Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Проектное решение. Пожарная безопасность для школы

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Проектное решение.Пожарная безопасность для школы

Проектирование системы противопожарной защиты образовательных учреждений охватывает широкий спектр направлений – пожарная сигнализация, оповещение и управление эвакуацией и др., что обусловливает необходимость комплексного подхода к решению данной задачи и применение современных технологий. Рассмотрим детально, какие условия определяют пожарные риски в таких учреждениях и как они влияют на выбор технических средств безопасности
Иван Грошев
Менеджер по развитию бизнеса ООО "Роберт Бош"

Начиная говорить о пожарной безопасности в школах и о проектных решениях в части ее обеспечения, следует в первую очередь обозначить существующие проблемы в этой области.

Факторы проектирования пожарной безопасности в школах

Сегодня в России большая часть учреждений образования размещается в типовых зданиях советского периода постройки. Это простые по планировке, обычно 5-этажные блочные или кирпичные здания, с пристроенным спортзалом на первом этаже и актовым залом на последнем.

Финансовый фактор
Такие здания имеют минимальный набор инженерных систем, вентиляцию с естественным побуждением, отсутствуют лифты и дымоудаление. Именно этот основной фонд, построенный во второй половине ХХ века, в последние годы активно ремонтируется и оборудуется системами пожарной безопасности. Расходование средств, выделяемых на реконструкцию, жестко регламентировано. Демпинг в ходе открытых торгов оборачивается настоящей головной болью конечного заказчика, который вынужден заключить контракт с компанией, давшей минимальную цену. Но чудес не бывает, и в результате школы оборудуются максимально дешевыми неадресными системами пожарной сигнализации, применяется оповещение типа, минимально возможного по нормам, без разбиения на зоны, с минимальными возможностями по управлению процессом эвакуации. Данные системы уже на стадии приемки могут быть частично неработоспособными, поскольку применение неадресных систем не предполагает самотестирования системы, извещатели не могут сообщить панели о своей неисправности. Проблема усугубляется тем, что человек, ответственный за хозяйственную деятельность школы, – директор или его заместитель – редко обладают нужной компетенцией для оценки качества системы, принимаемой в эксплуатацию.

Административный фактор
Другой аспект – административно-правовой. Директор школы юридически отвечает за пожарную безопасность школы, учащихся и сотрудников. К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с тем, что только после плановой проверки Госпожнадзора приходит понимание этой ответственности, а вместе с ней и административный штраф за нарушения, который может в несколько раз превышать стоимость простой системы пожарной сигнализации. По сути, неадресные системы – это отголоски аналогового века, пришедшие в область пожарной безопасности из охранных систем, специфика работы которых серьезно отличается. В первую очередь – живучестью системы, которая для пожарных систем выходит на первый план.


Интеграционный фактор
Наряду с реконструируемыми старыми в последнее десятилетие активно строятся образовательные учреждения нового типа, с планировками и инженерными системами, отвечающими современным требованиям. Такие здания, как правило, имеют системы вентиляции с механическим побуждением, дымоудаление, бассейн, компьютерные классы, насыщенные электронным оборудованием, небольшие серверные комнаты. Активно идет административное укрупнение общеобразовательных учреждений, к школам присоединяют дошкольные учреждения. Вполне вероятна перспектива и физического объединения школьных и дошкольных учреждений в целостные комплексы, что поставит вопрос единого управления и мониторинга распределенных зданий. Для подобных объектов исключительно правильным и целесообразным видится применение адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации и речевого оповещения.

Обращаясь к зарубежному опыту, можно с уверенностью сказать, что основой обеспечения безопасности в школах является совокупность организационных мероприятий и технических средств, причем регулярные учебные тревоги для персонала и учащихся, обучение конкретным действиям при пожаре дают максимальный эффект. Особое внимание при таких тренировках уделяется эвакуации людей с ограниченными возможностями. Персонал школы должен быть ознакомлен с действием основных элементов технических средств ПБ, уметь с ними обращаться. Задача же технических средств – максимально быстро обнаружить возгорание и инициировать эвакуацию

Оповещение, управление эвакуацией

Не вызывает сомнений постулат о том, что при пожаре во главу угла ставится спасение человеческих жизней, которое невозможно без правильно организованной, безопасной и быстрой эвакуации людей. Разрабатывая проект СОУЭ в образовательном учреждении, предстоит ответить на ряд вопросов, в решении которых скудные требования нормативов не сильно помогают. Если с выбором типа СОУЭ вопросов обычно не возникает, то с алгоритмами оповещения и эвакуации не все так просто. Например, нормы требуют обязательного раздельного оповещения персонала и детей только для дошкольных учреждений, но первоклассники по сути – те же дети, что и в старших группах детского сада. Назначение учреждения также диктует проектировщику разные вводные: школы для детей с ограниченными возможностями имеют одну специфику, а интернаты – другую.


Чтобы построить эффективную систему пожарной безопасности, нужно четко понимать, с какими потенциальными угрозами пожара предстоит столкнуться и как им эффективно противостоять.

Грамотная структура СОУЭ
В современной школе предъявляются высокие требования к функционалу таких систем. Современные системы громкого оповещения применительно к школам могут решать целый спектр задач. Это и система передачи звонков, и передача служебных объявлений и вызовов, музыкальные трансляции фоновой музыки в столовой, спортзале, обеспечение звукового сопровождения актового зала, трансляция объявлений и музыки в бассейне. Важным аспектом является учет требований людей с ограниченными возможностями по слуху. В помещениях и общих зонах, в которых предполагается присутствие людей с ограничениями по слуху, необходимо использовать специализированные звуковые решения для слабослышащих. Специальные усилители позволяют передавать звуковые сообщения посредством ЭМ-поля, распознаваемого слуховыми аппаратами. Такие решения дают возможность воспроизводить звуковое поле более четко и комфортно. В то же время для качественного покрытия необходимо применять решения, позволяющие оборудовать помещения довольно большой площади. Основную актуальность такие системы приобретают в специализированных учебных заведениях для инвалидов по слуху. Поскольку современная система громкого оповещения в первую очередь предназначена для управления эвакуацией, важно правильно алгоритмизировать систему уже на стадии проектирования, обозначить приоритетность сигнала пожарной тревоги перед служебными и музыкальными трансляциями. Отдельные сообщения для персонала и не вызывающие панику сообщения для детей, поэтапная эвакуация с этажей либо даже из классов – все это позволяет более эффективно провести эвакуацию. Сегодня школа – тип учреждения, которое открыто с раннего утра до позднего вечера, после уроков продолжают работать кружки, группы продленного дня и различные факультативы. Персонала в вечерние часы может быть меньше, и в это время технические средства безопасности становятся еще важнее.

Критерии выбора громкоговорителей
От функционала центрального оборудования перейдем к периферии. Какие выбрать громкоговорители? Как правильно сделать акустический расчет? С этими уже много раз разжеванными вопросами приходится вновь сталкиваться каждый день. Казалось бы, здесь все просто: для классов и коридоров применять потолочные или настенные громкоговорители. А что заложить для спортзала, где уровень фонового шума значительно выше? Традиционная расстановка громкоговорителей по периметру будет не так эффективна, как применение мощных потолочных громкоговорителей. Они выигрывают как по антивандальности, так и по более равномерному покрытию звуковым полем площади помещения. В школьном бассейне важно учесть устойчивость громкоговорителей к повышенной влажности и к воздействию хлора, а также весьма неблагоприятные акустические условия. Отражения от зеркала воды и зачастую облицованных кафелем поверхностей могут существенно ухудшить разборчивость речевого сигнала. Для таких помещений решением может быть также применение потолочных громкоговорителей, достаточно мощных, чтобы минимизировать их количество. Идеальный вариант, к которому стоит стремиться при проектировании, – один источник звука, направленный в уши адресата сообщения.

Больным вопросом является качественно проведенный акустический расчет. Помимо уровня звукового давления для систем речевого оповещения важны объективные методы оценки разборчивости речи STI (Speech Transmission Index) – индекс передачи речи; RASTI (Rapid Speech Transmission Index) – быстрый индекс передачи речи; SII (Speech Intelligibility Index) – индекс разборчивости речи и др. (в соответствии с IEC 268-16, ISO/TR-4870, ANSI S3.2, S3.5). Для оценки этих параметров уже не обойтись карандашом, калькулятором и полями газеты – необходимы специализированные программные комплексы, позволяющие произвести акустическое моделирование применительно к конкретному помещению и входным параметрам. Сегодня такие программы применяются все шире, серьезным стимулом для проектировщиков к их использованию становятся требования заказчика обосновать мощность заложенного в проект оборудования акустическим расчетом

Не стоит забывать о контроле линий громкоговорителей и линий связи. Сейчас для систем СОУЭ 3-го типа и выше существуют решения, позволяющие осуществлять контроль не только линий громкоговорителей, но и исправности катушки каждого громкоговорителя.

Пожарная сигнализация

Аналогично рассмотрим специфику пожарной сигнализации в школе.

Краеугольные камни системы АПС – достоверное обнаружение пожара, снижение ложных срабатываний и живучесть системы.

Массовое пребывание детей, которые могут непредсказуемо реагировать на экстремальные ситуации, предъявляет особые требования к скорости и достоверности обнаружения пожара. При этом важно снизить вероятность ложных срабатываний, дабы исключить случайный да и намеренный срыв занятий, государственных экзаменов. Применение адресно-аналоговых систем с полноценными кольцевыми топологиями и современных средств обнаружения позволяет эффективно решать эти задачи. В качестве примера можно привести зарубежный опыт, где использование распределенных ППКП прямо запрещено нормативами.

Ключевые аспекты проектирования
Стандартные задачи, решаемые при проектировании, – интеграция с системой СОУЭ, выдача сигнала на пульт 01 и управление противопожарной автоматикой. Многие школы уже оборудованы СКУД, разблокировка дверей и турникетов при пожаре обязательно должна быть реализована средствами пожарной автоматики. Часто возникает вопрос: каким образом осуществлять разблокировку дверей при пожаре? Одни проектировщики подают сигнал на контроллер СКУД, который автоматически открывает все подключенные к нему замки, другие полностью отдают этот функционал системе АПС, с помощью реле разрывая электропитание замков, без участия центрального оборудования СКУД. С точки зрения соответствия нормативам предпочтителен второй вариант, поскольку контроллер СКУД не сертифицирован на соответствие ФЗ-123, не является элементом пожарной автоматики, зачастую не соответствует требованиям пожарных норм по электропитанию, огнестойкости кабельных линий.

Выбор типов извещателей для школ обычно не вызывает особых вопросов, в классах и на этажах применяют точечные дымовые. В спортзалах, ввиду их специфики, иногда более целесообразна установка точечных извещателей, защищенных антивандальными решетками.


При выдаче сигналов на управление общеобменной вентиляцией и дымоудалением пристальное внимание стоит уделить контролю линий на обрыв и КЗ. Эти требования появились в нормативах уже довольно давно, тем не менее, вопрос контроля линий при проектировании поднимается изо дня в день и вызывает горячие споры. До сих пор в проектах применяют оборудование, где контроль линий либо полностью отсутствует, либо выполняется частично.

Вопросы интеграции
Интеграция с СОУЭ, которая еще совсем недавно выражалась в передаче одного-единственного сигнала на запуск со стороны АПС, сегодня становится нетривиальной задачей. Применение алгоритмов поэтапной эвакуации, увеличение числа зон оповещения резко увеличивают число сухих контактов при традиционных методах интеграции, помимо повышения расхода кабельной продукции и объемов пусконаладочных работ, что ведет к большей вероятности ошибочного монтажа и напрямую влияет на безопасность и на возможные материальные затраты на поиски неисправностей при сдаче объекта. Поэтому для такого рода систем предпочтительно использовать решения, поддерживающие интеграцию с СОУЭ посредством интерфейсного кабеля, а не на уровне релейной логики.

Снижение расходов на систему

Кроме ставок на внедрение инновационных разработок одним из серьезных трендов современных систем безопасности становится снижение стоимости владения – так называемой Operational Costs. Малая потребляемая мощность в дежурном режиме, наличие режима Stand by – все это не только снижает энергопотребление, о котором у нас традиционно мало кто задумывается, но и сокращает единовременные затраты на мощные ИБП. Существенно снижаются объемы технического обслуживания, позволяя уменьшить эксплуатационные расходы, что особенно актуально для общеобразовательных учреждений.

Необходимость современных технологий

При работе над проектом мы всегда находимся под давлением требований ТЗ, бюджета и нормативных требований. Но давайте зададимся вопросом: почему мы каждый день в обиходе пользуемся устройствами, функционала и возможностей коммуникации которых 20 лет назад никто и не предполагал, а безопасность наших детей в большинстве своем обеспечивается оборудованием, построенным на принципах 30-летней давности? Наиболее распространенным ответом будут слова о надежности, простоте и дешевизне. Но технический прогресс и непрерывное усложнение инженерных систем уже не могут довольствоваться тем функционалом, который был нормой десятилетие назад, поэтому тренд на интеллектуальные и сетевые решения будет сохраняться в ближайшие годы, и нам следует в полной мере научиться использовать все преимущества технологий и минимизировать их недостатки.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2015
Посещений: 13612

  Автор

Иван Грошев

Иван Грошев

Менеджер по развитию бизнеса ООО "Роберт Бош"

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций