Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Приоритеты Правительства Москвы по пожарной безопасности в столице 2017–2018 гг.

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Приоритеты Правительства Москвы по пожарной безопасности в столице 2017–2018 гг.

В интервью каталогу "Пожарная безопасность" мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о ключевых достижениях деятельности Правительства Москвы в области пожарной безопасности в 2017 г., о том, какие показатели удалось улучшить и какие нововведения и мероприятия этому способствовали, а также какие задачи станут основными в 2018 г.
Сергей Собянин
Мэр Москвы

– какие направления деятельности правительства Москвы в части пожарной безопасности стали приоритетными в 2017 г.?
– Правительство Москвы уделяет большое внимание развитию противопожарной службы.

В 2017 г. в соответствии с Адресной инвестиционной программой города Москвы принято в эксплуатацию пожарное депо в Южном административном округе. На его базе создан пожарно-спасательный отряд, что позволило обеспечить более высокий уровень пожарной безопасности района Бирюлево Восточное.

Одним из приоритетных направлений деятельности является обеспечение пожарно-спасательных подразделений города современной техникой и оборудованием, в том числе для тушения пожаров в высотных зданиях. Это и подъемные механизмы, и вертолетная техника с системами горизонтального и вертикального пожаротушения, и установки для подачи пены на высоты 400 м и более.

Приоритетными также являются:

  • снижение административной нагрузки на малый и средний бизнес;
  • использование риск-ориентированного подхода;
  • усиление профилактической работы;
  • построение системы оценки эффективности и результативности надзорной деятельности.

Благодаря применению ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ при осуществлении пожарного надзора исключены контрольные мероприятия в отношении субъектов малого предпринимательства. Преобладающая часть проверок проводится на критически важных, пожароопасных производственных объектах, объектах жизнеобеспечения, здравоохранения, образования и социальной сферы.

Активно применяются альтернативные формы оценки соответствия объектов защиты – декларирование и аудит пожарной безопасности. Внедрение декларирования как одной из форм подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности находится на постоянном контроле.

Все шире внедряется независимая оценка пожарного риска (далее НОР), вошедшая в практику несколько лет назад. Ее проводят не сотрудники пожарного надзора, а независимые эксперты. НОР дает каждому собственнику помещений право самостоятельно решать, как он будет обеспечивать пожарную безопасность объекта.


Большое внимание уделяется профилактике возгораний. Вместо контрольных мероприятий ведется разъяснительная и консультативная работа и обучение. На первый план выходит организация профилактических мероприятий.

На 2017 г. утверждена и введена в действие Программа профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Проводятся сезонные профилактические операции "Новый год", "Водоисточник", "Победа", "Детский отдых", "Лето", "Школа", "Отопительный сезон".

Сотрудники противопожарной службы проводят встречи с ответственными за обеспечение противопожарной безопасности жилищных организаций и социальных служб, ответственными за проведение массовых общественно-политических, религиозных, культурных и спортивных мероприятий. Ведется профилактическая работа в СМИ и сети Интернет, выпуск тематической аудио-, видео- и наглядно-изобразительной продукции.

Чтобы предупредить нарушение требований пожарной безопасности, с бизнес-сообществом организовано взаимодействие, проводятся консультации и обучение хозяйствующих субъектов мерам безопасности.

– какие вопросы решались в области повышения пожарной безопасности зданий и сооружений? какие правовые, организационные и технические меры необходимо предпринимать для обеспечения адекватной пожарной безопасности зданий и сооружений в современных условиях?
– Проведение профилактических мероприятий с населением, развитие добровольчества, соблюдение законодательства в области пожарной безопасности, исполнение требований Федерального закона от 22.07.2008 г. № 12З-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390) помогают обеспечить безопасность в современных условиях.

Обеспечение пожарной безопасности еженедельно обсуждается на оперативных совещаниях Комплекса городского хозяйства Москвы. Комиссия Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности минимум раз в квартал обсуждает обеспечение пожарной безопасности в зданиях и сооружениях как в весенне-летний, так и в осенне-зимний период. Соответствующим службам даются поручения в части организации пожарной безопасности, которые исполняются в установленный срок.

– какие требования предъявляются к жилым и общественным зданиям в части их оснащения системами пожарной сигнализации, средствами пожаротушения?
– В проектной документации любого строящегося или построенного здания предусматривается раздел, посвященный обеспечению пожарной безопасности. Обязательно соблюдаются требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 12З-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390), а также другими нормативными правовыми актами.

Системы автоматической противопожарной защиты (АПЗ) в зданиях жилого и общественного назначения могут быть реализованы в двух вариантах: автоматические и автономные. Подавляющее большинство зданий и сооружений оборудуются автоматической пожарной сигнализацией (АПС) или автоматическими установками пожаротушения (АУП).

В жилых зданиях, в зависимости от этажности и высоты, устанавливаются либо системы АПС, либо автономные пожарные извещатели. Общественные здания в зависимости от площади оборудуются либо системами АПС, либо АУП.

Автоматические установки пожаротушения выполняют одновременно и функцию пожарной сигнализации. АУП – это система, способная обнаружить возгорание и принять решение о пуске модулей пожаротушения. В ней реализованы различные алгоритмы запуска с разделением по зонам, возможность отмены пуска и дистанционного пуска.

– каковы нововведения в области пожарной и взрывобезопасности жилых и производственных зданий и сооружений?
– Большинство решений в части систем автоматической противопожарной защиты (АПЗ) реализуются на проводном типе оборудования.

Сегодня разработана беспроводная система АПЗ, которая позволяет существенно снизить расходы на монтаж и обслуживание системы (скорость монтажа в пять раз выше, чем для проводных систем), исключить несанкционированное срабатывание модулей пожаротушения, оптимизировать проектирование систем.

– каково ваше мнение о функционировании общественных объединений пожарной охраны (подразделений добровольной пожарной охраны)? насколько они эффективны?
– В соответствии с Федеральным законом от 06.05.2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" на территории Москвы создано 843 общественных объединения пожарной охраны, из них на объектах различных форм собственности – 826. В соответствующий реестр внесены сведения о 15 352 добровольных пожарных, из них 11 879 – участники общественных учреждений пожарной охраны. Создано семь клубов добровольных пожарных, спасателей и волонтеров, в которые вступило 336 человек.

В подразделения добровольной пожарной охраны передана 21 единица пожарной техники, а также два РУПТ "Игла-1-0,4".

Общественными объединениями организовано круглосуточное дежурство 11 добровольных пожарных команд и одного аварийно-спасательного отряда, а также работа двух аварийно-спасательных отрядов и двух добровольных пожарных команд, дежурящих в выходные и праздничные дни, общей численностью 467 человек. Ежесуточно на дежурство заступают 29 добровольцев, в распоряжении которых девять единиц пожарной и одна единица аварийно-спасательной техники.

С начала 2017 г. подразделения добровольной охраны провели 1521 выезд, в том числе:

  • на тушение пожаров и загораний – 145 раз;
  • для проведения аварийно-спасательных работ – 283 раза.

В 2017 г. в Москве добровольные пожарные команды самостоятельно ликвидировали одно загорание и один пожар, приняли участие в тушении 65 пожаров, на которых спасено 83 человека.

Они также 1237 раз участвовали в обеспечении пожарной безопасности мероприятий в местах массового сосредоточения людей (2761 добровольный пожарный); 76 раз привлекались к проведению пожарно-тактических учений; 311 раз участвовали в обходах мест проживания лиц, ведущих асоциальный образ жизни, одиноких и престарелых граждан.

В 2017 г. активно развивалось сотрудничество общественных объединений пожарной охраны и профессиональных аварийно-спасательных формирований (ПАСФ). На МКАД было организовано дежурство трех аварийно-спасательных постов ПАСФ "Оперативно-спасательная группа" ГБУ "Автомобильные дороги", в состав которых входят члены Московского городского регионального отделения Российского союза спасателей. За 2017 г. они провели 212 выездов (из них на 181 – на ДТП, два – на пожар), было спасено 13 и оказана первая помощь 45 пострадавшим.

Несомненно, развитие добровольчества – это перспективное направление в борьбе с пожарами и их профилактике.

– какие направления работы будут приоритетными для правительства Москвы в части вопросов пожарной безопасности в 2018 г.?
– В соответствии с Адресной инвестиционной программой города Москвы на 2018–2020 гг. в 2018 г. планируется построить еще четыре пожарных депо, на базе которых будут созданы пожарно-спасательные отряды для обеспечения пожарной безопасности ТиНАО. Планируется поставка в пожарно-спасательные подразделения Москвы современной многофункциональной техники и оборудования.

В 2018 г. Россия будет принимать матчи Чемпионата мира по футболу FIFA – 2018. В Москве игры пройдут на стадионах "Спартак" и "Лужники". Обеспечение безопасности во время матчей и мероприятий "Фестиваля болельщиков" будет основной задачей Правительства Москвы.

Будет продолжена работа по выполнению требований Федерального закона № 294-ФЗ, в том числе:

  • снижение административной нагрузки на малый и средний бизнес;
  • использование риск-ориентированного подхода;
  • усиление профилактической работы;
  • построение современной системы оценки эффективности и результативности надзорной деятельности.

– каковы ваши пожелания в адрес производителей, поставщиков и интеграторов систем безопасности? какие требования им стоит учитывать при производстве и поставке оборудования и услуг, чтобы задачи пожарной и взрывобезо-пасности могли решаться еще более эффективно?
– Предусмотренные законодательством требования таковы:

1. Необходимо подтверждать соответствие продукции по правилам, установленным Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 12З-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" со строгим соблюдением сертификации качества в национальной или международной системе аккредитации.

2. Необходимо своевременно уведомлять сертифицирующий орган, проводивший подтверждение соответствия продукции, об изменениях, вносимых в технические условия на продукцию.

Хочется также пожелать шире внедрять новые, прогрессивные системы безопасности, работающие полностью в автоматическом режиме от момента обнаружения пожара до запуска модулей автоматического пожаротушения или передачи информации на пульт 101.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2018
Посещений: 3592

  Автор

Сергей Собянин

Сергей Собянин

Мэр Москвы

Всего статей:  3

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций