Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Противопожарное прикрытие объектов и населенных пунктов в Тюменской области – на 100%!

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Противопожарное прикрытие объектов и населенных пунктов в Тюменской области – на 100%!

Ни для кого не секрет, что в современном экономическом укладе общества пожарная безопасность не будет развиваться обособленным кластером по независимому пути. Безусловно, защита населения и материальных ценностей от пожаров в отдельно взятом регионе полностью подчинена векторам и принципам перспективного моделирования социально-экономической политики региона. На примере Тюменской области (без учета автономных округов) я попробую привести доказательства такой взаимосвязи
Юрий Алехин
Начальник Главного управления МЧС России
по Тюменской области, генерал-майор внутренней службы

За последние 15 лет количество пожаров в Тюменской области снизилось на 29,7% (с 2618 до 1840 пожаров), на 35% – количество погибших людей на этих пожарах (с 251 до 163 человек) и на 36% – количество людей, получивших травмы (с 169 до 108 человек). На 28% снизилось и количество пожаров в жилом секторе, который нами признается самым "горимым" среди всех объектов. На целых 42% снизилось количество случаев, когда пожары возникали по причине неосторожного обращения с огнем.

Эти данные позволяют оценить позитивную тенденцию общего состояния защищенности граждан и имущества от пожаров в Тюменской области.

Пожарная безопасность объектов социальной сферы

Возьмем для оценки пожарной безопасности региона один из самых прозрачных показателей – это состояние пожарной безопасности объектов социальной сферы.

С одной стороны, противопожарная защищенность таких объектов полностью подконтрольна государству, то есть все риски являются управляемыми. Это обусловлено хозяйственно-правовым статусом объектов.

С другой стороны, уровень их противопожарной защиты напрямую зависит от объемов и регулярности финансирования бюджетами различных уровней (федеральный, субъектовый, муниципальный).

Что мы понимаем под объектами социальной сферы?

Это учреждения и организации отрасли "социальная политика", образовательные учреждения и объекты системы здравоохранения. Всего на территории нашей области таких объектов располагается порядка одной тысячи, из которых:

  • 88% – образовательные учреждения;
  • 11% – объекты с круглосуточным пребыванием людей;
  • менее 1% – 36 объектов с постоянным круглосуточным проживанием (пребыванием) людей, в том числе маломобильных групп населения.

Серьезный объем работы по приведению в пожаробезопасное состояние объектов данной категории организован и проводился с 2009 г. (в соответствии с поручением президента РФ от 13 ноября 2009 г. № Пр-3021 по комплексной безопасности организаций социального обслуживания, в которых проживают дети, инвалиды и престарелые граждане).

Финансирование мероприятий по обеспечению противопожарной защиты учреждений социальной сферы осуществлялось в том числе в рамках выполнения федеральных целевых программ "Пожарная безопасность в Российской Федерации" на период сначала до 2012 г., затем до 2017 г.

В целом за прошедшие восемь лет на реализацию выполнения противопожарных мероприятий на объектах социальной сферы израсходовано более 1,5 млрд рублей.

В результате проделанной работы удалось решить особо острый вопрос в части размещения маломобильных групп населения в зданиях с низкой пожарной устойчивостью (то есть деревянные конструкции). Так, после ликвидации нескольких учреждений и переселения постояльцев и воспитанников в другие специализированные центры на территории субъекта в основном остались объекты I и II степени огнестойкости, объекты с низкой пожарной устойчивостью отсутствуют.

Расширение пожарных подразделений

Прогрессивными темпами решался вопрос по объектам, расположенным за пределами нормативного радиуса выезда подразделений – до 70 км. Создано 37 отдельных пожарных постов для охраны объектов социальной сферы и населенных пунктов, в том числе дислоцирующихся непосредственно на территориях самих объектов. Десяти отдельным постам добавлена численность пожарных. А в некоторых социальных объектах созданы добровольные пожарные команды с собственной выездной пожарной техникой. В результате удаленность от учреждений до ближайших подразделений пожарной охраны составляет от 0,1 до 17 км, время прибытия – от 1 до 18 минут, то есть все объекты находятся во временных рамках выезда подразделений, прикрытие составляет 100%.

Проделанная работа, достаточное и своевременное финансирование позволили исключить на всех таких объектах нарушения требований пожарной безопасности капитального характера.

При этом и противопожарный режим на данных объектах постоянно поддерживался в тонусе. На регулярной основе проводятся совместные тренировки по эвакуации людей, инструктивные занятия с персоналом, в том числе с учетом протекания в течение календарного года сезонных рисков.

Итогом всему вышеперечисленному служит благоприятная картина противопожарной защищенности объектов социальной сферы Тюменской области.

Теперь перейдем к насущному и перспективному.

Применение средств обнаружения пожара

Имея позитивный опыт в достижении достаточного уровня пожарной безопасности в контролируемой среде, мы пытаемся завести зарекомендовавшие себя принципы управления в плоскость неконтролируемых рисков.

В нашем регионе внедряются в практику применения для защиты жилых помещений граждан – автономные дымовые пожарные извещатели.

Техническая обоснованность использования автономных пожарных извещателей продиктована жизненными случаями, тонкой гранью отделенными от трагичных последствий.

Как мы все знаем, действующие требования по пожарной безопасности не обязывают граждан оборудовать свое жилье (ИЖС) автономными пожарными извещателями. Поэтому, с одной стороны, мы проводим широкомасштабную информационную работу о полезности применения таких устройств.

С другой стороны, что касается отдельных категорий семей, зачастую не имеющих возможность позволить себе потратить на извещатель даже около 500 рублей, то заботу по оборудованию хотя бы одним таким извещателем на семью мы предлагаем возложить на государственные органы.

Установка автономных пожарных извещателей в жилом секторе

После предварительных конструктивных консультаций на одном из рабочих совещаний губернатор Тюменской области Владимир Якушев дал поручение всем заинтересованным профильным ведомствам системы профилактики, а также органам местного самоуправления оказать содействие многодетным, малоимущим семьям, семьям "групп особого внимания", проживающим в частном индивидуальном жилом секторе (состоящим на учете в банке данных "группы особого внимания"), в установке автономных пожарных извещателей.

Поручение было дано в начале 2016 г., а к середине 2017 г. уже 6170 автономных пожарных извещателей благополучно выполняли свои технические функции по местам проживания специально отобранных семей. Финансирование покупки извещателей осуществлялось из местных бюджетов муниципальных образований, а также спонсорской помощи благотворительных организаций.

В целом описывать каждый аспект принимаемых и реализуемых мер можно очень долго. Я же позволю себе сразу резюмировать кратким, но весьма емким результатом проделанной работы: с 2016 г. в семи случаях о возникшем пожаре люди узнали от сработавшего автономного извещателя. Благодаря этому из "огненного капкана" целыми и невредимыми самостоятельно спаслось 24 человека, в том числе 15 детей.

Технические мероприятия и совершенствование методов контроля

Начнем с того, что при решении задач, направленных на обеспечение пожарной безопасности в Тюменской области, учитывались положения федеральной целевой программы финансирования "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 г.".

В рамках этой программы при поддержке Правительства Тюменской области были разработаны и внедрены технические и организационные мероприятия по эффективному формированию инфраструктуры добровольной пожарной охраны, культуры пожаробезопасного поведения населения, внедрены новые современные образцы специальной пожарной техники, пожарно-технического вооружения и средств тушения пожаров, средства мониторинга, экипировки и снаряжения пожарных и многое другое.

Кроме того, успешно реализованы мероприятия по оснащению современными образцами пожарной автоматики учреждений здравоохранения, образования, социальной сферы и иных социально значимых объектов с массовым пребыванием людей.

Данные мероприятия позволили в кратчайшие сроки реализовать требования Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, в том числе предусматривающие дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия человека.

Не стоит оставлять в стороне и совершенствование методов контроля. Разрабатываются и внедряются в практику надзорных органов новые инструментальные методы контроля за состоянием систем противопожарной защиты, включая экспресс-методы оценки качества огнезащитных покрытий, методы идентификации строительных и отделочных материалов, методы измерений параметров систем противодымной защиты.

Данную задачу с успехом помогает решать наша испытательная пожарная лаборатория, к слову, аккредитованная в качестве испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации.

Пожелания к производителям и поставщикам продукции

Необходимо отметить, что производство пожарно-технической продукции, наряду с выполнением работ и оказанием услуг в области пожарной безопасности, вносит существенный вклад в устойчивое функционирование системы обеспечения пожарной безопасности, поскольку применение средств пожарной автоматики является одним из наиболее эффективных методов предотвращения пожаров и убытков от них.

Каждый год на рынке появляются новейшие перспективные образцы средств пожарной автоматики, которые позволяют более эффективно решать возложенные на них задачи. Естественно, это порождает необходимость в повышении квалификации лиц, выполняющих работы и оказывающих услуги в области пожарной безопасности.

Однако нередки случаи, когда недобросовестные организации (индивидуальные предприниматели) пренебрегают данными требованиями, вследствие чего осуществляют работы на низком профессиональном уровне. Это создает предпосылки для угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей и материального ущерба в случае возникновения пожара.

В этой связи, пользуясь случаем, хочется обратить особое внимание производителей пожарно-технической продукции и руководителей организаций (индивидуальных предпринимателей), выполняющих работы и оказывающих услуги в области пожарной безопасности, составляющих единую отрасль экономики, на необходимость более тесного взаимодействия между собой в части освоения новых перспективных образцов пожарно-технической продукции и повышения профессионального мастерства.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2018
Посещений: 1314


  Автор
Юрий Алехин

Юрий Алехин

Начальник Главного управления МЧС России
по Тюменской области, генерал-майор внутренней службы

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций