Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте

С 2003 г. осуществляется поэтапное реформирование железнодорожного транспорта Российской Федерации. Для ОАО "Российские железные дороги" очень важно при осуществлении реформ не допустить снижения уровня пожарной безопасности объектов и железнодорожного подвижного состава.


В.Н. Ветров

Генеральный директор ФГП ВОЖДТ России

Решением указанной задачи занимается Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ФГП ВОЖДТ России). Все знают, какие последствия могут быть от пожаров. Это и большие материальные потери, и задержка движения поездов, и самое трагическое - гибель людей.

В результате проводимой работы на железнодорожном транспорте создана и достаточно надежно функционирует система обеспечения пожарной безопасности.

Одной из составляющих обеспечения пожарной безопасности объектов ОАО "РЖД" (в том числе для железнодорожных подвижных составов) является оборудование их установками противопожарной автоматики, позволяющими обнаруживать и ликвидировать загорание на ранней стадии. В 2008 г. противопожарная автоматика на объектах, на которых происходили пожары, успешно выполняла свою функцию практически во всех случаях.

В первую очередь системами противопожарной защиты оснащаются объекты с массовым пребыванием людей (например, вагоны пассажирских поездов), а также объекты с высокотехнологичным оборудованием.

К таким объектам, по сути являющимся объектами жизнеобеспечения железной дороги, следует отнести служебные здания, в которых расположено оборудование сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), а также оборудование систем связи, управления электроснабжением, контроля состояния подвижного состава. Кроме того, в этих зданиях работает персонал, обеспечивающий управление движением поездов и техническую эксплуатацию объектов инфраструктуры (посты ЭЦ, ДЦ, ГАЦ).

Для поддержания надлежащего технического и противопожарного состояния постов ЭЦ, ДЦ, ГАЦ ОАО "РЖД" проводит необходимые технические и организационные мероприятия, а также финансирует капитальный ремонт и своевременное переоснащение оборудования. Ведь указанные объекты обеспечивают перевод стрелок, включение светофоров и другие функции, необходимые для бесперебойного движения железнодорожного подвижного состава (как грузового, так и пассажирско-го).

Так, в 2007 г. компанией начата реализация рассчитанного на 4 года инновационного проекта по организации комплексной системы капитального ремонта, монтажа и технического обслуживания автоматических систем охранно-пожарной, пожарной сигнализации и пожаротушения на объектах ОАО "РЖД" в рамках сетевого аутсорсинга. Одной из задач этого проекта является создание автоматизированной системы мониторинга за состоянием пожарной безопасности объектов железных дорог -филиалов ОАО "РЖД". В рамках этого проекта планируется оборудовать помещения всех постов ЭЦ, ДЦ,  ГАЦ необходимым комплексом противопожарной автоматики, согласно требованиям действующих норм. Имеются в виду установки обнаружения (пожарная сигнализация) и оповещения о пожаре, с передачей соответствующих сигналов в помещение с круглосуточным пребыванием обученного дежурного персонала. Отдельные помещения, в соответствии со специальным перечнем, оборудуются системами автоматического газового или порошкового пожаротушения. При этом применяется современное оборудование, имеющее сертификаты пожарной безопасности и позволяющее на ранней стадии обнаруживать и эффективно ликвидировать загорание. Приоритет, как правило, отдается российским производителям оборудования.

В ОАО "РЖД" с целью поддержания работоспособного состояния систем противопожарной автоматики на подведомственных объектах организовано техническое обслуживание и ремонт средств и систем пожаротушения, охранно-пожарной и пожарной сигнализации. Работы выполняются специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии МЧС России. Наряду с федеральными нормативными актами с учетом специфики деятельности компании разработаны и введены в действие ведомственные нормативы. Например, "Регламент взаимодействия департаментов, управлений, дирекций, железных дорог, других филиалов ОАО "РЖД" при проведении технического обслуживания систем пожарной автоматики" и другие.

Контроль за внедрением, эксплуатацией и техническим обслуживанием автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации на объектах и на подвижном составе осуществляет Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации, располагающая необходимой материально-технической базой и квалифицированными специалистами.

Принимая во внимание вступление в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (№ 123-ФЗ от 22.07.08 г.), распоряжением старшего вице-президента ОАО "РЖД" с июня 2009 г. введена в действие "Декларация соответствия требованиям пожарной безопасности служебно-технических зданий, в которых расположено оборудование сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), связи, управления электроснабжением, контроля состояния подвижного состава, а также персонал, обеспечивающий управление движением поездов и техническую эксплуатацию объектов инфраструктуры (постов ЭЦ, ДЦ, ГАЦ)".

Проводится подготовительная работа по использованию независимой оценки пожарных рисков (аудита пожарной безопасности).

Реализуются другие мероприятия, направленные на повышение пожарной безопасности объектов ОАО "РЖД" и недопущение на них чрезвычайных ситуаций. Так, разрабатываются технические решения:

  • по комплексной защите технических средств и устройств СЦБ, связи, управления электроснабжением от проникновения атмосферных, коммутационных и других перенапряжений;
  • по дистанционному отключению всех источников электроснабжения постов ЭЦ, ДЦ, ГАЦ при возникновении аварийных ситуаций;
  • по защите бытовой электросети от возгораний в результате ее неисправности на постах ЭЦ, ДЦ, ГАЦ и др.

В ОАО "РЖД" тушение пожаров на объектах и на подвижном составе, а также работа по их предупреждению осуществляется ФГП ВОЖДТ России на договорной основе. Для выполнения этих задач у предприятия в режиме постоянной боевой готовности на сети железных дорог функционируют 311 пожарных поездов, из них 90 поездов являются специализированными пожарными поездами с повышенными тактико-техническими возможностями, позволяющими наряду с тушением пожаров предотвращать течь или осуществлять перекачку, а также нейтрализацию опасных грузов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В рамках среднесрочной инвестиционной программы ОАО "РЖД" производится обновление подвижного состава.

Пожарные поезда оснащены необходимым современным оборудованием, согласно нормам положенности. Все работники, входящие в состав боевых расчетов, обеспечены боевой одеждой первого уровня защиты. Также на вооружении имеются противохимические костюмы для защиты работников при работе в условиях ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами.

Руководством компании (ЦПТК ОАО "РЖД") практикуется проведение видеоконференций на противопожарную тематику, на которых заслушиваются руководители разных направлений, филиалов и подразделений железных дорог о проводимой работе. В феврале текущего года по указанию первого вице-президента компании был объявлен и проведен месячник по пожарной безопасности. Руководителям подразделений под персональную ответственность была поставлена задача привести объекты в надлежащее противопожарное состояние. Результаты месячника оказались достаточно эффективными. Многие ранее выявленные нарушения были устранены.

Активно работает Центральная пожарно-техническая комиссия ОАО "РЖД" под председательством старшего вице-президента компании. На заседании ЦПТК ОАО "РЖД" принципиально рассматриваются насущные вопросы обеспечения пожарной безопасности, принимаются конкретные решения с назначением ответственных лиц и сроков исполнения. Выполнение решений жестко контролируется.

На железных дорогах - филиалах ОАО "РЖД" - в службах охраны труда и промышленной безопасности созданы секторы пожарной безопасности, которые взаимодействуют с филиалами ФГП ВОЖДТ России на железных дорогах. Кроме того, активно работают дорожные пожарно-технические комиссии. Пожарно-технические комиссии имеются и на отделениях железных дорог.


Проводимая работа позволила добиться снижения количества пожаров на объектах и подвижном составе компании до 188 пожаров в 2008 г., хотя 6 лет назад в 2003 г. произошло 293 пожара, а в 2004 г. - 232.

Пожалуй, главным достижением можно считать снижение количества погибших на пожарах людей. В 2003 г. на пожарах погибло 40 человек, в 2004 г. - 18, в 2008 г. -10 человек.

Несколько уменьшились последствия вызванных пожарами сбоев в организованном движении поездов. Так, в 2008 г. задержано движение 446 поездов против 450 в

2007  г. Суммарное время задержек составило 842 часа против 890 часов в 2007 г.

Была успешно решена, например, такая проблема, как возгорание серы комовой при ее перевозке в открытых вагонах. Соответствующая подготовка вагонов и укрытие груза полипропиленовой пленкой позволили сократить количество таких случаев в десятки раз - с 160 до 10-15 в год.

Основными  причинами  возникновения пожаров в 2008 г. стали:

  • неосторожное обращение с огнем - 50(24,51%);
  • технические неисправности тепловозов - 38 (18,63%);
  • технические неисправности электровозов - 21 (10,29%);
  • неисправности электрооборудования - 20 (9,80%);

Непростое положение сложилось с пожарной безопасностью локомотивов. Количество пожаров на них не снижается. В 2008  г. на локомотивах компании произошло 59 пожаров, ущерб от которых составил 24,2 млн руб. Практически все пожары на локомотивах происходят в результате технических неисправностей электропроводки  и  электрооборудования,  тяговых двигателей, низковольтных цепей. Подавляющее большинство пожаров - 45 (93%) произошло на локомотивах со сроком эксплуатации более 20 лет.

В ОАО "РЖД" принимаются меры к обновлению парка тягового подвижного состава, но для этого требуются огромные финансовые средства. При этом мощность российских предприятий, производящих локомотивы, ограничена.

Один из путей снижения потерь от пожаров в локомотивах (электровозах) - защита их автоматическими установками пожаротушения. В настоящее время проекты автоматических установок пожаротушения имеются практически для всех серий электровозов, существующих на сегодняшний день. Все установки успешно прошли огневые испытания. Электровозы подлежат оборудованию ими при производстве капитальных ремонтов в объеме капитального ремонта 2-го вида. В феврале текущего года проведены испытания автоматической установки пожаротушения и для тепловозов. Для локомотивов новых серий защита автоматическими установками пожаротушения предусмотрена изначально и монтируется на заводе-изготовителе.

ОАО "РЖД" был выпущен ряд распорядительных документов, действие которых направлено на обеспечение пожарной безопасности железнодорожного транспорта, в том числе:

  • "Положение об организации в ОАО "РЖД" служебного расследования и учета пожаров и их последствий" (распоряжение ОАО "РЖД" 2006 г.);
  • "Регламент осуществления мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах и подвижном составе ОАО "РЖД" (распоряжение ОАО "РЖД" 2006 г.);
  • распоряжение "О совершенствовании системы обеспечения пожарной безопасности на объектах и подвижном составе ОАО "РЖД".

Им было предусмотрено выполнение в 2006-2007 гг. целого комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах и подвижном составе РЖД. В настоящее время ОАО "РЖД" и Минтрансом России подготовлены три проекта федеральных законов, которые позволят упорядочить деятельность подвижного состава железных дорог. Это будут технические регламенты, имеющие в своем составе такие разделы, посвященные обеспечению пожарной безопасности, как:

  • "Железнодорожный   подвижной   состав. Требования безопасности";
  • "Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования безопасности";
  • "Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Требования безопасности".
Указанные проекты федеральных законов находятся на согласовании в Правительстве Российской Федерации, и мы рассчитываем на их скорейшее принятие.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2010
Посещений: 27514

  Автор

Ветров В. Н.

Ветров В. Н.

Генеральный директор ФГП ВОЖДТ России

Всего статей:  3

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций