Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Пожарная безопасность на транспорте: пока больше вопросов, чем ответов

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пожарная безопасность на транспорте: пока больше вопросов, чем ответов

В транспорте мы проводим огромное количество времени и тем самым ежедневно подвергаем себя опасности. Вопреки распространенному убеждению, причиной трагедии может стать не только ДТП. Пожары на транспортных средствах уносят гораздо больше жизней, чем можно предположить
Василий Мурашка
Генеральный директор ООО "Саламандра", к.т.н.

Пожар на транспортном средстве, будь то автомобиль, автобус, самолет, локомотив или вагон подвижного железнодорожного состава, может возникнуть в силу целого ряда причин. Это объясняется особенностями конструктивного исполнения, а именно наличием горючих материалов, в том числе горюче-смазочных, легковоспламеняющейся отделкой салона, большим количеством кабельной продукции систем жизнеобеспечения транспорта и т.п.

Огнетушитель не поможет

Судя по цифрам, обязательная комплектация автотранспортного средства первичным средством пожаротушения в виде огнетушителя существенной роли не играет в силу специфики тактико-технических характеристик. Да и не каждый человек способен взять в руки огнетушитель для борьбы с огнем. Однако главная проблема, с моей точки зрения, заключается в отсутствии закрепленной на законодательном уровне нормы, которая бы регламентировала оборудование транспортных средств стационарными системами автоматического пожаротушения.

Статистика МЧС России

За первое полугодие 2015 г. на территории РФ

  • зафиксировано 72 779 пожаров с материальным ущербом 6 962 632 тыс. руб.;
  • в результате уничтожено 2 воздушных судна, 3973 единиц автотракторной техники, 2 железнодорожных подвижных состава;
  • повреждено 30 морских и речных судов, 10 333 единиц автотракторной техники, 35 железнодорожных подвижных составов;
  • объектами пожаров стали 10 198 единиц техники, прямой материальный ущерб составил 238 865 тыс. руб.

Мировые лидеры в производстве транспортных средств в качестве дополнительных опций рекомендуют установку систем автоматического пожаротушения в моторном отсеке и в салоне. В отличие от них отечественные производители считают, что если оборудовать транспорт подобной системой, то у потребителя сложится впечатление, что он ненадежный, и это негативно скажется на продажах. Фактически производители встают перед выбором: безопасность или процветание бизнеса.

А где же транспорт?

Подпункт 15 статьи 2 "Основные понятия" Федерального закона № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ) гласит: "Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре".

Это все, что говорится в регламенте о транспортных средствах и требованиях, предъявляемых к ним с точки зрения обеспечения пожарной безопасности. Термин есть, но требования сформулированы нечетко.


Проанализировав существующий Свод правил СП5.13130.2009 с изменениями 2015 г., мы выяснили, что данный документ распространяется на здания, сооружения, помещения и оборудование, а вот про транспорт в нем нет ни единого слова.

Специалисты, занимающиеся нормотворчеством и законодательной техникой, в ходе верстки как ФЗ № 123/ФЗ № 117, так и СП 5.13130 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" сочли необходимым защитить следующие объекты транспорта:

Встает вопрос: "А где же сам транспорт?". То есть во время ремонта железнодорожных или авиационных транспортных средств мы их защищаем, а как только работы окончены, остаемся один на один с потенциальной опасностью возникновения пожара.

Цифры говорят сами за себя

Для более четкого понимания масштабов проблемы вернемся к статистике за рассматриваемый период. Количество пожаров в целом по стране – 72 779, повреждено и уничтожено 14 375 единиц техники, то есть на каждом пятом пожаре мы либо теряем, либо повреждаем транспортное средство. Арифметика, конечно, грубая: где-то транспорт погиб в результате воздействия источника зажигания извне, где-то сгорело несколько транспортных средств разом и т.п. Но суть не в этом.

В современном мире мы огромное количество времени проводим в транспорте: в вагоне метро или железнодорожного состава, салоне самолета или автобуса. И, если верить статистике, тем самым постоянно подвергаем себя опасности в силу того, что не созданы условия для успешной эвакуации людей, не говоря уже об их защите от пожара.

На сегодня проектируемые, строящиеся и существующие объекты должны соответствовать допустимому уровню пожарной опасности для людей не более 10-6. При численности населения России 146,3 млн жителей в год не должно гибнуть более 146 человек, а мы за шесть месяцев имеем 5042 погибших и 5940 пострадавших. Получается, безопасность существует только на бумаге.

Как исправить ситуацию

Согласно ФЗ № 123 каждый объект защиты должен иметь систему пожарной безопасности, призванную предотвращать возгорания, обеспечивать безопасность людей и защищать имущество. При этом вопросы предотвращения пожара и комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности возлагаются на водителей и конструкторов, разрабатывающих системы жизнеобеспечения транспорта.

На мой взгляд, для улучшения ситуации необходимо, во-первых, изменить подход к концепции пожарной защиты транспорта, прежде всего общественного. Имеющийся порядок комплектации транспортных средств первичными средствами пожаротушения малоэффективен из-за их морального износа, а также плохого качества, низкого уровня технического обслуживания, маленькой площади тушения пожара и пр.

Во-вторых, следует ввести обязательные требования по оборудованию моторного отсека общественного транспорта автоматическими установками пожаротушения, а салонов – системами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения при пожаре. На тот случай, когда пассажиры не могут покинуть салон, должны быть предусмотрены системы противодымной вентиляции для создания положительного дисбаланса воздуха и предотвращения задымления. Пожарную безопасность личного транспорта имеет смысл регламентировать в рекомендательной форме.

Хотелось бы, чтобы непростой вопрос пожарной безопасности на транспорте не остался без ответа.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2016
Посещений: 4373

  Автор

Василий Мурашка

Василий Мурашка

Генеральный директор ООО "Саламандра", к.т.н.

Всего статей:  6

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций