Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Пожарная безопасность в умных городах: проблемы и перспективы

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пожарная безопасность в умных городах:проблемы и перспективы

В эпоху высоких технологий вопросы обеспечения безопасности выходят на принципиально новый уровень. Повышаются требования, с непривычными запросами и проблемами сталкиваются как производители и интеграторы, так и конечные заказчики систем. При этом законодательно-нормативная основа не всегда успевает отреагировать на изменения и перестроиться под новые нужды, а экономические реалии могут не соответствовать техническим условиям. Однако благодаря инновациям и технологиям не только возникают проблемы, но и открываются интересные перспективы – новые возможности, рынки, решения. Своим видением настоящего и будущего отрасли поделился технический директор компании "Каланча" Владимир Тарасенко
Владимир Тарасенко
Технический директор НПО "Каланча", эксперт по стандартизации

– Какие перспективные технологии пожаротушения вы можете выделить с учетом развития безопасных городов и интеллектуальных зданий?
– Появления каких-то прорывных технологий пожаротушения в ближайшем будущем не ожидается. Безусловно, в профильных научных заведениях, в компаниях, которые выделяют средства на научные исследования в этой области, ведутся работы по поиску новых средств тушения и созданию инновационных технологий. Пока же рынок использует виды и способы, прошедшие испытания огнем, доказавшие свою эффективность, безопасность для людей и имущества, экологичность и экономическую целесообразность при применении. Что касается технологий пожаротушения для интеллектуальных зданий, то в силу насыщенности таких объектов дорогостоящим оборудованием я бы отметил применение установок пожаротушения на основе газовых составов и модульных установок пожаротушения тонкораспыленной водой.

– Насколько законодательство отвечает современным требованиям обеспечения пожарной безопасности различных объектов? Что нуждается в изменении и улучшении?
– К сожалению, во многом не отвечает. Есть несколько причин сложившегося положения вещей:

  • прежде всего, это ведомственная неразбериха. Минстрой и МЧС пока не могут разделить сферы влияния в создании нормативно-технических документов в области пожарной безопасности. Результатом такой межведомственной междоусобицы стала нестыковка систем нормирования и, как следствие, невозможность нормально работать ни проектировщикам, ни экспертизе;
  • разрывы, противоречия, дублирование отдельных норм двух федеральных законов – "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ и "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ;
  • ведомственная волокита. Например, уже несколько лет МЧС не может утвердить новую редакцию Свода правил СП 5. 13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования".

Ответить на вопрос, что нужно изменить, очень просто. Необходимо устранить хотя бы те причины, на которые я указал. А вот как улучшить – уже более глубокий вопрос: важны и интенсивная, плодотворная работа законодательных органов страны, и согласованная деятельность экспертных сообществ и общественных организаций, направленные на одну основную цель – доведение законодательства в области пожарной безопасности до уровня, который будет удовлетворять запросам времени и интересам наших граждан.

– Насколько существующий процесс стандартизации и сертификации оборудования соответствует государственным и мировым стандартам, а также уровню развития современных технологий?
– Новый Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162 "О стандартизации в Российской Федерации" установил правовые основы стандартизации в стране и обеспечил проведение единой государственной политики в сфере стандартизации.

Основные положения закона:

  1. Приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международными соглашениями и иными нормативными документами в области стандартизации наднационального уровня.
  2. Обеспечение возможности применения в нормативных правовых актах Российской Федерации ссылок на национальные стандарты.
  3. Приведение правовых норм в соответствие с Соглашением по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации на основе Кодекса добросовестной практики в области стандартизации.
  4. Применение документов в области стандартизации для оценки соответствия продукции (работ, услуг), поставляемой при закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

Принятие закона "О стандартизации в Российской Федерации" повлекло за собой изменение 27 законодательных актов. Эти изменения были закреплены законом от 05.04.2016 г. № 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по стандартизации".

Например, в 184-ФЗ "О техническом регулировании" в части разделения сфер действия технического регулирования и стандартизации; в 223-ФЗ и 44-ФЗ в части обязательного использования национальных стандартов при описании объекта закупки. При этом заявляется o недопустимости установления требований к объектам закупки ниже утвержденных в национальных стандартах.

Законом "О стандартизации в Российской Федерации" также закреплено понятие "технические условия" (ранее в законодательстве РФ этого не было).

Что касается законодательства о техническом регулировании – в Российской Федерации 15 декабря 2002 г. был принят Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании". Этот закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, установленных в технических регламентах, а также оценке соответствия.

Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности законодательно закреплена в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности, утвержденном Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ. Подтверждение соответствия объекта защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности в Российской Федерации осуществляется в следующих формах (ст. 145):

  • добровольное подтверждение – в форме добровольной сертификации;
  • обязательное подтверждение – в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации.

Существующее законодательство РФ в сфере технического регулирования и стандартизации на сегодня является действенной защитой интересов граждан, направленной на обеспечение безопасности их жизнедеятельности и на защиту рынка нашей страны путем подтверждения соответствия.

В настоящее время Россия – суверенная страна в области стандартизации, мы ни от кого не зависим и готовы к широкому сотрудничеству с нашими зарубежными партнерами. Несмотря на все попытки ограничения участия России в международной стандартизации, она не выпадает из глобального процесса: регулярно проводятся международные мероприятия по вопросам технического регулирования и стандартизации с участием нашего государства и руководителей таких организаций, как ИСО, МЭК, СЕНЕЛЕК, органов по стандартизации многих стран мира. Это говорит о том, что интерес в мире к российской стандартизации, к рынку нашей страны огромен и разработка международных и региональных стандартов без нашего участия невозможна.

– Какие наиболее частые проблемы и запросы заказчиков и интеграторов систем ОПС и пожаротушения вы можете отметить?
– Среди главных запросов можно отметить следующие:

  • разъяснение преимуществ существующих на рынке средств и систем пожарной автоматики;
  • особенности проектирования тех или иных систем противопожарной защиты;
  • толкование нормативно-технических документов и нормативно-правовых актов по пожарной безопасности;
  • вопросы, связанные с проблемами подтверждения соответствия;
  • вопросы патентного права;
  • запросы на разработку специальных технических условий и т.д.

– Какие основные тренды развития рынка пожарной безопасности и пожаротушения вы можете назвать и прокомментировать?
– Во-первых, развитие рынка информационных технологий, который в последнее время и так рос огромными темпами. Но в связи с некоторыми законодательными инициативами (например, так называемым "законом Яровой") предусматривается создание и строительство многочисленных центров по обработке и хранению данных. По существующим нормам проектирования такие объекты (серверные) подлежат оборудованию автоматической системой пожаротушения при площади свыше 24 кв. м, а помещения для размещения ЭВМ – независимо от площади. Поэтому я предполагаю дальнейшую динамику роста продаж огнетушащих составов на основе всевозможных газов и, как следствие, толчок компаниям, занимающим нишу газового пожаротушения.

Во-вторых, перспективы в нефтяной отрасли. Государственные программы, направленные на развитие добычи нефти на шельфе Северного Ледовитого океана, освоение Арктического Севера, модернизация нефтеперерабатывающих заводов (выпуск экологического топлива стандарта "Евро-5") – все это в недалеком будущем будет драйвером роста и для рынка пожарной безопасности. Здесь я вижу прежде всего развитие систем пожаротушения, которые могут работать в суровых условиях Севера: роботизированные и автономные установки, установки автоматического газопорошкового пожаротушения.

В-третьих, добыча, переработка и транспортировка СУГ и СПГ. На сегодня нормативная база, проектные решения и способы тушения сжиженных газов сводятся к тому, чтобы в случае аварии подачу продукта можно было отсечь с обеспечением контролируемого выгорания, при этом охлаждая оборудование системами водяного орошения. Эти способы требуют значительных технических и физических затрат, необходимы огромные запасы огнетушащих веществ, техники и личного состава. Получается, что норм нет и проектировщику приходится прибегать к разработке специальных технических условий, заключающихся в вышеуказанных общепринятых способах. Назрела проблема создания устройств, способов и средств, направленных на локализацию и ликвидацию аварий сжиженных газов.

Учитывая существующие и перспективные проекты России по производству и транспортировке СПГ, государственную важность обеспечения безопасности при их реализации, в ближайшее время ожидается появление нормативно-технических документов, в которых будут изложены рекомендации по противопожарной защите объектов добычи, переработки и транспортировки СУГ и СПГ.

Рынок отреагирует увеличением продаж пенообразователей с повышенной огнетушащей способностью (тип S), а также дальнейшим усовершенствованием систем пенного пожаротушения, порошкового и газопорошкового пожаротушения.

– Какие существуют особенности проектирования систем автоматического пожаротушения для интеллектуальных зданий?
– Применение тех или иных установок автоматического пожаротушения должно соответствовать Своду правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", где в обязательном приложении А приводится перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Тип автоматической установки пожаротушения, способ тушения, вид огнетушащих веществ, тип оборудования установок пожарной автоматики определяются организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований данного перечня.

Что касается интеллектуальных зданий, как я уже говорил выше, целесообразно применение газовых установок пожаротушения и модульных установок пожаротушения тонкораспыленной водой. Установки пожаротушения должны интегрироваться в общую систему контроля за инженерными сетями таких зданий в единый интерфейс управления с возможностью контроля над сценариями развития событий.

Например, при возгорании система противопожарной защиты, интегрированная в единый интерфейс управления, запускает систему оповещения, прекращает подачу на объект газа и электроэнергии, перекрывает вентиляционные каналы, а также вызывает пожарную команду и отправляет собственнику или арендатору сообщение о случившемся.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2017
Посещений: 2406


  Автор
Владимир Тарасенко

Владимир Тарасенко

Технический директор НПО "Каланча", эксперт по стандартизации

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций