В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В последние годы для снижения пожарной опасности при проведении лесосечных работ и на территории линейных объектов в лесу (ЛЭП, газопроводы и нефтепроводы и т.п.) эффективно используются различные модели мульчеров и шредеров. При противопожарном обустройстве лесов и оперативном тушении часто используются бензопилы и мотокусторезы импортного производства Efco, Stihl, Husqvarna и др., реже косилки и триммеры для окашивания опушек, также преимущественно импортного производства. Применяются различные землеройные агрегаты, позволяющие проводить минерализацию поверхности почвы и торфяников: бульдозерные отвалы, плуги, фрезы, канавокапатели и т.д. На открытых захламленных площадях, вырубках, старых гарях и под пологом леса для прохода техники требуется расчистка технологических коридоров, которая проводится клином КРП-2,5 в агрегате с тракторами ЛХТ-4, ТЛП-4. Высокопроходимый лесопожарный агрегат ЛПА-521, имеющий клин-толкатель, пассивные и активные орудия на задней навеске, емкость для огнетушащей жидкости, мотопомпу с рукавными линиями, применяется для прокладки дорог противопожарного назначения, обустройства водоемов, строительства вертолетных площадок, создания заградительных барьеров, тушения пожаров.
Расчистка технологических коридоров, создание противопожарных барьеров выполняется также бульдозерным оборудованием ОБ-4, специально разработанным для лесохозяйственного и противопожарного обустройства в агрегате с тракторами ЛХТ-4, ТЛП-4, ТТ-4М. Это оборудование имеет торсионную подвеску, что обеспечивает успешное преодоление препятствий. Его производительность составляет от 400 до 1200 м/час, при этом горючий материал сдвигается в противоположную от пожара сторону. Широко используются для локализации пожаров и различные модели бульдозеров, прежде всего легкого и среднего класса (массой до 20 т). Однако в последние годы позиции отечественных производителей в данном классе техники были серьезно потеснены зарубежными компаниями, прежде всего китайскими (рис. 1).
Для создания, реконструкции и подновления минерализованных полос целесообразно использовать универсальные по зонам применения плуги ПКЛ-70А; ПЛК-2А, ПЛ-1 ПЛП-1, ПДП-2, ПЛБ-1, а также полосопрокладыватель лесопожарный комбинированный ПЛК-5Г. С помощью этих технических средств проводится уход за противопожарными барьерами, обустраиваются дороги противопожарного назначения и обводняются торфяники.
Наиболее востребованными при раннем обнаружении возгораний остаются ручные инструменты (ранцевые огнетушители, легкие бензопилы, топоры, лопаты, мотыги и т.д.), позволяющие потушить небольшие пожары до того, как они распространятся на площади в десятки и сотни гектаров и перейдут в категорию крупных (рис. 2).
Как правило, ими оснащены небольшие лесопатрульные автомобили грузоподъемностью до 3 т, наиболее распространенными из которых являются комплексы, созданные на базе автомобилей ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Эти пожарные автомобили оснащаются небольшой емкостью объемом 0,2–1,5 т и полным комплектом ручных средств тушения. Производительность тушения кромки пожара ручными инструментами составляет от 0,5 до 1,2 м/мин. в зависимости от физической подготовки и опыта пожарного, типа напочвенного покрова и интенсивности горения.
К ручным инструментам пожаротушения также относится оборудование, которое оснащено небольшим двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем и может переноситься одним пожарным за спиной или в руках (воздуходувки, легкие мотопомпы, бензопилы).
При возникновении крупного пожара его тушение осуществляется с использованием тяжелой техники с созданием минерализованных полос, а также с помощью встречных отжигов перед его фронтом. Для пуска встречного огня используются зажигательные аппараты фитильно-капельного типа, наиболее массовыми из которых являются АЗ-1, АЗ-4, АЗР-5,5. В них используется горючая смесь из бензина, дизельного топлива и машинного масла, что обеспечивает большую вязкость и снижает расход горючего.
Для тушения лесных пожаров применяются автоцистерны повышенной проходимости вместимостью от 1,5 до 13 т. Эти пожарные автомобили имеют полноприводное двух-, трех- или четырехосное шасси, дополнительное оборудование (второй бак для топлива, специальные средства связи), оснащены лебедками для работы в сложных дорожных условиях, имеют емкости под воду и насосное оборудование, а также бак для пенообразователей. Наиболее популярными автоцистернами для доставки воды при тушении лесных и торфяных пожаров являются легкие и средние автоцистерны емкостью до 1,5-3 т (АЦ-1,6; АЦ-2,5-40; АЦ-3-40) (рис. 3).
Для тушения крупных пожаров применяются специализированные тяжелые лесопожарные комплексы. Их основная задача – доставка людей, воды и грузов к месту тушения пожаров в условиях бездорожья. Значительная часть таких машин – гусеничные, обладающие большей проходимостью, однако есть агрегаты и на колесном шасси. Эти машины могут иметь емкости для огнегасящей жидкости объемом 1–5 т, насосы для перекачки воды, комплекты ручного пожарного инструмента, воздуходувки, мотопомпы, бензопилы. Отдельные виды лесопожарных агрегатов имеют бульдозерные отвалы, плуги-толкатели для создания минерализованных полос. Некоторые из данных машин имеют специальную защиту от радиации для тушения пожаров в местностях, зараженных радионуклидами.
При проведении лесопожарных работ используются радиостанции различного частотного диапазона и базирования, спутниковая и мобильная (сотовая) связь, спутниковый Интернет, что позволяет вести передачу информации практически с любой точки лесной территории, мгновенно получать данные о погоде и иметь оперативный доступ к космическим и авиационным снимкам района. Дублирование средств связи повышает надежность взаимодействия подразделений, поэтому на тушении пожаров нужно иметь как спутниковую, так и радиосвязь, а также сотовую связь, где есть покрытие GSM-станций.
Использование данных технических средств дает возможность поддержания устойчивой связи, координации действий различных служб с лесопользователями и лесничествами с помощью стационарных базовых радиостанций, компактных переносных передатчиков, мобильных станций, бортовых радиостанций. Обмен информацией с помощью УКВ-станций позволяет вести переговоры на расстоянии до 200 км, КВ-станций – до 2000 км. GSM-покрытие территории дает возможность дублировать радиообмен.
GPS и ГЛОНАСС –наилучший способ определения своего местоположения и навигации на местности. Приборы спутниковой навигации позволяют учесть специфику особенностей местности и лесорастительных условий.
Технологические комплексы по обнаружению лесных пожаров включают телевизионные установки "Балтика-5К", IP-видеокамеры, лесопатрульные комплексы УАЗ-390945, АПС-0,1-0,5/30, АЦ(Л)-1,0-30 (ГАЗ-3308), беспилотные летательные аппараты и комплексы "Дозор-2", "СПЛИТ", ZALA, приборы для поиска скрытых очагов горения ИТПЛ-5, извещатели оксида углерода ДИК-200.
Установка IP-видеокамер возможна на стационарные вышки федеральных и региональных операторов мобильной связи. Такие вышки имеют электрическое питание, что позволяет подключить камеру и обеспечить доступ и передачу изображения через Интернет в режиме реального времени. Это дает возможность вести постоянный мониторинг пожарной обстановки на конкретной территории для раннего обнаружения очагов возгорания на начальной стадии.
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) являются самыми перспективными техническими средствами развития авиационного мониторинга лесов. Для этих целей в наибольшей степени подходят крупные и средние дистанционно пилотируемые БПЛА, т.к. они позволяют контролировать ситуацию с пожарами в течение нескольких часов и способны удаляться на несколько десятков километров от мобильной станции управления. БПЛА имеют встроенные спутниковые навигационные приемники GPS и ГЛОНАСС, гироскопы и акселерометры, оптические и инфракрасные видеокамеры для выявления скрытых очагов горения при сильной задымленности и торфяных пожарах.
В современных условиях немаловажную роль в обнаружении лесных пожаров играет сеть наземных наблюдательных пунктов в сочетании с наземным патрулированием. Наличие пожарных наблюдательных пунктов позволяет выполнять оперативное обнаружение лесных пожаров на ранних стадиях, что является одним из главных условий, определяющих успех дальнейшей борьбы с ними.
Для определения местоположения скрытых горящих и тлеющих очагов в наземных условиях возможно применение переносного прибора ИТПЛ-5, который работает на основе инфракрасного излучения, имеет сравнительно небольшие габариты и массу, удобен и прост в эксплуатации.
С целью выяснения фактического технического оснащения лесопожарных служб в 2012 г. были опрошены работники 15 пожарно-химических станций Красноярского края. Более 50% специалистов в качестве наиболее востребованных механизированных средств тушения отметили воздуходувки, бензопилы и мотопомпы; из ручных – топоры, лопаты и РЛО. Респонденты также указывают такие необходимые технические средства, как колесные тракторы на базе МТЗ-82 и ЛХТ-100 (100А-12) в агрегате с ПКЛ-70, автоцистерны на базе ГАЗ 3308; большую популярность имеет автомобиль УАЗ всех модификаций. Около 80% опрошенных указали на актуальность GPS-навигаторов.
В 2013 г. Красноярским лесопожарным центром были закуплены преимущественно технические средства тушения и доставки воды к месту пожара, а обеспечение таборным имуществом, индивидуальными средствами защиты, связи и ориентирования осталось на прежнем уровне. В 2014–2015 гг. в связи с кризисом закупки техники практически прекратились.
Таким образом, на российском рынке имеются технические лесопожарные средства отечественного и зарубежного производства, позволяющие повысить оперативность и эффективность обнаружения и тушения пожаров, защищенность лесных пожарных от неблагоприятных факторов, но ограниченность финансирования не позволяет в полной мере обеспечить ими лесопожарные подразделения.
Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2016
Посещений: 22060
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций