Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Пожарная охрана Московского метрополитена. Модернизация систем пожарной автоматики до 2017 года

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пожарная охрана Московского метрополитенаМодернизация систем пожарной автоматики до 2017 года

Для Московского метрополитена 2014 год – особенный, предъюбилейный, время своеобразного подведения итогов почти 80-летней работы. Московский метрополитен – динамично развивающаяся структура. Только в 2014 г., согласно планам правительства Москвы, планируется ввести 13 км линий, построить 9 станций, реконструировать электродепо "Выхино" и расширить депо "Планерное". Такие глобальные задачи диктуют и направления деятельности отдела пожарной охраны Московского метрополитена
Сергей Зайцев
Начальник Отдела пожарной охраны Московского метрополитена

С начала 2014 г. было открыто уже несколько новых объектов, а именно:

  • станция "Битцевский парк";
  • станция "Лесопарковая";
  • станция "Деловой центр";
  • электродепо "Митино";
  • электродепо "Братеево";
  • станция "Спартак".

До 2020 г. правительством Москвы планируется увеличить протяженность линий в 1,5 раза, построить еще 76 станций и 17 электродепо.

Планы по усовершенствованию систем

Вместе со строительством новых объектов происходит и постоянная модернизация уже существующих, в том числе и модернизация систем пожарной автоматики.

Так, начиная с 2014 г., планируется проведение работ по модернизации систем автоматической противопожарной защиты (АПЗ) на 174 объектах метрополитена. В 2014– 2015 г. должна быть разработана проектно-сметная документация, и далее, в течение 3–4 лет будет проводиться работа по монтажу и наладке систем АПЗ.

Система автоматической пожарной защиты будет состоять из подсистем автоматической пожарной сигнализации, пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. При срабатывании пожарной сигнализации автоматически подается сигнал на:

  • отключение вентиляции;
  • закрытие огнезадерживающих клапанов вентиляционных систем;
  • включение насосов – повысителей системы внутреннего противопожарного водопровода;
  • включение систем дымоудаления;
  • включение систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  • поднятие лифтов вверх, открытие дверей и их блокировку в открытом положении; и др. при необходимости.

Обеспечение эффективной эксплуатации оборудования

В последнее время все чаще применяется наиболее эффективная автоматическая система пожаротушения – тонкораспыленной водой. Большим плюсом выбранной системы является обеспечение безопасности пассажиров в случае ее срабатывания по сравнению с газовыми и порошковыми установками пожаротушения, огнетушащее вещество которых может проникать в пассажирскую зону станции и наносить вред органам дыхания пассажиров.

Уже начиная с 2015 г. принято решение вообще отказаться от применения на метрополитене газовых систем пожаротушения.

Все установки пожарной автоматики запитываются по 1-й категории электроснабжения, то есть при отключении электроснабжения система автоматически переходит на резервный источник электропитания. Для систем пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре предусматриваются еще и бесперебойные источники питания в виде аккумуляторных батарей.

При проектировании систем оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) при пожаре учитываются все особенности, в том числе и то, какого типа СОУЭ будет применяться на метрополитене. СОУЭ в зависимости от нескольких показателей может быть от 1-го до 5-го типа. Проектная организация решает, какой тип СОУЭ применять.


На метрополитене имеется опыт применения противопожарных систем зарубежного производства. Но отечественное оборудование нисколько не уступает зарубежному, а иногда и превосходит его.

Кроме того, необходимо учитывать и эксплуатацию оборудования, которое иногда выходит из строя. Вы и сами, наверное, понимаете, что проще и быстрее обслуживать оборудование, когда оно однотипно, а запасные части легкодоступны.

Дополнительно в целях уменьшения вероятности паники среди пассажиров при срабатывании АПС для управления эвакуацией пассажиров используется система громкоговорящего оповещения, которая позволяет с диспетчерского поста транслировать речевые распоряжения дежурной по станции по эвакуации из пассажирской и служебной зоны в случае пожара или других чрезвычайных происшествий.

Программы противопожарной защиты и требования к продукции

ГУП "Московский метрополитен" при всемерной поддержке правительства г. Москвы проводит всю эту работу в плановом порядке.

Ежегодно разрабатывается "Программа противопожарной защиты Московского метрополитена" на следующий год, выделяются средства. К примеру, в 2013 г. на противопожарные нужды было израсходовано более 2 млрд рублей. Эта программа находится на постоянном контроле у департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры правительства г. Москвы.

Метрополитен, как известно, является объектом повышенной опасности. Учитывая это, используются только огнестойкие конструкции и материалы. Даже электрические провода и кабели, используемые на метрополитене, применяются специальные (нераспространяющие горение, с пониженным дымо- и газовыделением, безгалогенные, огнестойкие с медными жилами). Горючая загрузка в наших помещениях минимальная.

Пожар должен быть обнаружен и ликвидирован на ранней стадии. Поэтому разработчикам и производителям средств обеспечения пожарной безопасности для метрополитена необходимо учитывать, что их оборудование должно быть приспособлено обнаруживать слабые источники задымления и загорания и ликвидировать эти источники без ущерба для жизни и здоровья людей.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2015
Посещений: 10147

  Автор

Сергей Зайцев

Сергей Зайцев

Начальник Отдела пожарной охраны Московского метрополитена

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций