В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Главным принципом в работе специальных служб является скорость реагирования. По статистике МЧС, среднее время прибытия первого расчета – 6 мин., среднее время тушения – 12 мин. В этом случае мы можем говорить о минутах и даже секундах, влияющих на спасение жизни.
Рассмотрим основные проблемные участки, которые серьезно влияют на результат в борьбе с пожарами.
Низкая информированность населения о принципах распределения электрической нагрузки, массовое использование низкокачественных "пилотов-удлинителей", недобросовестно выполненное соединение медных и алюминиевых проводов в старом фонде – частные причины возгораний в многоквартирных домах.
По опыту нашей компании, с распространением различных бирж "работников на час" резко упало качество монтажа электропроводки в квартирах, а особенно часто встречаются неправильно собранные вводные распределительные устройства, с низкокачественными элементами защиты от перегрузок, неверно учитывающими реальные нагрузки.
Отсутствие фактического ограничения доступа посторонних лиц в этажные силовые щитки, самовольные врезки, неполный и крайне трудоемкий процесс обследования состояния силового этажного электрооборудования, отсутствие четких границ ответственности специализированных организаций создают клубок проблем, в котором невозможно найти ответственного.
Зачастую работы на подобных сетях несут заявочный или аварийный характер, а не планово-предупредительный. Во многом это связано с бюджетным ограничением статей эксплуатации подобных сетей, когда в рамках рыночных отношений стоимость работ сокращается, снижая вслед за собой количество и качество якобы необязательных плановых осмотров и ремонтов.
В 99% случаев жильцы незаконно ограничивают доступ на свой этаж путем установки дверей с механическими (реже магнитными) замками. Заказчики, да и инсталляторы, не задумываются о количестве времени, необходимом для открытия замка в стрессовой ситуации изнутри. Многие банально не знают о наличии простых решений в виде ручек-антипаник и необходимости подключения электромагнитных замков к центральной системе информирования о пожаре.
Частой проблемой является захламление проходов мебелью, строительными материалами, велосипедами, санками и др. Действующее законодательство не предоставляет удобные и эффективные инструменты влияния на собственников, только необходимость обращаться в надзорные органы и мизерный штраф, который в дальнейшем, как правило, успешно оспаривается нарушителем в суде.
После трагедии в Магнитогорске активно обсуждается установка индивидуальных газовых анализаторов в квартирах. Но опять же, в какую централизованную систему будут передаваться эти данные для обработки и принятия решения о реагировании? За чей счет будут проводиться работы по интеграции таких систем? По данным одного из игроков рынка, стоимость комплекта "газоанализатор + система диспетчеризации" составит не менее 15 тыс. рублей, и это без учета монтажа.
В случае с газоанализаторами также встает вопрос эффекта масштаба: если датчики поставят только самые ответственные собственники, должного результата добиться не удастся.
Важным фактором для увеличения количества установок является простота монтажа таких решений. Одним из решений может быть использование IoT-технологий на базе беспроводных протоколов LORA, ZigBee и XNB, которые активно применяются в современных системах коммерческого учета ресурсов. Но возникает вопрос оперативности передачи данных и, соответственно, энергоэффективности подобных систем.
Мы на протяжении многих лет постоянно сталкиваемся с неработающими системами детектирования, причем в 40% случаев они отключаются линейным персоналом заказчика ("чтобы не пищало постоянно"). Безусловно, нужно отметить излишнюю чувствительность некоторых датчиков задымления, реагирующих, к примеру, на строительную пыль во время ремонтов. С другой стороны, малая часть заказчиков и сервисных компаний выполняют на постоянной основе визуальный осмотр датчиков, ограничиваясь считыванием данных с контрольных панелей, что не позволяет определить, заклеены ли датчики, чем часто пользуются жильцы, устраивающие "курилки" на своих этажах.
Во время работы в управляющей компании не проходило и месяца, чтобы какой-то из домов не лишался части пожарных рукавов, не помогали даже консьерж и видеонаблюдение. Конечно, можно смотреть на это как на процесс обновления фонда рукавов, которые должны, но зачастую не проходят перемотку и испытания. У недобросовестных УК также встречается практика переноса рукавов из дома в дом для прохождения проверок МЧС. Экономично – да, безопасно – нет.
Тестирование пожарных водопроводов в многоквартирных домах происходит редко даже в московском регионе. Это трудоемкий процесс, требующий большого количества обслуживающего персонала, предварительной организационной работы с жильцами.
Классической проблемой доступа к местам возгорания является банальная невозможность для автомобиля пожаротушения подъехать на максимально близкое расстояние к зданию для развертывания лестниц и рукавов.
В крупных городах уже много лет внутренние дворы закрываются шлагбаумами. И если в случае классических подъемных механизмов стрелу шлагбаума оперативно ломают, то зачастую установленные так называемые антивандальные шлагбаумы со сдвижным механизмом и металлической стрелой становятся серьезным препятствием.
Развитие систем диспетчеризации постепенно уменьшает влияние человеческого фактора на оперативность доступа специальных служб, но многие дворы по-прежнему доверяют этот процесс консьержку или в лучшем случае охраннику. Нам известна только одна московская диспетчерская компания, ведущая разработки в области видеоаналитики с целью автоматизации пропуска спецавтомобилей.
Еще одна проблема – отсутствие регламента действий с автомобилями, блокирующими подъезд. Поиск автовладельца – дело долгое, а каждую царапину на машинах во дворе необходимо оформлять как ДТП. Особенно этой "болезнью" страдают новые районы с плотной застройкой, где грузовая машина зачастую не может въехать в поворот, не задев стоящие рядом авто. Появившиеся несколько лет назад в московских дворах зоны для остановки спецмашин, часто нарисованные кое-как, перестали соблюдаться, так как не было реальных санкций за парковку в подобных местах.
Звуковое оповещение часто не дает нужного эффекта по следующим причинам:
Система советских радиоточек не может использоваться из-за масштабности работы на уровне района и массового демонтажа такого оборудования в квартирах.
Ряд российских разработчиков уже ввел в эксплуатацию системы оповещения через домофонные трубки, но опять же они установлены не у всех.
Вероятно, в нынешних реалиях необходимо увеличивать количество возможных каналов донесения информации до потребителя, используя "домовые" мобильные приложения.
Обязательными мероприятиями необходимо делать учебные тревоги, что практикуется в современных бизнес-центрах и предприятиях, – жильцы в таком случае не только вырабатывают необходимые навыки, но и начинают внимательнее относиться к безопасности внутри здания.
Непосредственно квартира является самым сложно регулируемым участком системы контроля возгораний. Несмотря на то что во всех новостройках по умолчанию устанавливаются и кнопки оповещения о возгорании, и соответствующие датчики, все это оборудование редко переживает первый ремонт и демонтируется как "не подходящее под дизайн".
Отечественным производителям систем детектирования стоит обратить внимание на опыт зарубежных коллег, где необходимый функционал облачается в современную форму, находящую свое место в любом интерьере.
Также остро стоит задача осуществления технического надзора над проведенными в помещениях домов ремонтами: соблюдениями требований к безопасности часто манкируют.
Однако информирование жителей о современных и не столь дорогих решениях, обеспечивающих персональную безопасность, – банальных огнетушителях и самоспасательных фильтрах – может спасти не одну жизнь.
Жилищная инспекция, по нашим ощущениям, осуществляет в большей степени карательную функцию по отношению к управляющим компаниям и не очень активно занимается борьбой с недобросовестными собственниками, грубо нарушающими требования пожарной безопасности.
Правильно организованное взаимодействие трех структур – инспекции МЧС, Жилищной инспекции и управляющей компании – позволит применять все формы воздействия на нарушителей: предписания, штрафы, компенсации расходов.
В сложившихся условиях целесообразна коллективная выработка решений с последующим выходом на законодательные изменения:
Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2019
Посещений: 2479
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций