Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Особенности применения газовых пожарных извещателей для защиты гаражных боксов

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Особенности применения газовых пожарных извещателей для защиты гаражных боксов

Развитие современного общества предполагает совершенствование инфраструктуры транспортных сообщений и коммуникаций. В связи с этим увеличивается количество автомобилей, растут темпы строительства мест их хранения, модернизируются уже существующие гаражи и гаражные боксы.


В.П. Ситников

Начальник ОРиМС3 ЗАО "ПО "Спецавтоматика", г. Бийск

Основные требования по проектированию сооружений и помещений хранения автомобилей изложены в СНиП 21.02-99* "Стоянки автомобилей". К сожалению, данный документ не детализирует особенности защищаемых объектов, а просто отсылает к общим нормативным документам, таким как НПБ 88-01 (или СП 5.13130.2009), а в них нет четких рекомендаций по выбору типов пожарных извещателей. Из-за этого часто возникают вопросы, связанные с рядом технических характеристик данного вида объектов, и не всегда принятые решения для защиты людей и имущества от возникновения пожаров оказываются эффективными. Статистика несчастных случаев, связанных с пожарами в гаражах и гаражных боксах, неутешительна. Практически каждый день регистрируются происшествия с человеческими жертвами и пожары в тех или иных объектах содержания транспорта.

Основные причины возникновения опасной ситуации в гаражном строении

Пожарная опасность гаражей и гаражных боксов обуславливается наличием в них систем электропитания, освещения, отопления, а также дополнительных источников образования опасной горючей среды. Одним из них следует считать автомобиль, состоящий из большого количества горючих материалов, имеющий достаточное количество топлива и других горючих жидкостей, емкую аккумуляторную батарею и мощные коммутируемые потребители энергии, такие как стартер. Нередко при эксплуатации автомобиля возникают случайные подтеки масла, тормозной либо охлаждающей жидкостей, что может повлиять на возникновение несанкционированного воспламенения. Часто в непосредственной близости от автомобиля оказываются используемые при его обслуживании ветошь, перчатки и другие подобные им вещи, которые со временем имеют свойство "замасливаться". Под воздействием кислорода, содержащегося в воздухе, промасленные хлопчатобумажные ткани, тряпки, спецодежда постепенно повышают свою температуру и обугливаются (чернеют, тлеют), а затем самовоспламеняются. Хранение такого вида вещей в непосредственной близости от автомобиля является нарушением требований пожарной безопасности. Удельная пожарная нагрузка для данного вида объектов находится в пределах от 181 до 1400 МДж/м2 (согласно СП 5.13130.2009). Отметим, что гаражи и гаражные боксы предполагают наличие в атмосфере значительного количества взвешенной пыли и других посторонних примесей, а также дыма и угарного газа от выхлопной системы. Нередкими являются высокие перепады температур и влажности. Работающий двигатель внутреннего сгорания средней мощности примерно через 1-5 минут создает в воздухе гаражного бокса смертельную концентрацию монооксида углерода (или угарного газа), и достаточно непродолжительное время подышать этим воздухом, для того чтобы человек погиб. До 80% погибших на пожаре - это отравившиеся угарным газом. В п. 6.13 СНиП 21.02-99* установлено требование, согласно которому в автостоянках закрытого типа должна предусматриваться установка приборов для измерения концентрации угарного газа (СО) и соответствующих сигнальных приборов по контролю СО. Безопасность эксплуатации автомобиля была бы намного выше, если бы данное требование распространялось на сам источник опасности -автомобиль. Примером могли бы стать другие страны - Япония, Китай, Корея, США и ряд европейских стран, где проявляется повышенный интерес в части требований к чистой и здоровой аатмосфере в салоне автомобиля и принимаются новые законодательные нормы. Например, система контроля загрязнения наружного воздуха в автомобилях BMW позаботится и о чистоте воздуха в салоне. Система распознает в наружном воздухе оксид углерода, оксиды азота, этанолы и прекращает при их повышенной концентрации поступление воздуха в салон.

Сигнализаторы угарного газа и газовые пожарные извещатели

Сигнализатор угарного газа и пожарный извещатель - это разные приборы и у них разное назначение.

Газовые извещатели на СО должны реагировать на монооксид углерода в пределах от 20 до 80 ррт (1 ppm - это такая концентрация, когда одна молекула СО приходится на миллион других молекул газовоздушной смеси). По данным National Fire Protection Association (NFPA), при различной концентрации в зависимости от продолжительности воздействия монооксидом углерода возникают различные симптомы отравления:

  • 50 ppm практически никакого вредного воздействия при 8-часовом воздействии на взрослого здорового человека не оказывают;
  • 200 ppm обычно вызывают умеренную головную боль после 2 - 3 часов воздействия;
  • 1000 ppm вызывает потерю сознания после 1 часа воздействия;
  • 12 000-13 000 ppm (1,2-1,3% по объему) вызывают немедленное физиологическое воздействие на мозг и нервную систему, приводящее к потере сознания с угрозой для жизни через 1-3 минуты воздействия.

Для большей ясности особенностей распространения монооксида углерода приведем несколько его характеристик:

  • удельная плотность несколько меньше удельной плотности воздуха, что позволяет области концентрированного содержания монооксида углерода при наличии тепловых конвекционных потоков достаточно быстро сосредотачиваться в районе потолка контролируемого объекта;
  • размер молекул углерода существенно меньше частиц дыма (обычно оптическими дымовыми извещателями регистрируются частицы размером от 100 нм), что обеспечивает высокую способность к распространению, растеканию, рассеиванию за счет хаотического (броуновского), конвективного и турбулентного потоков молекул газа.

По этой причине использование в гаражах и гаражных боксах газовых пожарных извещателей, реагирующих только на угарный газ, не всегда оправдано, поскольку может приводить к ложным тревогам.

Для оценки практического уровня концентрации в гаражных боксах с содержанием автомобилей типа КАМАЗ предприятием ЗАО "ПО "Спецавтоматика" (г. Бийск), совместно с проектно-монтажным предприятием ООО "Феникс" (г. Казань) были проведены эксплуатационные испытания газового пожарного извещателя c сенсором от фирмы Figaro (Япония) в условиях реальной эксплуатации гаражных боксов. Извещатели устанавливались на стены на уровне около 5 м гаражных боксов с высотой потолка 5-6 м. Согласно инструкции по эксплуатации была выбрана оптимальная чувствительность (диапазон 2—90±15 ppm). На один бокс размером 11,5х17,94 м в среднем устанавливалось 6 извещателей. Выходы от четырех индивидуальных шлейфов с пожарными извещателями были подключены через приемно-контрольные приборы к посту наблюдения за состоянием пожарных боксов. Выбор данного извещателя обусловлен тем, что обычные дымовые извещатели и извещатели пламени периодически выдавали ложные срабатывания.

Результат испытаний оказался положительным. При длительной эксплуатации не было ложных срабатываний, при выполнении тестовых испытаний извещатели подтверждали эффективность обнаружения возгораний. Это позволяет делать обнадеживающие выводы по использованию, например, комбинированных извещателей с газовым каналом на СО и малоинерционным температурным каналом контроля. Однако возникают вопросы: можно ли считать простое использование дымового, теплового извещателя и извещателя пламени (см. приложение М СП 5.13130.2009) оптимальным для данных условий? Подходят ли извещатели данного вида (без специальных мер по их защите) к условиям гаражей и гаражных боксов? Практика показывает, что обычные дымовые извещатели и извещатели пламени работают, но недостаточно надежно. Однако, например, дымовые извещатели должны работать в случае их специального исполнения с дополнительными фильтрами дымового канала, с адресной регулировкой чувствительности по оптической плотности. В данной ситуации следует руководствоваться требованиями заводов-изготовителей.


Раннее обнаружение пожаров

Как известно, пожар легче потушить на начальной стадии, когда его развитие еще не вошло в стадию необратимого разрушающего воздействия. Одним из достоверных способов раннего обнаружения опасного процесса следует считать комплексный контроль состава газовоздушной смеси. Выполнить данный контроль можно с помощью различных средств. Каких? В действующих нормативных документах нет однозначного ответа на этот вопрос, поэтому попробуем обратиться к международным стандартам. Что же можно рекомендовать для работы в условиях гаражного бокса? Безусловно, для этих целей следует применять комбинированные точечные пожарные извещатели с мультикритериальными каналами контроля, достаточно точно и быстро обнаруживающими появление самых различных видов очагов пожара (ТП1-ТП5 согласно ГОСТ Р50898-96) при строгом соблюдением требований инструкций по эксплуатации и действующих нормативных требований. Возможно, например, использование комбинированных точечных аспирационных извещателей, реагирующих на изменение оптической плотности дыма, угарного газа, углекислого газа, комплекса газов группы СхНу, на рост температуры, появление низкочастотных флюктуаций инфракрасного излучения и т.д., или, например, использование ультрачувствительных аспирационных дымовых извещателей класса А по EN54-20, которые обеспечивают срабатывание при удельной оптической плотности менее 0,05 дБ/м, либо высокочувствительных аспирационных извещателей класса В, которые срабатывают при удельной оптической плотности менее 0,15 дБ/м. Можно рекомендовать аспира-ционные извещатели с аналогичными комбинированными каналами контроля, в которых заложены алгоритмы мультикритериального срабатывания. На представленном ниже рисунке показаны графики работы отдельных сенсоров и обобщенный график функции пожарной опасности такого вида извещателя на тестовый очаг пожара ТП2 ГОСТ Р 50898-96. Для снижения вероятности ложных срабатываний всех извещателей требуется их адаптация к условиям эксплуатации, в некоторых случаях -при общем снижении порога чувствительности (согласно инструкциям по эксплуатации).

В заключение следует добавить, что инерционность срабатывания извещателей в основном зависит от транспортной задержки прохождения газовоздушной смеси от источника пожара к месту расположения сенсора извещателя. При расположении извещателей следует руководствоваться требованиями заводов-изготовителей. Для оптимизации расположения извещателей рекомендуется проведение дополнительных газодинамических расчетов распространения паров, газов и других продуктов горения индивидуально для каждого защищаемого объекта с использованием специализированных программ. Это дает достаточно точную количественную оценку распространения газовоздушной смеси, позволяет выбрать оптимальное расположение извещателей, повысить надежность всей системы пожарной сигнализации и пожаротушения в целом, а в некоторых случаях - снизить стоимость проекта.                           

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #6, 2009
Посещений: 12332

  Автор

Ситников В. П.

Ситников В. П.

Начальник ОРиМС3 ЗАО "ПО "Спецавтоматика"

Всего статей:  3

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций