Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Технические системы безопасности, состояние дел в нормотворчестве, текущие проекты и ближайшие планы

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Технические системы безопасности, состояние дел в нормотворчестве, текущие проекты и ближайшие планы

Не берусь давать однозначную оценку ситуации, сложившейся с принятием Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ и переходом на техническое регулирование через технические регламенты. Считаю, что при восстановлении собственного производства после многих лет упадка неизбежно должны были возникнуть болезненные моменты
Сергей Калашников
Технический директор компании "СТАЛТ", к.т.н., с.н.с.,
эксперт по стандартизации, полномочный представитель в
ТК 001, ТК 142, ТК 274, председатель подкомитета ПК 4/ТК001
"Услуги в области аварийной сигнализации, систем
противопожарной защиты, систем оповещения"

C 2002 г.далеко шагнул мировой уровень развития техники и технологий, и прежние нормативные документы должны были быть кардинально пересмотрены. Вопрос не в форме разрабатываемых и принимаемых документов, а в их содержании, которое больше всего зависит от организации этой работы. Но даже опытные специалисты-практики, имеющие огромный стаж, в большинстве своем сидят и ждут, что кто-то это для них сделает. Как раньше, больше не будет, кроме них самих, разрабатывать новые стандарты некому. Государственных отраслевых (ведомственных) институтов-монстров (монстров в хорошем смысле) уже нет. Некоторые государственные структуры иногда еще пытаются разрабатывать документы по стандартизации, но если делают это по каким-то причинам келейно, то получается не очень хорошо. Разработку новых документов по стандартизации экономика ждет от профессиональных сообществ, от этих самых опытных специалистов-практиков. Это положительно зарекомендовавший себя мировой опыт.

Поддежка Росстандарта

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) для этого делает все от него зависящее. Создана правовая база, сформированы и продолжают формироваться технические комитеты по стандартизации. Разрабатываемые стандарты оперативно утверждаются и размещаются в Федеральном информационном фонде регламентов и стандартов. Дело только за инициативой самого профессионального сообщества. Но зачастую инициатива заканчивается после "проталкивания" необходимого инициатору стандарта. В такой ситуации работа не получается системной, разрабатываются разрозненные нормативные документы, которые часто не просто не стыкуются между собой, а серьезно противоречат друг другу. Понимая это, Росстандарт поддерживает целевые программы и пропагандирует "пакетный" принцип в разработке документов по стандартизации. К формированию пакетов возможны различные подходы: пакет стандартов для определенного типа объектов, пакет стандартов "под конкретный технический регламент", пакет стандартов на полный жизненный цикл объекта.

Основополагающий стандарт

Последний подход принял для себя четвертый подкомитет ПК 4 "Услуги в области аварийной сигнализации, систем противопожарной защиты, систем оповещения" сравнительно нового технического комитета по стандартизации ТК 001 "Производственные услуги". Нами составлена и реализуется программа разработки национальных стандартов, регламентирующих оказание услуг на полный жизненный цикл систем безопасности. Первый из пакета стандартов – ГОСТ Р 56936–2016 "Производственные услуги. Системы безопасности технические. Этапы жизненного цикла систем. Общие требования" – уже утвержден приказом Росстандарта от 31.05.2016 г. № 448-ст со сроком введения в действие с 01.01.2017 г. В данном документе нет нового, но он четко разделяет все работы на последовательные этапы и узаконивает их границы для последующей стандартизации требований к выполнению каждого из этапов.

Задание на проектирование

Следующей является разработка проекта стандарта ГОСТ Р "Производственные услуги. Системы безопасности технические. Задание на проектирование. Общие требования". Ссылки на документ "Задание на проектирование" содержатся в целом ряде нормативных правовых актов строительной сферы. Содержание задания на проектирование в значительной степени определяет все процессы не только проектирования, но и строительства и эксплуатации не только технических систем безопасности, но зачастую и объекта в целом. Ранее действовавшие документы отражали лишь отдельные аспекты данной работы, в полной мере не соответствовали действующим положениям и Градостроительного кодекса, и постановления Правительства от 16.02.2008 г. № 87, и другим правовым документам в строительной сфере и в области обеспечения безопасности. До настоящего времени не существует единого документа уровня национального стандарта, определяющего содержание, структуру, порядок разработки и утверждения задания на проектирование систем. Таким образом, принятие стандарта позволит заполнить существующий нормативный пробел. Разработка проекта стандарта началась еще в 2014 г., но в начале 2015 г. был опубликован проект изменений и дополнений в постановление Правительства от 16.02.2008 г. № 87. Изменения предполагались существенные, и работа над проектом стандарта "Задание на проектирование" несколько приостановилась (до фактического внесения изменений). К работе над проектом стандарта, кроме непосредственно членов ТК 001, мы старались привлечь широкий круг заинтересованных лиц: и из числа подведомственных Минстрою организаций, и из профессионального сообщества "Национальный союз проектировщиков и изыскателей"(НОПРИЗ), и из надзорных органов, и специалистов-практиков. В итоге первая редакция проекта национального стандарта ГОСТ Р "Производственные услуги. Системы безопасности технические. Задание на проектирование. Общие требования" была разработана и представлена на публичное обсуждение, которое продолжалось по 29.09.2016 г. По результатам публичного обсуждения сформирована окончательная редакция документа, которая вынесена на голосование членов ТК 001. Уже в ходе работы над указанными выше стандартами начаты первые проработки следующего стандарта, который будет посвящен требованиям к выполнению работ по проектированию. Затем приступим к стандартам по монтажу, наладке, испытаниям, вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, ремонту, демонтажу и утилизации технических систем безопасности.

Обслуживание и ремонт систем противопожарной защиты ПБУ и МСП

Особняком стоит работа над проектом стандарта по техническому обслуживанию и ремонту систем автоматической противопожарной защиты плавучих буровых установок и морских стационарных платформ (ПБУ и МСП). Для этих объектов подробные требования практически ко всем предыдущим этапам жизненного цикла содержатся в документах Российского морского регистра судоходства (РМСР) и соответствующих, действующих и в нашей стране международных нормативных документах. А в отношении именно указанных работ было принято только общее для всех поднадзорных РМРС объектов циркулярное письмо MSC.1/Circ.1432 от 21.05.2012 г. с рекомендациями (без учета специфики БПУ и МСП), предполагающее разработку более конкретных документов по стандартизации. Работа ведется по согласованию с РМРС. Члены нашего технического комитета по стандартизации приглашают к сотрудничеству всех заинтересованных специалистов.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2017
Посещений: 4585

  Автор

Сергей Калашников

Сергей Калашников

Технический директор компании "СТАЛТ", к.т.н., с.н.с.,
эксперт по стандартизации, полномочный представитель в
ТК 001, ТК 142, ТК 274, председатель подкомитета ПК 4/ТК001
"Услуги в области аварийной сигнализации, систем
противопожарной защиты, систем оповещения"

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций