В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Московское правительство о пожарной безопасности в столице в 2018–2019 гг.Политика и планы
В 2018 г. продолжалось совершенствование нормативных правовых актов Правительства Москвы, в том числе и по направлениям обеспечения пожарной безопасности города. С этой целью было переработано Положение о Московской городской территориальной подсистеме РСЧС, создан постоянно действующий оперативный штаб при Комиссии Правительства Москвы по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, с возложением полномочий председателя этой комиссии на мэра Москвы
Сергей Собянин
Мэр Москвы
Одними из ключевых приоритетов деятельности Правительства Москвы в части пожарной безопасности в 2018 г. являлись:
- снижение административной нагрузки на малый и средний бизнес;
- использование риск-ориентированного подхода;
- повышение доли профилактической работы;
- построение системы оценки эффективности и результативности надзорной деятельности.
Организационные и технические мероприятия
В рамках реализации приоритетных задач были предприняты следующие действия:
- При осуществлении пожарного надзора исключены контрольные мероприятия в отношении субъектов малого предпринимательства. Преобладающая часть проверок проводилась на пожароопасных производственных объектах, объектах с массовым пребыванием людей, жизнеобеспечения, здравоохранения, культуры, образования и социальной сферы.
- Проведено свыше 50 тыс. инструктажей на противопожарную тематику с охватом более 200 тыс. человек, а также более 30 тыс. профилактических мероприятий, включающих обходы неэксплуатируемых и частично отселенных зданий и мест жительства социально неадаптированных граждан, многодетных и неблагополучных семей, рейды по частному жилому сектору и встречи с населением. Значительно увеличено количество профилактических мероприятий с широким применением форм разъясняющего, консультативного и обучающего характера.
- Введена в действие Программа профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах на 2018 г.
- Принято решение Правительства Москвы о создании мобильных групп быстрого реагирования, оснащенных пожарно-спасательными мотоциклами. В настоящее время 22 мотоцикла закуплено, ведется работа по комплектованию и обучению сотрудников. Заступление групп быстрого реагирования на суточное дежурство в составе пожарно-спасательного гарнизона запланировано на май 2019 г.
- В июне 2018 г. открыт учебно-тренировочный полигон "Апаринки", который обеспечивает комплексную подготовку пожарно-спасательных формирований столицы.
- Введены в эксплуатацию три новых пожарно-спасательных отряда на территории ТиНАО, с целью организации профилактики и тушения пожаров создан пожарно-спасательный отряд на территории ВДНХ.
- В боевые расчеты введены 59 новых пожарно-спасательных автомобилей, 11 единиц водно-спасательной техники, более 2 тыс. единиц пожарно-технического вооружения и 21 тыс. комплектов специальной защитной одежды, 22 пожарно-спасательных мотоцикла. Принято решение увеличить штат мотогрупп экстренного реагирования с 30 до 200 человек.
- Экипажи Московского авиационного центра в 2018 г. выполнили для мониторинга пожарной и паводковой ситуаций на территории города более 400 полетов, 84 на тушение пожаров, учения и тренировки.
- На объектах с массовым пребыванием людей проведено свыше 3 тыс. тренировок и учебных эвакуаций, регулярно транслируются видео- и аудиоролики по пожарной безопасности.
- В рамках профилактической работы в СМИ и сети Интернет опубликовано более 50 тыс. материалов по вопросам пожарной безопасности, выпущено свыше 900 печатных информационных материалов общим тиражом более 200 тыс. штук.
Для предупреждения пожаров в течение 2018 г. в столице проведены сезонные профилактические мероприятия: "Новый год", "Отдых", "Лето", "Школа", "Отопительный сезон".
Основными направлениями профилактики пожаров являлись:
- противопожарная пропаганда;
- поквартирные обходы мест проживания неблагополучных в социальном отношении семей, представителей "группы риска", многодетных и неблагополучных семей, а также непосредственная работа с сотрудниками жилищных организаций, социальных служб, старшими по домам и подъездам;
- патрулирование лесопарковых зон в весенне-летний пожароопасный период;
- работа в нарядах по обеспечению безопасности массовых общественно-политических, религиозных, культурных и спортивных мероприятий.
Повышение пожарной безопасности зданий и сооружений
Вопросы обеспечения пожарной безопасности в г. Москве регулярно обсуждаются на заседаниях Комиссии Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, оперативных совещаниях Комплекса городского хозяйства столицы. На заседаниях рассматриваются актуальные вопросы обеспечения пожарной безопасности в весенне-летний, осенне-зимний периоды в жилых зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей. Соответствующим службам столицы даются поручения в области организации пожарной безопасности, которые исполняются в установленный срок. Все отданные распоряжения находятся на постоянном контроле.
Немаловажным подспорьем в деле повышения уровня пожарной безопасности в городе явилось дальнейшее проведение профилактических мероприятий с населением, развитие добровольчества, соблюдение законодательства в области пожарной безопасности, в том числе Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390, что позволяет обеспечить безопасность в современных условиях.
Требования по оснащению жилых и производственных объектов противопожарными системами
Обязательные требования пожарной безопасности установлены Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области пожарной безопасности.
Проектная документация при строительстве жилых зданий и сооружений предусматривает раздел в части обеспечения пожарной безопасности, в том числе по оборудованию теми или иными средствами противопожарной защиты в соответствии с действующими на момент строительства требованиями законодательства в области пожарной безопасности Российской Федерации.
Идет постоянная переработка и дополнение требований, инструкций, положений по совершенствованию системы предупреждения пожаров и чрезвычайных ситуаций на производстве.
Работа подразделений добровольной пожарной охраны
В соответствии с Федеральным законом от 06.05.2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" на территории г. Москвы создано 842 общественных объединения пожарной охраны.
В реестр внесены сведения о 13 099 добровольных пожарных. Создано семь клубов добровольных пожарных, спасателей и волонтеров, в которые вступило 336 человек. В подразделения добровольной пожарной охраны передана 21 единица пожарной техники, а также два ранцевых переносных устройства РУПТ "Игла-1-0,4".
Общественными объединениями ведется круглосуточное дежурство восьми добровольных пожарных команд и трех аварийно-спасательных отрядов. Кроме того, организована работа двух аварийно-спасательных отрядов и двух добровольных пожарных команд, осуществляющих дежурство в выходные и праздничные дни. Общее количество входящих в состав дежурных смен добровольных пожарных и спасателей составляет 743 человека. Таким образом, ежесуточно на дежурство заступают 36 добровольцев на девяти единицах пожарной и одной единице аварийно-спасательной техники. С начала 2018 г. подразделения добровольной охраны осуществили 94 выезда, из них:
- на тушение пожаров и загораний – 14;
- для проведения аварийно-спасательных работ – 80.
Добровольные пожарные команды на территории г. Москвы в 2018 г. самостоятельно ликвидировали три загорания, приняли участие в тушении 73 пожаров, на которых спасено 202 человека.
Подразделения и личный состав добровольной пожарной охраны в 2018 г. внесли значительный вклад и в дело предупреждения и профилактики пожаров, в том числе:
- 1569 раз участвовали в обеспечении пожарной безопасности мероприятий с массовым сосредоточением людей с привлечением 4391 добровольного пожарного;
- 96 раз привлекались к проведению пожарно-тактических учений (занятий);
- 549 раз участвовали в обходах мест проживания лиц, ведущих асоциальный образ жизни, одиноких и престарелых граждан;
- провели с населением 2134 встречи разъяснительного характера по вопросам пожарной безопасности.
В 2018 г. продолжало активно развиваться сотрудничество общественных объединений пожарной охраны и профессиональных аварийно-спасательных формирований. На Московской кольцевой автомобильной дороге организовано дежурство шести аварийно-спасательных постов ПАСФ "Оперативно-спасательная группа" ГБУ "Автомобильные дороги", укомплектованных членами Московского городского регионального отделения РОССОЮЗСПАСа.
За год данные подразделения осуществили 278 выездов (из них 241 на ДШ, 10 на пожар). В происшествиях, на которые реагировали аварийно-спасательные посты, спасено 25 человек, оказана первая помощь 29 пострадавшим.
Несомненно, развитие добровольчества – это эффективное направление в борьбе с пожарами и по их предупреждению.
Планы и программы на 2019–2020 гг.
В ближайшее время приоритетными направлениями в области обеспечения пожарной безопасности будут:
- строительство и ввод в эксплуатацию пожарных депо с последующим созданием пожарно-спасательных отрядов (в соответствии с адресной инвестиционной программой г. Москвы);
- ввод в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона столицы трех пожарно-спасательных отрядов в ТиНАО г. Москвы (в поселениях Кленовское, Михайло-Ярцевское и Щербинка, ул. Местечко Барыши);
- организация патрулирования мобильных групп быстрого реагирования на пожарно-спасательных мотоциклах.
В 2019 г. нами будет продолжена работа по исполнению Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в том числе:
- внедрение риск-ориентированного подхода;
- повышение доли профилактической работы и проверок контроля за соблюдением пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей;
- построение системы оценки эффективности и результативности надзорной деятельности.
Рекомендации производителям и поставщикам оборудования
Чтобы задачи пожарной и взрывобезопасности могли решаться еще более эффективно, производителям, поставщикам и интеграторам систем в области пожарной безопасности следует:
- проводить подтверждения соответствия продукции по правилам, установленным Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- исключать при подтверждении соответствия качества продукции по средствам применения схемы 5с Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" сертификатов системы менеджмента качества органов по сертификации СМК, не аккредитованных в национальной системе аккредитации;
- исключать отступления производителей продукции от нормативных документов по пожарной безопасности в период между инспекционными контролями со стороны органа сертификации;
- своевременно уведомлять органы сертификации продукции, проводившие подтверждение соответствия, о вносимых изменениях в технические условия на продукты.
Соблюдение всех требований и руководящих регламентов в сфере систем безопасности поможет решать задачи более эффективно, минимизирует риски возникновения тяжелых последствий. А это сохранит жизни людей и снизит материальные потери.
Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2019
Посещений: 2419
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций