В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
К концу 2009 г практически во всех субъектах Российской Федерации появились компании, оказывающие услуги по организации приемопередачи информации о срабатывании пожарной сигнализации, смонтированной на объектах защиты, с последующей передачей данной информации на пульты связи пожарных частей (далее - мониторинговые компании) Методы оказания услуг в области пожарного мониторинга были различны, но принципиально сводились к схемам двух видов.
Оказание услуги пожарного мониторинга мониторинговой компанией через пульт централизованного наблюдения
По данной схеме работа мониторинговой компании заключалась в решении следующих задач:
Преимущества
Главным основанием для понуждения руководителя объекта защиты к заключению договора на оказание услуг пожарного мониторинга являлось исключение персонала объекта из процесса отработки сигналов, поступавших от пожарных датчиков на прибор приемно-контрольный пожарный, а также отсутствие необходимости прибытия пожарных подразделений по ложным срабатываниям пожарной сигнализации.
Недостатки
При всем своем праве на существование такая схема имеет ряд значительных недостатков, связанных с субъективными и объективными причинами:
Оказание услуги пожарного мониторинга мониторинговой компанией без создания пульта централизованного наблюдения
Схема 2, хоть и редко, но реализовывалась в ряде субъектов Российской Федерации В данном случае мониторинговая компания исполняла функции посредника между объектом защиты и подразделением пожарной охраны, непосредственно выполняя лишь работы по монтажу и техническому обслуживанию аппаратуры, устанавливаемой в ДДС подразделения пожарной охраны и на объекте защиты.
Несмотря на это, договоры, заключаемые с объектами защиты, как правило, содержали полный перечень услуг по пожарному мониторингу, согласно которому объект защиты платил и за канал связи, и за передачу сообщения о пожаре в пожарную охрану, и за его отработку и т.д.
Очевидно, что данная схема незаконна как по причине нарушения федерального законодательства, регламентирующего вопросы использования государственного имущества, находящегося в оперативном управлении у подразделений государственной противопожарной службы, так и по причине неправомочности возложения на сотрудников (работников) пожарной охраны функций по исполнению каких-либо обязанностей (прием и отработка сигналов о пожарах, поступивших на аппаратуру мониторинговой компании) по договорам, заключенным между двумя сторонними хозяйствующими субъектами.
Передача извещений о пожаре в подразделения пожарной охраны в соответствии с изменениями, внесенными в "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Внесенные изменения, обязательные к исполнению, в целях минимизации потерь от пожаров и предотвращения гибели и травмирования людей на пожарах только на социально значимых объектах с массовым пребыванием людей имеют важную экономическую составляющую.
Большинство социально значимых объектов финансируется за счет средств соответствующих бюджетов. Появление у подразделений пожарной охраны технической возможности принимать в автоматическом режиме тревожные сигналы о пожаре непосредственно на пульты связи пожарных частей по прямому бесплатному радиоканалу, выделенному МЧС России для этих целей в установленном порядке, предполагает, что передача тревожных сообщений от пожарной сигнализации на программно-аппаратный комплекс осуществляется в автоматическом режиме, а прием и отработка сообщений о пожаре является государственной функцией пожарной охраны и соответственно осуществляется на безвозмездной основе.
Приказ МЧС России о принятии на снабжение программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях, и внесенные изменения в "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" по понятным причинам вызвали крайне негативную реакцию у мониторинговых компаний, которые не хотят терять прибыль от предоставления услуг в области пожарного мониторинга, особенно социально значимым объектам.
Первая попытка оспорить законность приказа МЧС России была предпринята в 2011 г через Федеральную антимонопольную службу России и закончилась неудачно. Комиссия ФАС России не нашла в действиях МЧС России нарушений антимонопольного законодательства. В последующем руководители некоторых мониторинговых компаний стали требовать от должностных лиц подразделений федеральной противопожарной службы обеспечить прием сигналов о пожаре, поступающих на ПЦН мониторинговой компании, в ДДС пожарных частей. При получении отказа данные руководители в целях получения положительного решения предпринимали разнообразные шаги, вплоть до обвинения сотрудников ФПС МЧС России в непрофессионализме и коррумпированности.
Что предлагают мониторинговые компании?
Предложение мониторинговых компаний после вступления в силу изменений в "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Очевидно, что при реализации такой схемы мониторинговая компания оставляет за собой право заключать договоры с объектами защиты на оказание услуг в области пожарного мониторинга со всеми вытекающими отсюда финансовыми последствиями.
При этом ответственности за отсутствие канала связи, за позднее прохождение информации о пожаре в ДДС пожарной части по причине неисправности или низкого качества используемой аппаратуры и т.п. мониторинговая компания не несет.
Кроме того, поданной схеме типы используемой мониторинговыми компаниями аппаратуры не позволяют программно-аппаратному комплексу в полном объеме выполнять возложенные на него задачи по предназначению (см. схему 5).
Схема реализации программно-аппаратным комплексом основных задач по предназначению
Навязывая пожарной охране принцип передачи сообщений о пожаре по схеме 4, мониторинговые компании, ссылаясь на основные технические характеристики программно-аппаратного комплекса, который якобы должен обеспечивать прием информации от других мониторинговых центров, мягко говоря, лукавят.
На самом деле, согласно техническим характеристикам (цитата): "Аппаратно-программный комплекс для дежурно-диспетчерской службы (далее - ДДС) должен обеспечивать прием информации от других мониторинговых центров по IP-каналам в протоколе "СМ-интегратор", а также передачу информации в другие центры управления и в центр технического мониторинга по IР-каналам"1 Каких-либо других требований по приему информации, тем более сообщений о пожарах, от других мониторинговых центров в технических характеристиках на программно-аппаратный комплекс не содержится.
Принцип реализации данной технической характеристики можно отобразить схематически следующим образом (см. схему 6).
Схема приема программно-аппаратным комплексом информации по IP-каналам
Рассматривая вопрос об использовании IP-канала мониторинговой компанией для передачи сообщений о пожаре в подразделение пожарной охраны, необходимо понимать, что данный принцип передачи сообщений предусматривает наличие персонала провайдера интернет-услуг и соответственно грубо противоречит требованиям "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности".
К сожалению, приближение срока вступления в силу изменений в "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" все сильнее углубляет конфликт интересов многочисленных мониторинговых компаний с МЧС России, производителем программно-аппаратного комплекса, и организациями, осуществляющими его техническое обслуживание.
Остается только надеяться, что данный конфликт никоим образом не скажется на обеспечении сохранности жизни и здоровья граждан России, которым явно безразличны финансовые амбиции некоторых руководителей мониторинговых компаний.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2013
Посещений: 13894
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций