Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Разумное соперничество в дружеской атмосфере

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Разумное соперничество в дружеской атмосфере

Л.Г. Одинцов, ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России
А. В. Курсаков, МЧС России
В.М. Аппель, ГУ ГОЧС г. Москвы

Соревнования по пятиборью являются крупной вехой в развитии мастерства спасателей. Цель данных мероприятий заключается в обмене профессиональным опытом участников, удовлетворении их престижных устремлений, а также знакомство населения с делом спасателей

С 29 июля по 10 августа текущего года в Ольхонском районе Иркутской области на озере Байкал проходил ХI Открытый международный чемпионат по многоборью спасателей. В чемпионате приняли участие 22 команды поисково-спасательных формирований (ПСФ), включая сборные Монголии, Белоруссии и Казахстана, студенческая команда из Германии и 9 команд Всероссийского студенческого корпуса спасателей.

Помимо официальной части, на подобных соревнованиях обычно идет интенсивное общение профессионалов в области спасения людей, что способствует быстрому распространению информации о новых технических средствах и технологиях, а также способах и приемах выполнения работ. Такое взаимодействие имеет не меньшее значение, чем сами состязания. Недаром говорят: если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.

В рамках чемпионата прошли соревнования на пяти дистанциях, основные из которых:

  • "Поисково-спасательные работы (ПСР) в условиях природной среды";
  • "Поисково-спасательные работы в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера";
  • "Поисково-спасательные работы на акватории".

Кроме того, были проведены кросс-эстафета на 3 км и комбинированное силовое упражнение (КСУ) на перекладине. Дистанция "ПСР в условиях ЧС техногенного характера" оказалась наиболее сложной и насыщенной, так как по частоте возникновения и силе ущерба техногенные аварии в реальной жизни превосходят природные бедствия и ЧС на акватории, вместе взятые.

Содержание чемпионата

Чемпионат охватил почти все виды аварийно-спасательных работ. Максимальное число выездов ПСФ приходится на вскрытие металлических дверей и к местам ДТП, а максимальное количество пострадавших наблюдается при техногенных ЧС на
промышленных предприятиях и в результате транспортных ЧС. Отдельной строкой идут пожары и обрушения зданий и сооружений (взрывы, теракты, саморазрушения и прочие).

Для обеспечения всего многообразия видов и специфики техногенных ЧС требуется иметь в наличии соответствующую материальную базу, чтобы на ее основе правильно планировать число и содержание этапов (упражнений) соревнований. Так, на VII чемпионате было организовано 12 этапов ("Землетрясение", "Ригель", "Подвижные завалы", "Потерна", "Дымокамера", "Колодец", "Крыша", "Цистерна", "ДТП в яме", "Вагон-самолет", "ДТП в туннеле" и "Нефтебаза"), но при этом они не подразделялись на упражнения. В ходе IX, X и XI чемпионатов дистанция состояла из пяти этапов, каждый из которых включал в себя 4-6 упражнений, что в сумме составило 23-26 упражнений. Второй вариант представляется предпочтительным, так как он позволяет более эффективно решать поставленные задачи.

Контрольное время прохождения этапов техногенной дистанции на IX, X и XI чемпионатах составило 90 мин. — это явилось свидетельством хорошего уровня подготовки команд. Промежуток между стартами составлял 2 часа, что оптимально для восстановления дистанции и подготовки ее к следующему старту.

Как правило, основой материальной базы "техногенной" дистанции служат брошенные и полуразрушенные цеха, шахты, насосные станции, жилые дома и другие объекты, которые при необходимости достраиваются и оснащаются различными устройствами. Дистанция представляет собой четко определенную зону, в которую помимо оформленных этапов (упражнений) входят отметки "старт/финиш", место для судей, тент (палатка) для снаряжения, площадка для манекенов и другие участки.

Насыщенные упражнениями тематические этапы позволяют выявить и оценить физическую и профессиональную подготовленность спасателей, их владение практическими навыками с применением широкого спектра аварийно-спасательного инструмента (АСИ), высотного и другого спасательного снаряжения. Для этого в условную зону ЧС внутрь разрушенных зданий, на прилегающей к ним территории под завалы строительного мусора и сеть коммуникаций, а также в транспортные средства помещают до 25 единиц манекенов "пострадавших" ("живых" или "погибших"), которые необходимо обнаружить, деблокировать и эвакуировать в указанное место (автомобиль и средства скорой помощи).

Команды начинают работу на всех этапах одновременно, но каждая — с этапа, определенного в ходе предстартовой жеребьевки. Переход команд на другие этапы выполняется по нарастающей нумерации (с 4-го на 5-й, с 5-го на 1 -й и так далее).

Транспортировка "пострадавших" с дистанции того или иного этапа к месту сбора (автомобиль службы "03") допускается:

  • из-под завалов и коммуникаций — только на транспортировочных тентах или мягких носилках;
  • вне зданий — на жестких носилках различного типа в положении лежа.

Вынос "пострадавших" из-под завалов и узостей без носилок должен осуществляться двумя спасателями. При спуске "пострадавшего" с высоты в косынке последнюю пристегивают к грудной обвязке.

Дистанции пятиборья спасателей

Набор препятствий на дистанциях "ПСР в условиях природной среды", "ПСР в условиях ЧС техногенного характера" и "ПСР на акватории", состоящих из отдельных этапов (упражнений), требует от участников наиболее полного проявления физических, психологических и профессиональных качеств, демонстрации устойчивых навыков применения спасательных технологий. Главная задача, которая стоит перед командой спасателей при прохождении ими каждого этапа, — найти "пострадавших", при необходимости оказать им первую медицинскую помощь (ПМП), деблокировать их и эвакуировать в пункт приема.

Дистанция "ПСР в условиях природной среды"
Соревнования на дистанции "ПСР в условиях природной среды" состоят из следующих основных этапов:

  • ориентирование на местности и поиск "пострадавших" (движение по компасу без карты по заданным азимутам, с помощью GPS);
  • последовательное прохождение не менее трех контрольных пунктов. Задается перепад высот до 500 м. Трасса имеет много пересекающихся и расходящихся линейных ориентиров и различных природных препятствий;
  • оказание "пострадавшим" ПМП (до трех "пострадавших");
  • транспортировка "пострадавшего" в различных условиях горно-таежного рельефа;
  • подача сигналов экипажу вертолета;
  • поиск "попавшего в лавину" с помощью приборов поиска и лавинных датчиков;
  • транспортировка "пострадавших" на скальном рельефе с помощью носилок, на себе (спуск по стене 60 м, подъем на 40-60 м - третья категория сложности, траверс по стене с организацией маятника);
  • переправа через водную преграду (ширина 30-40 м, скорость течения до 2 м/с) на подручных плавсредствах;
  • сплав по реке на плавсредствах, поиск "пострадавших", оказание им помощи и транспортировка. Протяженность сплава с элементами третьей категории сложности - до 6 км;
  • организация навесного моста с переправой команды и "пострадавшего" (ширина преграды 50-60 м);
  • спелеоспасательные работы в пещере (двое "пострадавших", вертикальные колодцы до 30 м, суммарная глубина колодцев до 80 м);
  • организация переправы по бревну;
  • применение технологий SRT и "Самоспас";
  • другие этапы (упражнения), определенные условиями соревнования.

Дистанция "ПСР в условиях ЧС техногенного характера"
Соревнования на дистанции "ПСР в условиях ЧС техногенного характера" проводятся в специально подготовленной зоне, именуемой "зоной ЧС". На ее территории, а также в зданиях и вспомогательных сооружениях, под завалами и в элементах транспортных средств находятся статисты или манекены "пострадавших" (до 20 единиц). Данная дистанция включает в себя упражнения, объединенные в 5 этапов, а именно:

  • поиск, деблокирование "пострадавших", оказание им помощи и эвакуация их из зданий и сооружений, из колодцев, водотоков, вентиляционных коробов, с верхних этажей зданий и сооружений, с линий электропередач, из загазованных помещений, затопленных емкостей, подвалов, лабиринтов;
  • ликвидация очагов возгорания;
  • ликвидация последствий ДТП по видам транспорта (автобус, грузовые и легковые автомобили);
  • наложение пластыря на аварийную цистерну.

Дистанция "ПСР на акватории"
Соревнования на дистанции "ПСР на акватории" проводятся на водном пространстве (150х200 м) глубиной до 6 м. В котловане (глубина не менее 2,5 м) располагаются кузова автомашин, элементы конструкций (или имитирующие их предметы) транспортных средств, подводных технических сооружений, "затонувших" аварийных судов. Среди этих конструкций находятся статисты или манекены "пострадавших".

Рассматриваемая дистанция включает в себя следующие основные упражнения, объединенные в 5 этапов:

  • ориентирование под водой (подводное плавание с расчетом маршрута следования и поиском ориентиров);
  • поиск "затонувших" конструкций;
  • поиск "пострадавших", их деблокирование с помощью АСИ и эвакуация к месту сбора;
  • заводка пластыря на подводный продуктопровод;
  • размывка грунта;
  • поиск "черных ящиков" и их доставка к установленному месту;
  • остроповка, подъем, перенос и установка груза с помощью мягкого понтона;
  • выполнение работы по сборке металлической конструкции;
  • поиск "пострадавших" под водой с применением различных водолазных технологий (с берега, лодки, понтона);
  • оказание помощи "аварийному" водолазу и вывод "пострадавшего" из воздушного "пузыря";
  • остроповка "затонувшего" автомобиля, доставка к нему буксирного троса и эвакуация его на берег;
  • подача "пострадавшему" спасательного круга и спасательного "конца Александрова" с берега и с лодки;
  • проныривание до 25 м в "коридоре" определенной ширины;
  • поиск "пострадавшего" на глубине до 3 м и его эвакуация на берег;
  • эвакуация "пострадавшего" со "льдины";
  • оказание ПМП;
  • решение ситуационных задач;
  • действия спасателей по реанимации "пострадавшего".

Таблица 1. Основные характеристики УСЛППри подводных спусках одновременно работают три водолаза: двое осуществляют спуск, а третий — страховку. Остальные члены команды оказывают им необходимую помощь (с понтона, берега или лодки). Связь с водолазами поддерживается с помощью технических средств, сигнального конца, а на этапе подводного ориентирования — посредством звуковых сигналов (к водолазу) и буйрепа (от водолаза).

Новые технические решения

Прохождение дистанции "Техногенная", как правило, сопровождается применением большого количества незаурядных технических решений. В этом отношении на IX, X и XI чемпионатах выделялись упражнения этапа "Лабиринт", "ДТП", "Шахты лифта", "Подвижные завалы" и других.

Особый интерес на XI чемпионате вызвали оригинальные тренажеры, разработанные спасателями: "Тренажер ДТП", "Манекен Малай" и "Накопитель энергии".

"Тренажер ДТП"
"Тренажер ДТП", разработанный и сконструированный спасателями Байкальского ПСО В.П. Гулевичем, Е.В. Зиновым и А.И. Ефимовым, имитирует условия ДТП, при котором два человека, находящиеся на переднем сидении автомобиля, и один человек на заднем сидении оказались зажатыми между рулевой колонкой, приборной доской и другими элементами автомашины. Ликвидация последствий ДТП с использованием данного тренажера производится по следующей технологии:

  1. стабилизация автомобиля;
  2. отключение аккумулятора;
  3. срезание крыши кузова;
  4. срезание дверей;
  5. отжим и срезание рулевой колонки;
  6. последовательный отжим различных элементов с сохранением эффекта от предыдущего отжатия.

Кузов автомобиля для рассматриваемого тренажера выполнен из листового металла. Несущие конструкции кузова — сварная трехмерная рама из швеллера и металлических уголков. В качестве разрезаемых элементов использованы сменные профильные вставки стоек кузова и отрезки металлического уголка.

"Тренажер ДТП" позволяет реализовывать методику обучения технике основных спасательных работ на месте ДТП: максимальной разборке, проведению отжатия и разрезания элементов автомобиля вокруг пострадавшего с последующим его деблокированием. Этот тренажер с успехом применялся при прохождении дистанции соревнования "ПСР в условиях ЧС техногенного характера" и рекомендован к использованию на состязаниях спасателей всех уровней и в качестве учебно-тренировочного пособия при подготовке спасателей.

"Манекен Малай"
Тренажер "Манекен Малай" предназначен для использования в ходе профессиональной подготовки спасателей, а также учений и соревнований.

С его помощью удается имитировать состояние пострадавших в различных ЧС (обрушение зданий и сооружений, ДТП, происшествия в условиях природной среды, химические аварии и т.д.). Пострадавшие могут быть условно "живые" и условно "погибшие". Данный тренажер представляет собой фигуру, изготовленную из пиломатериалов и имеющую форму человеческого туловища — оно выполнено в виде единого блока с головой, плечевыми и тазобедренными суставами, а также локтевыми суставами и голенями на шарнирах. Тренажер применялся на IХ, Х и ХI чемпионатах России по многоборью спасателей ПСФ МЧС России на трех основных дистанциях: "ПСР в условиях природной среды", "ПСР в условиях ЧС техногенного ха-рактера"и "ПСР на акватории". По сравнению с другими специализированными манекенами рассматриваемый тренажер имеет следующие преимущества:

  • многократное (многолетнее) использование;
  • более благоприятное сочетание со всеми элементами оборудования учебно-материальной базы и дистанций соревнований;
  • постоянный вес;
  • предельно простые (элементарные) требования к изготовлению, транспортировке, ремонту и восстановлению.

Тренажер рекомендован к широкому использованию в качестве учебно-тренировочного средства.

"Накопитель энергии"
Ударный тренажер "Накопитель энергии" предназначен для отработки спасателями навыков эффективного пробивания (проделывания) отверстий, например в бетонных или кирпичных кладках, для разрушения различных конструкций и образований ломом, киркой и другим инструментом, а также для проверки и объективной оценки данных навыков. Технология работы тренажера "Накопитель энергии" основана на принципе перемещения рабочей жидкости из первой емкости во вторую под воздействием множественных точечных последовательных ударов по штоку поршня гидроцилиндра. При каждом ударе по штоку поршня порция жидкости, самотеком поступающая из первой емкости во вторую, выталкивается поршнем и через обратный клапан по трубопроводу подается во вторую емкость. Чем точнее в осевом направлении приложена нагрузка и чем сильнее удар, тем больше жидкости перетекает во вторую емкость. При наполнении второй емкости до заданного уровня жидкость замыкает электрический контакт электроцепи, в которую входит звуковой динамик. Он включается и оповещает о наполнении второй емкости. Критериями эффективности является время, затраченное на перемещение жидкости из первой емкости во вторую.

На XI чемпионате данный тренажер был использован в рамках одного из упражнений на дистанции "ПСР в условиях ЧС техногенного характера". "Накопитель энергии" рекомендуется к широкому применению на соревнованиях различного уровня, к использованию в центрах подготовки спасателей и в других структурах, а также на предприятиях, где готовят специалистов, например строительных специальностей. Автором-исполнителем тренажеров "Манекен Малай" и "Накопитель энергии" является спасатель 1-го класса Южного подразделения (г. Абакан, Республика Хакасия) Сибирского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России В.И. Малай.

Выставка технических достижений

Во время ХI чемпионата по пятиборью состоялась выставка технических средств спасения. На ней были представлены новые образцы аварийно-спасательного инструмента (гидравлического и т.п.), транспортные средства, средства индивидуальной защиты и другое оборудование, оснащение и техника. Отдельно следует отметить мобильный комплекс для тренировки пожарных и спасателей ПТС "Грот", предназначенный для обучения пожарных и спасателей работе в непригодной для дыхания среде в условиях, максимально приближенных к реальным. В тренажерном комплексе создается маршрут движения на трех уровнях. По пути движения с помощью различных сменных и модульных элементов создаются сложные тренировочные трассы с разнообразными препятствиями.

Система генерации дыма, темнота, световые и звуковые эффекты позволяют моделировать напряженную реальную ситуацию. Маршрут движения и планировку препятствий можно изменять, чтобы каждый раз организовывать новый, незнакомый маршрут. Развитие силовых качеств и отработка заданных движений проводятся в теплокамере с применением специальных тренажеров: беговая дорожка, "бесконечная" лестница, молот. Значения физиологических параметров человека (пульс и кровяное давление) выводятся для контроля на пульт управления. Защитные устройства (типа системы дымоудаления, камер слежения, датчиков положения и съемных сеток) гарантируют безопасность проведения тренировок. Во время тренировок ведется постоянная видеозапись, позволяющая проводить анализ обучения по окончании занятий. За процессом обучения можно наблюдать в комнате управления. Аварийная система позволяет немедленно включить систему дымоудаления и аварийного освещения и отключить все тренажерные функции.

Другим интересным экспонатом на выставке было простое и эффективное устройство спасения из ледяной полыньи (УСЛП), предназначенное для спасения тонущего человека, к которому невозможно подойти на близкое расстояние для оказания помощи. УСЛП (см. таблицу) можно с успехом применять как для спасения одного, так и нескольких человек в летнее время года.

Результаты чемпионата

Большинство команд, включая участников из МЧС России, продемонстрировали высокие результаты своей технической и физической подготовки и умение владеть всеми видами инструментов и другого оснащения. А имевшие место тактические просчеты и случаи нечеткого взаимодействия между членами команды обусловили осознание необходимости более серьезной тактической подготовки спасателей — путем решения ситуационных задач, тщательного анализа тактических действий при выездах на реальные ЧС, разборов различных вариантов взаимодействия спасателей в команде. Выступления спасателей на ХI чемпионате по пятиборью в целом прошли весьма успешно. Первые три места среди ПСФ заняли:

  1. команда Южного РПСО;
  2. служба экстренного реагирования Тюменской области;
  3. сборная УГЗ г. Москвы.

Призовые места распределились между студенческими командами от:

  1. московского городского отделения ВОМО ВСКС;
  2. санкт-петербургского отделения ВОМО ВСКС;
  3. ССО ЛГПУ Липецкой области.

На чемпионате сложилась дружеская атмосфера и дух разумного соперничества. Благодаря хорошей организации, все задания были разнообразными и интересными и все спасатели получили большое удовольствие от участия в состязаниях.

Опубликовано: Журнал "Противопожарные и аварийно-спасательные средства" #4, 2005
Посещений: 9537

  Автор

 

Одинцов Л. Г.

ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России

Всего статей:  7

  Автор

 

Купсаков А. В.

МЧС России

Всего статей:  1

  Автор

 

Аппель В. М.

ГУ ГОЧС г. Москвы

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций