Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Любимый город может спать спокойно…

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Любимый город может спать спокойно…

Заданная тема – городские периметры – серьезна и актуальна. Однако предложение редакции журнала "Системы безопасности" рассмотреть возможные угрозы и специфику защиты от них периметров территорий и объектов, расположенных в городской черте, предполагает широко развернутую панораму с большим объемом текста и иллюстраций, никак не возможную в формате журнала. Поэтому предлагаю вначале сгруппировать рассматриваемые объекты, после чего некоторые из них обсудить подробно…
Юрий Смирнов
Директор ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

Надо признать, что на данный момент не определены четкие критерии критически важных городских объектов. Хотя по наитию к ним следует отнести, во-первых, объекты, напрямую влияющие на жизнеспособность и жизнеобеспечение инфраструктуры города, а во-вторых, те места, где единовременно скапливается большое количество людей.

Сфокусируем задачу

Первая группа – это мосты, плотины, объекты, на которых имеются радиоактивные вещества, электроподстанции, газохранилища и т.д. Перечень их велик. Физическая защита от несанкционированного проникновения на них регламентируется федеральными и ведомственными нормативными документами. То есть это ведомственные объекты, и вопросы их охраны, соответственно, тоже ведомственные. Где-то стоит вооруженная охрана, где-то установлены технические средства – так или иначе, но они все под контролем.

Поэтому гораздо интереснее обсудить вторую группу, к которой относятся социально значимые объекты: спортивные сооружения (в период проведения соревнований), крупные торговые центры, концертные и театральные площадки, места проведения фестивалей и других массовых мероприятий. Кроме того, к ним следует добавить многоэтажные здания с большим количеством людей – это и бизнесцентры, и медицинские комплексы.

В условиях роста террористических угроз сложность решения поставленной задачи обусловлена необходимостью пропуска на данную категорию объектов большого количества сотрудников и автотранспорта в течение ограниченного времени.

Видеокамера – это плюс, но не панацея

Приходится с грустью констатировать, что в торговых центрах, кроме полусонных секьюрити, каких-либо серьезных средств защиты мы пока не видим – ни технических, ни аппаратных.

Конечно, мне могут возразить – там ведь везде установлены видеокамеры. Согласен, кругом видеокамеры, но как ведется при этом видеонаблюдение? Кто следит за тем, что они транслируют? 36 ракурсов на одном или нескольких мониторах, глядя на которые, ни один оператор, каким бы внимательным он ни был в течение всей своей смены, не сможет эффективно контролировать территорию – оперативно оценить обстановку и среагировать при изменении ситуации.

Одни из ключевых преимуществ городского противотаранного шлагбаума – простота монтажа и сравнительно небольшой фундамент, который в случае необходимости может быть выполнен на свайном основании без повреждения идущих под землей коммуникаций

Оснащение камерами зачастую не более чем разбор полетов постфактум: посмотрели – кто зашел, посмотрели – когда зашел, посмотрели – что взорвал. И, не сделав никаких оргвыводов, нанимают еще двух секьюрити с резолюцией "меры приняты".

Здесь просто целина для видеоаналитики, про которую сегодня очень много и интересно пишут. Поэтому я предлагаю отдать данную благодатную тему специалистам в этой области, а самим рассмотреть другие вероятные и не менее опасные для городской инфраструктуры ситуации, чреватые большим количеством жертв.

Даже смертника готовить не нужно

Все становится гораздо серьезнее, когда террористы задействуют начиненный взрывчатыми веществами автотранспорт. Они действуют по отработанной схеме: проехав на автомобиле на территорию объекта и подъехав вплотную к зданию или сооружению, они взрывают смертоносный груз и тем самым осуществляют свои преступные замыслы – от взрыва происходит разрушение несущих конструкций, что приводит к обрушению всего здания и, соответственно, к многочисленным человеческим жертвам. Даже набитая селитровосахарной смесью малолитражка, заехавшая на подземную парковку торгового центра, крайне обостряет ситуацию.

Не хочу сгущать краски, но начиная с 1990-х гг. подобным образом был совершен целый ряд терактов на Северном Кавказе: здание республиканского правительства в Грозном, отделы милиции в Назрани и Махачкале, казармы в городе Аргуне, лагерь военной части в Буйнакске. В этом списке есть и медицинские учреждения. Подобные вещи происходили и, к сожалению, происходят не только на Северном Кавказе и не только в России. Таким же образом был атакован отель "Мариотт" в Пакистане и совершен ряд терактов в других азиатских странах.

События последних лет показали неготовность большинства действующих систем физической защиты городских социально значимых объектов к внешним террористическим атакам

Причем зачастую все видят этот автомобиль, понимают, что за его рулем смертник, но ничего сделать против этого не могут. Впрочем, машина может быть и радиоуправляемой. Сейчас переоборудовать автомобиль с помощью специального комплекта радиоустройств не составляет особого труда. При современной технике абсолютно легко можно реализовать радиоуправляемые взрывы. Даже смертника готовить не нужно.

С точки зрения экспертов, вопрос ограничения подъезда к объекту и въезда на его территорию не решен в принципе. Для его решения нужны соответствующие тактические мероприятия. Во-первых, административно ограничить передвижение большегрузных автомобилей в черте города, особенно в период поведения массовых мероприятий.

Во-вторых, чтобы автомобиль не имел возможность разогнаться и снижал скорость при подъезде к объекту, на его подступах следует установить металлические или бетонные препятствия, расположенные таким образом, чтобы автомобиль вынужден был проехать "змейкой". В-третьих, сама зона проезда должна быть оборудована инженерно-техническими устройствами, обеспечивающими надежную защиту от несанкционированного проезда автомобиля. Надо сразу сказать, что обычные шлагбаумы не могут в полной мере противостоять скоростному удару автотранспортного средства. Подобные физические барьеры могут лишь в той или иной степени замедлить движение автомобиля, но не остановить его.

Одним из эффективных способов нейтрализовать данную угрозу является установка надежного физического препятствия на пути прорыва автотранспорта, что позволит предотвратить подобные акции на стадии замысла либо значительно снизить ущерб от их действий.

Страшней "Газели" зверя нет

На военных объектах блокировка автомашин на въезде осуществляется с помощью мощных противотаранных шлагбаумов. Однако в городских условиях нецелесообразно применять подобные устройства с мощными фундаментами (объемом до 30 куб. м) и крупногабаритными подъездными группами. Такие конструкции ни с инженерной, ни с эстетической точек зрения никак не вписываются в городскую среду, которая накладывает определенные ограничения на применение многих существующих комплексов охраны объектов. Скученность городской застройки, высокая плотность подземных коммуникаций, ограниченность территории и, наконец, агрессивный внешний вид делают использование мощных противотаранных устройств невозможным.

Вместе с тем сегодня уже разработаны и применяются компактные противотаранные устройства шлагбаумного типа, которые гарантированно останавливают легковые автомобили и малогабаритные фургоны массой до 3,5 т при скорости движения до 40 км/ч (рис. 1).


Технические характеристики данных противотаранных устройств, видимо, не случайны. Анализ последних терактов показывает, что атаки на социально значимые объекты в городской черте чаще всего проводятся с применением грузовых фургонов (типа "Газель"). Эти высокоманевренные автомобили не привлекают к себе особого внимание в условиях городского транспортного потока.

Одни из ключевых преимуществ городского противотаранного шлагбаума – простота монтажа и сравнительно небольшой фундамент, который в случае необходимости может быть выполнен на свайном основании без повреждения идущих под землей коммуникаций.

Требуется особый подход

Следует понимать, что система обеспечения безопасности объекта в городских условиях очень индивидуальна. И зачастую невозможно гарантировать стопроцентную защиту, используя только традиционные элементы. Алгоритм въезда необходимо разрабатывать с учетом особенности объекта; невозможно решить все вопросы двумя–тремя стандартными схемами. Состав элементов защиты въездной группы и их модификация должны определяться на основании технического задания по конкретному объекту. А руководству объекта и лицам, отвечающим за его безопасность, необходимо понимать, что при выборе средств противотаранной защиты определяющим критерием служит в первую очередь эффективность противотаранных средств, подтвержденная результатами краш-тестов (рис. 2), и только потом следует рассматривать рабочий ресурс, стоимость, затраты на монтажные и пусконаладочные работы, расходы на эксплуатацию и т.д.


При выборе оборудования следует исходить из того, что противотаранные устройства должны обладать антивандаль-ными свойствами и быть рассчитанными на работу при низких отрицательных температурах (до -40 °C). Они также должны иметь ресурс не менее чем 200 тыс. рабочих циклов.

Кроме того, необходимо предусмотреть защиту персонала, обслуживающего зону проезда на объект. Для этих целей сегодня все больше используют пулерассеивающие сетчатые панели, защищающие охранников от прицельного огня и позволяющие им визуально контролировать территорию. При этом современные пулерассеивающие сетки не нарушают эстетику городской среды.

Страны разные, проблемы те же

Обсуждаемые сегодня в профессиональном сообществе проблемы безопасности городской инфраструктуры касаются не только России и не только азиатских и европейских стран. Возьмем, к примеру, Северную Африку, территории, где не так давно произошли революции. Сначала там тоже стояли шлагбаумы. Но так как там принято ездить на джипах с большими "кенгурятниками", то шлагбаум просто сносится… И сейчас уже стоит вопрос о противотаранных устройствах.

Но если в Африке этими проблемами занимаются западноевропейские компании, то, надо полагать, в России никто, кроме нас самих, эти вопросы решать не будет. А они в принципе не решены ни в Москве, ни в других городах, подверженных террористической угрозе. Опять же – ими надо заниматься не на этапе видеонаблюдения, как в разборке постфактум, а на этапе предотвращения теракта. И это не только видеоаналитика, но еще и система контроля проезда автотранспорта к объекту, оснащенная надежным средством физической защиты.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2015
Посещений: 6097

  Автор

 

Юрий Смирнов

Генеральный директор ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

Всего статей:  2

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций