений в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности.

Департамент осуществляет следующие полномочия:

  • Надзор за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
  • Контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий.
  • Контроль расходования средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета.

В целях предупреждения лесных пожаров в соответствии с лесными планами регионам ежегодно утверждаются объемные показатели по противопожарному обустройству территории лесного фонда, проведению специальной пропаганды населения.


Выполнение плановых показателей контролируется департаментом.

Так, в целях оценки состояния готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону в марте-апреле департаментом лесного хозяйства по ЦФО проводились проверки исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в части подготовки к пожароопасному сезону 2012 г.

По факту проведенных проверок при наличии нарушений были выданы соответствующие предписания об их устранении. Кроме того, в целях обеспечения контроля за лесопожарной обстановкой, а также в целях оперативности принятия управленческих решений по организации и мобилизации сил и средств пожаротушения в субъектах Российской Федерации Центрального федерального округа, координации действий по локализации и ликвидации крупных лесных пожаров и устранения недостатков в охране лесов от пожаров в департаменте лесного хозяйства по Центральному федеральному округу приказом от 18 апреля 2012 г. № 141 создан оперативный штаб.


Также в течение года осуществляется контроль выполнения комплекса профилактических противопожарных мероприятий. Это строительство и ремонт дорог противопожарного назначения, устройство и уход за минерализованными полосами, проведение контролируемых выжиганий сухой растительности и др. В текущем году отмечаем хорошую работу во Владимирской, Курской и Тамбовской областях, которые обеспечили их оперативное выполнение и близки к завершению установленных годовых объемов. В Ивановской, Костромской, Рязанской. Тверской и Ярославской областях необходимо активизировать работы по выполнению всего комплекса профилактических противопожарных мероприятий в полном объеме, обратив особое внимание на усиление контроля за проведением указанных работ арендаторами лесных участков. Руководителям лесных служб указанных регионов направлены соответствующие обращения.

- Сельскохозяйственные палы - одна из основных причин возникновения лесных пожаров. В то же время огонь используется при противопожарных мероприятиях в лесах. Как вы можете прокомментировать это противоречие?
- Сельскохозяйственные палы, особенно когда они проводятся бесконтрольно, наносят значительный вредлесам, и именно они являются одной из основных причин возникновения лесных пожаров.

Ежегодно работники лесного хозяйства борются с ними, и выявленные виновники привлекаются не только к административной, но и к уголовной ответственности.


Однако необходимо признать, что огонь, как естественный фактор лесных экосистем, может целенаправленно использоваться для поддержания естественного хода природных процессов в лесах, борьбы с нежелательной растительностью и улучшения условий естественного лесовозобновления, сокращения запасов лесных горючих материалов и решения других хозяйственных задач.

Важное средство борьбы с лесными пожарами - это проведение встречного пала или отжига. Данное мероприятие является наиболее эффективным методом борьбы с верховыми пожарами. Однако его должны проводить лишь обученные специалисты, имеющие определенный опыт работы и обладающие специальными навыками. Также весьма важным профилактическим противопожарным мероприятием служит проведение контролируемых выжиганий сухих горючих материалов. Данные работы проводят лишь в весенний или осенний период при определенных погодных условиях под наблюдением специалистов лесопожарных служб.

- Какие инновационные методы предупреждения и предотвращения лесных пожаров используются в настоящий момент? Какие планируются к внедрению.
- Инновационных методов, которые внедряются в настоящий момент, достаточно много.


Прежде всего это использование системы "Лесной дозор" или ее аналогов. Суть данной системы состоит в следующем. Камеры видеонаблюдения устанавливаются на господствующих высотах (пожарно-наблюдательные вышки, вышки операторов сотовой связи и т.д.). Программное обеспечение позволяет всю информацию с видеокамер выводить на пульт дежурного, который может наблюдать в режиме реального времени за значительной территорией лесного фонда и оперативно реагировать на складывающуюся обстановку. В случае если камера зафиксировала задымление, оператор за считанные секунды получает информацию о пожаре.

Одним из достаточно современных и актуальных в настоящее время систем наблюдения является использование беспилотных летательных аппаратов. Указанный метод гораздо менее затратный, чем авиационное патрулирование и позволяет производить оценку ситуации с воздуха, принимать управленческие решения по организации тушения лесных пожаров.


Учитывая значительные площади торфяников, передовым методом в центральной части России является применение таких современных и высокотехнологичных средств, как, например, тепловизоры, которые обеспечивают точное определение местоположения очагов возгорания и позволяют сотрудникам лесной охраны оперативно реагировать, не допуская перехода пожара в категорию крупных.

Отдельно необходимо остановиться на огнетушащих составах или пенообразователях. Они подразделяются на смачивающие, огнезадерживающие (ретарданты) и огнегасящие. Добавление их в воду улучшает ее смачивающую способность в 2-4 раза, тем самым повышается эффективность работы по тушению лесного пожара.


Огнетушащие химикаты применяют для тушения горения на кромке низового пожара, создания опорных полос для отжига, а также для дотушивания оставшихся очагов горения после локализации пожара. В настоящее время положительное признание получило использование твердых смачивателей, которые наиболее удобны в хранении, транспортировке и применении по сравнению сжидкими.

Также достаточно действенным методом является использование взрывчатых материалов. Пламя в лесу распространяется иногда с быстротой курьерского поезда, и остановить его можно лишь одним способом - быстро отсечь горящий участок от основного массива минерализованными полосами. Применение взрывчатых веществ обеспечивает быструю прокладку опорных минерализованных полос с одновременным проведением встречного пала (навстречу движущемуся пожару), что позволяет остановить как верховой, так и сильной интенсивности пожар.

Таким путем было спасено от гибели множество лесов и лесных деревень. Конечно, данный способ связан с определенным риском и сложностями в хранении и транспортировке.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2013
Посещений: 10006

  Автор

Сергеенко В. Н.

Сергеенко В. Н.

Заместитель начальника Управления охраны, защиты и воспроизведения лесного фонда МПР России

Всего статей:  2

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций