Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

МЧС России: перспективы развития РСЧС до 2040 года

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

МЧС России: перспективы развития РСЧС до 2040 года

Рассматривая обоснование перспектив развития Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на ближайшие два-три десятилетия, приходится анализировать спектр угроз и опасностей, способных реализоваться в этот период времени, а также тенденции развития государства и общества, которые будут оказывать влияние на организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Михаил Фалеев
Начальник Центра
стратегических исследований
гражданской защиты МЧС России

Опираясь на мнения экспертов и результаты исследований различных ученых, в том числе и зарубежных, Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России предложил систему основных факторов, которые окажут влияние на государственную политику в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и снижения рисков. Оценю некоторые из них.

Основные угрозы современности

Актуальной остается угроза терроризма. Поэтому подготовка сил и средств МЧС России к действиям по ликвидации последствий террористических актов должна проводиться с учетом возможности применения террористами радиоактивных, химических, биологических компонентов и специфики мест массового пребывания людей, транспортных узлов, систем жизнеобеспечения, опасных производств в каждом регионе.

Специальным оснащением и навыками должны обладать пожарно-спасательные службы для борьбы с пожарами и обрушениями зданий. Планомерно надо разрабатывать меры по борьбе с хакерскими атаками на систему управления в кризисных ситуациях.

Сохраняется тенденция изменений природно-климатических условий, активизации сейсмических и гелиофизических процессов, что выражается и в увеличении частоты и масштабов бедствий, перерастании природных катастроф в техногенные и наоборот. Усиливается опасность трансграничного переноса в различных средах загрязняющих и опасных веществ. Уменьшается количество источников и запасы природной питьевой воды.

Планы развития РСЧС

Из этих тенденций вытекает целесообразность планомерного развития системы мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций, превращение ее не только в межведомственную сеть внутри России, но и в международную.

1. Ускоренными темпами должно проводиться микросейсморайонирование и сейсмостойкое строительство в опасных зонах. Система здравоохранения и биоинженерная наука будут повышать готовность к борьбе с очагами экзотических инфекций, совершенствовать технологии изготовления и испытания вакцин и антидотов. На территориях будут формировать экологические защитные зоны для водоисточников и сооружать накопители воды.

2. Должно быть завершено создание территориально распределенной системы оповещения населения о возникновении стихийных бедствий, созданы комплексные системы мониторинга для субъектов Российской Федерации, значительно усилена их приборно-аналитическая база, способствующая формированию полноценного территориального прогноза.


3. Продолжится развитие системы обучения населения действиям при характерных для регионов бедствиях. Через организованные формы больший объем знаний и практических навыков в области безопасности и защиты населения будут получать руководители муниципальных органов власти.

4. Государством будет выработана миграционная политика, регулирующая перемещение людей извне и внутри страны, определены принципы оптимизации процессов урбанизации, сформирована нормативно-правовая база по повышению устойчивости регионов и критически важных объектов. В качестве одного из основополагающих принципов социально-экономического развития регионов будет положен принцип обеспечения безопасности человека.

5. В недалеком будущем в интересах экономики Россия начнет энергично осваивать природные ресурсы своих труднодоступных зон, в частности в Арктике и на Дальнем Востоке. Этот процесс предполагает формирование тесного информационного взаимодействия между ведомствами и организациями, создание мониторингово-спасательных центров, обеспечивающих оперативное получение сведений о возможных авариях и бедствиях, организацию действий по поиску и спасению людей.

Борьба с человеческим фактором

Есть все основания полагать, что так называемый человеческий фактор останется основной причиной крупных аварий и пожаров. Высокий уровень аварийности сохранится в ряде важнейших отраслей экономики, таких как транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, и в некоторых других. Возрастающая зависимость людей от технологий и инноваций будет способствовать возможности каскадного развития катастроф.

В связи с этим в нашей стране должна будет реализовываться давно назревшая модернизация системы подготовки кадров, акцентирующая внимание на компетентности и строгом выполнении технологической дисциплины.


Ресурсы государства, субъектов Российской Федерации и предприятий будут последовательно концентрироваться на обновлении производства, начнут проявлять себя эффективные формы государственно-частного партнерства. Изменится и содержание надзора: мониторинг технологических процессов в своей предаварийной и аварийной части станет составной частью мониторинга чрезвычайных ситуаций, что потребует интеграции информационных ресурсов Ростехнадзора и МЧС России.

Сформируется экспертное сообщество, оценивающее возможные негативные последствия внедрения новых технологий, предлагающее варианты парирования опасных эффектов.

Дальнейшее развитие получит система страхования на случай возникновения стихийных бедствий и катастроф.

Интеграция РСЧС и Гражданской обороны

Продолжится осуществление плановых мероприятий по интеграции системы РСЧС и Гражданской обороны. Работа в рамках целевой программы позволит:

  • уточнить задачи;
  • сформировать новую нормативно-правовую базу;
  • оптимизировать численность, дислокацию, предназначение подразделений МЧС России и других федеральных ведомств;
  • развивать систему управления на муниципальном уровне, для чего создать систему диспетчирования "112";
  • реализовывать управление и оповещение в едином информационном пространстве.

За этими мерами последуют значительные изменения в технической политике, касающиеся мобильности, универсализации и специализации оборудования и техники. Новые требования будут выдвинуты к системе подготовки кадров. В связи с постепенным перемещением финансовых потоков и административных решений в субъекты Федерации и муниципальные образования будет трансформироваться структура МЧС России и функции ее звеньев. Акцент в области борьбы с бедствиями и катастрофами продолжит смещаться в область предупреждения чрезвычайных ситуаций, и прежде всего через механизмы управления рисками.

Культура безопасности жизнедеятельности

На законодательном уровне будут установлены формы и объемы помощи, оказываемой государством людям, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, родственникам погибших при бедствиях. Это, в свою очередь, должно стимулировать развитие рынка страхования и самих страховых услуг.

С целью повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения, как элемента национальной культуры, будет планомерно наращиваться потенциал морально-психологического воздействия на общество через традиции, произведения литературы и киноискусства, средства массовой информации, клубные и компьютерные средства общения. Создаваемые добровольные пожарно-спасательные формирования будут использоваться и как центры пропаганды безопасного образа жизни.


В связи с информационной экспансией в компьютерных сетях возникает серьезная угроза широкого распространения недостоверной, социально опасной, провокационной информации. Государство будет последовательно формировать политику в области информационной культуры, а МЧС России предстоит разработать и внедрить превентивные и оперативные технологии информационного сопровождения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе учитывающие национальные и религиозные особенности населения, укрепляющие доверие общества.

Учитывая, что средства информационной коммуникации делают возможным превалирование мнений отдельных личностей над мнениями традиционных авторитетов и официальных структур, целесообразно воспитывать лидеров в профессиональной среде, содействовать профессиональному развитию руководителей волонтерских коллективов, полноценно задействовать демократические механизмы для решения социально значимых задач, участвовать в экспертных группах по вопросам безопасности государства. Важно последовательно адаптировать нормативно-правовую и методическую базу по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций к требованиям законодательства, ликвидировать пробелы и противоречия, так как действия органов и отдельных лиц, ответственных за ликвидацию чрезвычайных ситуаций, все чаще будут получать юридическую оценку по инициативе властных структур и граждан.

Государственно-частное партнерство и международное сотрудничество

Новые качества постепенно будет приобретать процесс продвижения в повседневную жизнь мониторинговых, прогнозных, управленческих, обучающих, научно-практических и пожарно-спасательных услуг, которые способна оказывать система МЧС России. Это даст возможность существовать на рынке спасательных услуг и специально создаваемым под спектр потребностей организациям, занимающимся вопросами преодоления экологических бедствий, оптимальным социально-экономическим планированием, гуманитарным взаимодействием с международными организациями, сопровождением туризма, экспертной поддержкой страхования и банковской деятельности и др.


Глобализация экономики, выражающаяся в тесной взаимозависимости государств в финансовых, экономических, технологических, социальных вопросах, будет приводить к каскадным масштабным кризисам. Решение вопросов защиты населения и территорий от бедствий и катастроф может проходить в условиях ограниченных национальных ресурсов. В связи с этим, помимо оптимизации финансовой и экономической политики государства, ужесточения бюджетной дисциплины, целесообразно осуществлять поиск дополнительных ресурсов в области защиты населения и территорий от бедствий в международной кооперации, государственно-частном партнерстве, развитии системы оценки и страхования рисков, подготовке антикризисных менеджеров.

Вероятно, изложенные выше угрозы итенденции, так же как и основные адекватные меры против угроз, могут не реализовываться в полном объеме, однако сама возможность их воплощения в жизнь нацеливает МЧС России на детальную проработку принципов модернизации ведомства, планов дальнейшего развития Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2014
Посещений: 20570

  Автор

Фалеев Михаил Иванович

Фалеев Михаил Иванович

Директор Департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС России

Всего статей:  2

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций