Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Пожарные автомобили нового поколенияСовременная ситуация и перспективы

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пожарные автомобили нового поколенияСовременная ситуация и перспективы

В последние годы отечественными предприятиями была предпринята попытка совершить прорыв в качественном уровне и технологиях изготовления пожарных автомобилей (ПА) нового поколения, выпускаемых в нашей стране. Говорить о том, что в полной мере прорыв удался, пока преждевременно. Хотя некоторые предпосылки для этого имеются. Анализ технических решений, уже реализованных в представленных на рынке инновационных типах и моделях ПА, позволяет оценить те тенденции, которые могут оказаться определяющими в развитии отечественного рынка пожарных автомобилей уже в ближайшей перспективе
Юрий Яковенко
Ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИПО МЧС россии, к.т.н., академик НАНПБ

К началу 2015 г. более 20 предприятий России заявили о себе как о производителях пожарных автомобилей различных функциональных групп. Свою деятельность новым предприятиям, пришедшим на российский рынок в последние годы, пришлось начинать с создания и организации производства ПА нового поколения.

Новые тенденции на рынке продаж пожарных автомобилей

Текущая ситуация не имеет альтернативы: действующий парк стареет физически и морально, при этом его структура уже не во всем соответствует новым задачам, поставленным перед пожарной охраной. Иными словами, старые модели и традиционные технические решения не в полной мере отвечают требованиям пожарной охраны, которая приобрела уже новый статус – пожарно-спасательной службы страны. А новой службе нужна новая техника, соответствующая ее статусу.

Это проблема, для решения которой требуется определенный научно-технический задел. Инновационная деятельность, направленная на формирование этого задела (стратегический маркетинг, ОКР по созданию образцов, технологическая подготовка производства, внедрение новшеств), требует значительных финансовых ресурсов – как внутренних (за счет средств предприятий), так и внешних (из федерального и местного бюджетов, а также внебюджетных средств).

Однако даже при наличии необходимых финансовых ресурсов элементная база и производственный потенциал новых (равно как и существующих) предприятий должны быть в состоянии обеспечить необходимый качественный уровень и требуемые объемы производства ПА, удовлетворяющие высоким требованиям пожарной охраны страны.

Именно эти требования определяют новые сформировавшиеся тенденции российского рынка.

В стадии формирования находится еще одна тенденция – это растущее число инновационных решений, реализуемых при производстве ПА, поступающих на рынок (совсем недавно специалисты говорили о дефиците таких решений). Внедрение принятых решений позволяет без всяких натяжек перевести выпускаемую технику в разряд ПА нового поколения, а не рассматривать ее как воспроизводимую продукцию (прежде всего это относится к компонентам ПА).

Тем не менее, утверждать, что прорыв в качественном уровне и технологии производства ПА, на который указывалось выше, уже состоялся, пока преждевременно. Хотя некоторые предпосылки для таких утверждений имеются.

В частности, в последние годы были созданы специальные шасси для пожарных автомобилей (IVECO-AMT, бескапотный "Урал" высокой проходимости, КАМАЗ нового поколения), повысился уровень производственного исполнения на ряде предприятий, улучшился дизайн и повысилась безопасность отдельных моделей, внедрены новые технологии изготовления пожарной надстройки, в том числе с использованием современных материалов, стойких против коррозии.

Были реализованы некоторые инновационные решения, в том числе в технологии пожаротушения. Некоторые из таких решений рассмотрены ниже.

Новый модельный ряд пожарных автоцистерн на инновационном шасси IVECO-АМТ

Совместное российско-итальянское предприятие ООО IVECO-АМТ производит шасси по лицензии концерна IVECO, адаптированные к российским условиям эксплуатации. Специфика деятельности совместного предприятия заключается в производстве шасси из деталей, централизованно поставляемых с европейских заводов IVECO (из Италии, Германии, Франции, Испании).

Все шасси производства ООО "ИВЕКО-АМТ" приспособлены к работе в сложных дорожных и климатических условиях нашей страны. В стандартную комплектацию этих шасси входят антиблокировочная система тормозов АВS, электронный ограничитель тормозного усилия EBL, противобуксовочная система ASR.

В конструкции шасси также предусмотрены дополнительная защита двигателя и элементов трансмиссии, усиленные рессоры, комплект опций "северного" исполнения (до -45 °С).

Система качества, принятая на ООО "ИВЕКО-АМТ", подтверждена сертификатом соответствия требованиям ГОСТ Р IСО 9001-2011.

Шасси IVECO-АМТ уже используют при создании пожарных машин предприятия России и ближнего зарубежья. В числе этих предприятий Варгашинский завод ППСО, создавший на этом шасси инновационную линейку ПА, ранее в России не выпускавшихся. Среди этих автомобилей – автоцистерна в "северном" исполнении, пожарно-спасательные автомобили "Тоннель" и "Реверс" в полноповоротном исполнении, линейка автоцистерн с вместимостью цистерны 5,0/6,0/7,0 и подачей насосов от 70 до 150 л/с.

В каждой из этих моделей, помимо общей параметрической конфигурации, применен комплекс инновационных технических и технологических решений, позволяющих отнести созданные образцы к технике нового поколения.

Шасси IVECO-АМТ уже использует ООО "Пожснаб" (Республика Беларусь), создавшее линейку пожарных АЦ на этом шасси.

Пожарные высотно-спасательные автомобили: концепция многофункциональности

Основным средством спасания людей с высоты при пожарах в жилом и административном секторах городов, а также на промышленных объектах являются автолестницы. Уже целый ряд предприятий включили в программы своего производства выпуск "классических" монофункциональных лестниц, но их модельный ряд ограничивается 30-метровыми моделями, а технические решения находятся на уровне конца прошлого века.

Однако появились и новые разработки, направленные на придание новым моделям АЛ свойств многофункциональности. Варианты таких машин представлены ниже.

Многофункциональная пожарная автоцистерна с лестницей
Эта разработка, совмещающая функции АЦ и АЛ, относится к основным ПА (автомобилям тушения). Она предназначена для тушения пожаров и проведения спасательных работ, в том числе на высоте до 24 м (грузоподъемность люльки – 260 кг).

В представленном на рис. 1 варианте АЦЛ оснащена двухрядной кабиной боевого расчета (1+5), комбинированным насосом НЦПК 50/100–4/400 фирмы Johstadt (Германия), цистерной для воды (4000 л) и баком для пенообразователя (300 л).


Образец АЦЛ 4,0-50-24 изготовлен на полноприводном шасси "Урал" 4320 (6х6), его отсеки из алюминия с применением клеевой технологии, обеспечивающей высокую коррозионную стойкость и долговечность кузова. Большой объем отсеков позволяет разместить в них объемное ПТВ, в частности – пожарную мотопомпу.

Разработчик концепции и изготовитель данного образца – ООО "Приоритет" (г. Миасс).

Инновационная модель высотной автолестницы (42 м) с сочлененным коленом
Модель такой лестницы представила на российский рынок ООО "Компания Витанд", дистрибьютор всемирно известной фирмы Magirus (Германия). Образец разработан, создан и представлен фирмой на рассмотрение специалистами на шасси IVECO 180E30 (4х2), обеспечивающем более высокую маневренность данной модели по сравнению с автолестницами на трехосных шасси; индекс этой модели M42L-AS. Отличительными особенностями новой модели АЛ (самой высотной в мире, по мнению разработчика) являются: увеличенный боковой вылет (25,1 м); высокие рабочие скорости комплекта колен; гарантированно высокий уровень безопасности; возможность работать ниже уровня земли – рабочий диапазон от -17 до +75 °С (рис. 2).


Основная (5-секционная) стрела АЛ может выдвигаться на высоту до 42 м, к тому же она дополнительно оснащена двухсекционным сочлененным коленом длиной 4,7 м – это является одним из основных инновационных признаков машины.

Устойчивость автомобиля при оперативном использовании обеспечивает опорная система ASS с Х-образной формой опор. Система автоматики производит выравнивание люльки и автоматически замедляет ее в конечных точках. Кроме того, автолестница снабжена системой компьютерного демпфирования колебаний комплекта колен.

Отличительной особенностью данной модели АЛ является высокое значение грузоподъемности спасательной люльки (400 кг), рассчитанной на спасание 4 человек. Более того, реализована концепция посекционного выдвижения: не все секции стрелы выдвигаются одновременно – сначала выдвигается верхняя секция, затем все остальные. Это техническое решение позволило повысить и без того высокий уровень надежности лестницы, обеспечить высокие скорости выполнения операций.

На рассматриваемой автолестнице реализован также большой объем других инновационных решений, направленных на повышение ее функциональности, надежности и безопасности.

Автоцистерна с двухканальной пневмоустановкой для подачи пены на высоту
Эта АЦ является попыткой создания передвижного транспортного средства для тушения пожаров в высотных зданиях или других объектах (высотой более 60 м). Отличительной особенностью этой автоцистерны, созданной производственным объединением "Спецтехника пожаротушения" (г. Москва) на шасси КАМАЗ 43253 (4х2), является наличие двухканальной пневматической пеногенерирующей установки Conty CAFS + Sky CAFS (рис. 3).


В состав пневмогенераторной установки входит мощный компрессор, который при любом режиме работы насосной установки обеспечивает генерирование пневмопены (влажной, сухой или высотной Sky-пены).

Применение высотной Sky-пены, образующейся при смешивании воды и пенообразователя со сжатым воздухом под давлением 1,2 МПа, позволяет увеличить высоту подачи пены. При использовании рукава диаметром 110 мм пневмопена, по разным источникам, может быть подана на высоту до 200–400 м. При этом обеспечивается высокая степень адгезии: за счет микроскопических пенных пузырьков пневмопена удерживается на поверхности горящего материала, в том числе (что немаловажно) на вертикальных поверхностях. Кроме того, снижается суммарный вес рукавной линии за счет увеличения доли воздуха в огнетушащей пене.

В АЦ 3,2-40/4 Sky CAFS (это аббревиатура новой модели) реализован ряд других инновационных решений (надстройка, выполненная по алюминиевой технологии; цистерна, изготовленная из полипропилена; комбинированный насос с автоматической системой пеносмешения; система дистанционного управления насосным агрегатом и др.), что позволяет отнести ее к технике нового поколения. При разработке этой модели использованы технические решения фирмы Rosenbauer (Австрия).

Инновационный проект пожарной автоцистерны с системой тушения Hiromax

Автоцистерна АЦ 3,0-40 создана на шасси нового поколения КАМАЗ 43502(4х4), автор разработки – компания "НефАЗ" (Нефтекамский автозавод). Дизайн АЦ разработан специалистами автозавода совместно со специалистами автофирм Audi и Volkswagen (Германия).

На данной цистерне реализована инновационная система тушения водным туманом Hiromax, которая значительно эффективнее (по данным разработчиков, в 5 раз) традиционных способов тушения водой. Туман образуется путем перемешивания поступающей из насоса воды со сжатым воздухом, подающимся из компрессора. Система выдает до 600 л/мин водного тумана, что позволяет задействовать одновременно до 6 ручных стволов с подачей по 100 л/мин водного тумана. Это эквивалентно подаче 300 л/мин воды под высоким давлением.

Распыление воды до состояния водного тумана обеспечивает винтовой компрессор EVO 3-NK производства компании Rotor-comp. Компрессор, входящий в комплектацию автоцистерны, приводится в действие от автономного двигателя мощностью 18,5 кВт. Он оснащен автоматической системой регулирования производительности с пневматической системой управления.

Инновационная технология Hiromax реализована фирмой ОАО "НефАЗ" на созданном ею опытном образце – автоцистерне АЦ 3,0-40 на шасси КАМАЗ 43502 (рис. 4).


В системе Hiromax используется стандартный монитор Unifire с переключением "вода – водный туман" и ручные стволы Hiromax. Помимо средств тушения тонкораспыленной водой автоцистерна оснащена всеми необходимыми средствами для тушения "классическим" способом – водой нормального давления и воздушно-механической пеной.

В качестве пожарного насоса на автоцистерне использован насосный агрегат Joh-stadt NP3000. Насосы этой серии отличаются высоким качеством, надежностью и работоспособностью, их заявленный ресурс – 10 лет непрерывной эксплуатации, без проведения капитального ремонта. Это популярный агрегат, он все чаще используется при создании отечественных ПА.

В качестве средств тушения на автоцистерне используются вода (цистерна вместимостью 3000 л) и пенообразователь (вместимость бака 200 л). В комплектации АЦ предусмотрен стандартный набор стволов и рукавов для тушения водой нормального давления и воздушно-механической пеной.

Автоцистерна обладает высокими экологическими свойствами: гасящая струя "мягкая", не разрушает окружающую среду и не разбрасывает горящее топливо в окружающее пространство. К тому же в зону тушения сжатый воздух поступает одновременно с водой, что производит эффект очистки окружающей среды (дымоудаление).

По мнению разработчиков, автоцистерна может применяться как самостоятельная тактическая единица при тушении пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и в лесных зонах.

Модульный насосно-рукавный автомобиль "Ловать"

В данной инновационной разработке реализован принцип использования съемных кузовов (аналог системы "мультилифт") с целью изменения функциональности автомобиля. Насосно-рукавный комплекс "Ловать" (разработчик и изготовитель – ООО "Велмаш", г. Великие Луки) предназначен для оперативного использования в условиях слаборазвитой инфраструктуры: доставки к месту пожара или иной ЧС личного состава, ПТВ и оборудования с целью подачи или откачки больших объемов воды; механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий; тушения пожара или ликвидации последствий ЧС в сельской местности или населенных пунктах со слаборазвитым водоснабжением или с разрушенной инфраструктурой; тушения пожаров, требующих большого количества воды.

Насосно-рукавный комплекс применяется для:

  • откачки больших объемов воды при ЧС природного или техногенного характера;
  • подачи воды по магистральным линиям к переносным лафетным или ручным стволам и к ПА;
  • подачи воды к торфяным стволам при тушении торфяников;
  • создания насосных станций и магистральных линий при тушении лесных пожаров;
  • заправки техники, участвующей в тушении (поезда, самолеты и др. наземная техника);
  • создания резерва воды вблизи пожара;
  • обеспечения водоснабжением объектов или населенных пунктов при чрезвычайных ситуациях;
  • оперативной прокладки рукавной линии со скоростью до 40 км/ч и ее механизированной уборке при сворачивании комплекса.

Конструктивно комплекс включает в себя:

  • специальное шасси 6х4 или 6х6, на котором установлен погрузочно-разгрузочный механизм для съемных модулей системы мультилифт;
  • универсальную раму-платформу, на которой расположены:
    1. насосный модуль с погружным насосом с подачей до 150 л/с для забора воды;
    2. рукавный модуль с комплектом рукавов диаметром 150 мм и длиной 1000 м;
    3. вспомогательный операционный модуль-контейнер с ПТВ и устройством для механизированной уборки рукавной линии при сворачивании. Операционный модуль контейнерного типа включает выдвижное механизированное устройство с гидравлическим приводом для безопасного сворачивания рукавных линий.

АНРМ пополнил линейку высокопроизводительных насосно-рукавных автомобилей, выпускаемых великолукским ООО "Велмаш" для оперативного использования при возникающих ЧС.

Обновленная версия пожарного насосно-рукавного автомобиля

В последнее время классические насосно-рукавные автомобили (АНР) потеряли былую популярность: в общем парке ПА тушения их доля ничтожно мала. Причина очевидна – недостаточная функциональность старых моделей.

Инновационную версию АНР нового поколения предложила российская фирма (ООО) "Приоритет" – один из крупнейших отечественных производителей пожарных машин (см. рис. 5).


Согласно новой версии, разработчиками существенно расширена функциональность обновленной модели. В зависимости от оперативной обстановки автомобиль может выполнять следующие операции:

  • доставка боевого расчета (1+5), ПТВ и аварийно-спасательного оборудования к месту вызова или ЧС, тушение пожара и проведение спасательных работ (функции основного ПА);
  • установка на водоисточник для выполнения функций насосной станции, обеспечивающей забор воды с высоты до 25 м и с расстояния до 25 м от АНР, в том числе в оборудованных и необорудованных местах из искусственных и природных водоемов;
  • механизированная прокладка и сбор магистральных рукавных линий (на борту данного АНР вывозится 3200 м напорных рукавов диаметром 150 мм и 400 м рукавов диаметром 77 мм на рукавных катушках);
  • перекачка больших объемов воды на большие расстояния при ситуациях природного и техногенного характера.

На созданном фирмой "Приоритет" образце АНР реализовано инновационное техническое решение – комплексное оснащение насосным оборудованием. Комплекс включает в себя основной пожарный насос с подачей 130 л/с (модель NP8000 фирмы Johstadt (Германия)) и два погружных плавающих насоса с суммарной подачей до 130 л/с, обеспечивающих забор воды с высоты до 25 м; привод погружных насосов – гидравлический.

Образец АНР создан на новом бескапотном шасси "Урал" 6370 (6х6), его полная масса – 25 000 кг, удельная мощность – 16,5 л.с./т. Надстройка автомобиля изготовлена по алюминиевой технологии.

Аварийно-спасательный автомобиль расширенной функциональности

Этот автомобиль представлен на российском рынке московским объединением "Спецтехника пожаротушения". В отличие от традиционных аварийно-спасательных автомобилей (АСА), данная модель может выполнять функции тушения отдельных очагов возгорания, что нашло отражение в его компоновке и комплектации.

АСА 20, созданный на базе современного шасси MAN (4х4), служит для доставки в зону пожара или иной чрезвычайной ситуации боевого расчета (число мест 1+5), огнетушащих средств (800 л воды + 100 л пенообразователя), спасательного оборудования, средств связи и инструмента.

Для выполнения оперативных задач автомобиль оборудован электросиловой установкой мощностью 24 кВт, насосной установкой высокого давления с подачей воды 0,6 л/с (36 л/мин), цистерной для воды и пенобаком (полная масса АСА – 13 000 кг – средний класс).

Дополнительное электрооборудование, питаемое от генератора, служит для освещения отсеков АСА, насосного отсека, а также для питания дополнительных световых, контрольных и звуковых сигналов.

Автомобиль оборудован также стационарной телескопической мачтой с 4 прожекторами по 1500 Вт каждый, выдвигающейся на высоту 6 м. Мачта управляется пневматической системой дистанционно.

В комплектацию АСА входит оборудование для поиска людей и оказания им первой медицинской помощи, а также для оценки обстановки и передачи оперативной информации в штаб ликвидации ЧС. Надстройка автомобиля выполнена по инновационной алюминиевой технологии АТ, разработанной фирмой Rosenbauer.

Инновационным подходом следует считать совмещение в одном изделии функций ПА тушения и ПА аварийно-спасательного.

Системы "Натиск", CAFS и другие: эффективность и надежность

На пожарных автомобилях нового поколения, поставляемых подразделениям, средства тушения остаются традиционными – это вода, пена, порошок или их комбинация. В то же время ряд фирм представляют на рынок ПА с инновационными установками для генерации компрессионной пены (типа "Натиск", CAFS, HALE CAFS, Sky CAFS, Hiromax и другие модификации). Число таких фирм-изготовителей ПА с установками типа CAFS хотя и медленно, но увеличивается.

Одним из ведущих производителей ПА с установками для генерации компрессионной пены в стране является ООО "Завод пожарных автомобилей "Спецавтотехника" (г. Екатеринбург). Это предприятие создало линейку новых пожарных многофункциональных автоцистерн, оснащенных высокоэффективной системой пожаротушения NA-TISK, разработанной на предприятии (аналог системы CAFS с некоторыми доработками).

Заводом разработано 10 модификаций ПА, оснащенных системой NATISK, на различных типах шасси отечественного и зарубежного производства. В 2011–2013 гг. поставлено 30 моделей таких автомобилей в субъектовые подразделения пожарной охраны, а также на крупные предприятия РФ.

Подконтрольная эксплуатация созданных образцов, в том числе в северных регионах в зимнее время, подтвердила многократное (до 7 раз) повышение эффективности использования воды, вывозимой на АЦ. Кроме того, практически исключается возможность перемерзания рукавных линий: устойчивая работа системы обеспечивалась при температуре до -60 °С. Подтверждена также возможность подачи компрессионной пены по вертикальной напорной линии (на высоту до 200 м), тем более что масса рукава, наполненного этой пеной, практически равна массе пустого рукава. Опытным путем установлено, что пенное покрытие держится на вертикальной поверхности деревянной стены 1,5 ч, на металлической – до 1 ч.

Эксплуатационниками отмечен ряд других положительных моментов, подтвердивших, что применение пожарных автоцистерн с бортовой установкой "Натиск" для тушения пожаров в населенных пунктах эффективно, позволяет значительно повысить боевую готовность подразделений, снизить время оперативного реагирования.

Особо участники эксплуатационных испытаний отмечали, что заполненный компрессионной пеной рукав в разы легче рукава, заполненного водой: это улучшает маневренность при работе со стволом, снижает усталость личного состава при тушении пожара. При этом время развертывания и тушения снижается.

Пожарные АЦ с установками типа CAFS и "Натиск" предлагают к поставкам на рынок и другие отечественные производители пожарных машин. В частности, свои версии таких автоцистерн представило ООО "Чибис" из С.-Петербурга: это АЦ 5,0-40 на шасси IVECO Eurolargo (4х2), АЦ 5,0-50-7 на шасси IVECO Trakker (4х2 или 4х4).

В этих автоцистернах реализован ряд инновационных технических решений, направленных на повышение эффективности тушения пожаров, таких как:

  • интегрированная в пожарный насос система подачи компрессионной пены HALE CAFS;
  • система автоматического дозирования пенообразователя Cameleon (от 0,1 до 6%);
  • комбинированный пожарный насос GO-DIVA (3400 л/мин при давлении 16 бар, 770 л/мин при давлении 54 бар); на одной из моделей насос (40 л/с при напоре 100 м) с гидроприводом расположен внутри цистерны;
  • система инжекторного впрыска пенообразователя непосредственно в линию высокого давления (до 54 бар) с инновационным ручным стволом высокого давления для формирования пены низкой кратности.

При изготовлении надстройки указанных автоцистерн (цистерна, пенный бак, каркас и обшивка отсеков) фирма использовала коррозионностойкие материалы (нержавеющая сталь, алюминий, стеклопластик).

Технологические достижения, задачи и пути их решения

Проведенный анализ показал, что наметилась и близка к реализации тенденция создания и организации производства шасси нового поколения, используемых для выпуска пожарных машин. Создано совместное российско-итальянское предприятие, организовавшее выпуск спецшасси для ПА с использованием компонентов концерна IVECO. Ряд российских производителей уже используют шасси IVECO-AMT для создания расширенной линейки ПА с улучшенным уровнем качества. Лидерство здесь принадлежит Варгашинскому заводу ППСО, создавшему ряд инновационных ПА на этом шасси, состоящий из 8 моделей.

Линейку из 4 моделей АЦ на базе шасси IVECO-AMT создало белорусское ООО "Пожснаб". Кроме того, начато производство ПА на новых бескапотных шасси MAN и Scania, которые также являются инновационным продуктом.

Ведущее место в программе производства фирм-изготовителей пожарных автомобилей по-прежнему занимают пожарные автоцистерны среднего и тяжелого классов. Наметилась и реализуется тенденция развития оперативных свойств АЦ нового поколения с приданием им статуса пожарно-спасательных автомобилей за счет оптимизации комплектации и расширения функциональности (путем установки подъемных устройств со стрелой лестницы или подъемника, электросиловых установок, светотехнического комплекса и др.).

Средства тушения, используемые на ПА нового поколения, остались традиционными – это вода в виде компактной или распыленной струи, пена различной кратности, порошок и их комбинация. Некоторые фирмы предлагают потребителям образцы ПА (с результатами их испытаний) с установками для генерации компрессионной пены (типа CAFS, "Натиск" и др.).

Фирма "НефАЗ" (дочернее предприятие КАМАЗа) представила на рынок пожарную АЦ с инновационной системой тушения водным туманом (тонкораспыленной водой), генерируемым системой Hiromax.

В программу производства ряда предприятий включены насосно-рукавные автомобили многокомпонентного тушения с подачей воды до 150 л/с. Получает дальнейшее развитие концепция создания ПА со съемной надстройкой для перекачки большого количества воды (до 400 л/с) и для нормализации воздушно-газовой среды при тушении пожаров в помещениях большого замкнутого объема.

Многие российские предприятия подключились к созданию пожарных автолестниц, однако их модельный ряд ограничивается пока одной моделью – 30-метровой АЛ, с техническими решениями конца прошлого века.

Фирма "Витанд" (Россия) организовала на своих площадках производство высотных автолестниц (с высотой подъема стрелы 42 и 55 м) с использованием компонентов фирмы Magirus (Германия). Автолестницы созданы на российском шасси КАМАЗ. Инновационной моделью является 42-метровая АЛ с сочлененным коленом: это пионерский проект, реализованный впервые в мире.

Концепция высотно-спасательных автомобилей меняется в сторону расширения их функциональности. Высота подъема стрел этих ПА достигла 60 м на автолестницах и 112 м на телескопических подъемниках. Функциональность указанных автомобилей повышена благодаря увеличению грузоподъемности их спасательных люлек (450 кг на АЛ и 630 кг на АПК), а также комбинированной (интегральной) стрелы, сочетающей функции лестницы и подъемника. Наметилась тенденция увеличения боевого расчета на АЛ до 6 человек (1+5).

В числе технических новинок, представленных на рынке в виде информации, – мультифункциональные ПА, сочетающие функции тушения, аварийно-спасательных работ и спасания с высоты; некоторые ПА включают медицинский модуль для оказания первой помощи пострадавшим на пожаре.

Инновационный проект пожарного насосно-рукавного автомобиля расширенной функциональности реализован фирмой "Приоритет". Автомобиль сочетает функции насосной станции, рукавного ПА и предназначен для использования при тушении крупных пожаров, а также при ситуациях природного и техногенного характера.

Многие российские предприятия-производители ПА реализовали инновационные технологии изготовления пожарной надстройки с использованием коррозионностойких материалов (нержавеющая сталь, алюминий, стеклопластик, полипропилен, полиэтилен высокого давления). Применение такой технологии позволяет снизить массу и повысить долговечность надстройки, гарантийный срок службы которой достиг уже 12 лет.

Проведенный анализ направлен на решение проблем создания ПА нового поколения, которые могут быть востребованы при проведении реструктуризации парка в среднесрочной перспективе.

Совершенно очевидно, что необходима активизация маркетинговой политики производителей ПА, направленной на поставку регионам пожарных машин более высокого качества при относительно умеренных ценовых параметрах, соответствующих реальной экономической ситуации в России.

Пилотные проекты предлагаемых к поставке новых моделей и модификаций ПА, включая их ориентировочную стоимость, целесообразно апробировать в регионах России (в подразделениях ГПС и на объектах).

Все обозначенные пути системного совершенствования ПА по-своему важны. Однако осуществить предлагаемые меры можно будет лишь в том случае, если будут соответствующие инвестиции в инновационную и производственную деятельность отечественных предприятий, занятых в сфере создания и производства пожарных автомобилей.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2015
Посещений: 22052

  Автор

Яковенко Ю. Ф.

Яковенко Ю. Ф.

Ведущий научный сотрудник ФГУ ВНИИПО МЧС России, академик НАНПБ

Всего статей:  6

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций