Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Технический мониторинг на объектах с массовым пребыванием граждан

Технический мониторинг на объектах с массовым пребыванием граждан

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Технический мониторинг на объектах с массовым пребыванием граждан

Трагедия в Кемерово, к сожалению, была не первой в череде пожаров на объектах с массовым пребыванием людей, но именно она показала, что мы имеем дело с системными просчетами в организации пожарной безопасности. Почему пожарная сигнализация, системы оповещения, пожаротушения и дымоудаления – все противопожарное оборудование в сгоревшем торговом центре "Зимняя вишня" – не работали? Почему система оповещения о пожаре контролируется некой частной фирмой? Почему жизнь и безопасность тысяч людей находятся в руках какого-то случайного ЧОПовца? Разве не МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции надзора и контроля в области обеспечения пожарной безопасности?
Виктор Кривошонок
Председатель Совета СРО Союз организаций
"Автоматизированные системы безопасности",
генерал-майор внутренней службы в отставке, к.т.н.

В первую очередь необходимо разобраться, какой спектр операций должен входить в обязанности организации, оказывающей услуги по техническому обслуживанию средств автоматической противопожарной защиты, и с какой периодичностью эти работы должны осуществляться. А далее попробуем выяснить, какими функциями и полномочиями обладают контрольно-надзорные органы, если оказываемые специализированными организациями услуги не соответствуют нормативно-правовым требованиям в области пожарной безопасности.

Контроль исправности и технического состояния систем обязателен

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию. То есть техническое обслуживание средств противопожарной защиты вправе осуществлять только организации, имеющие лицензию на данный вид деятельности.

Лицензионные требования

Лицензионные требования и условия для вышеуказанной деятельности определены в Положении о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225.

Подпунктом "д" п. 4 Положения № 1225 предусмотрено, что к лицензионным требованиям относится, в частности, выполнение лицензиатом при осуществлении лицензированной деятельности требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Договор возмездного оказания услуг

Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

В соответствии с п. 1 ст. 779 гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Исходя из положений ст. 309, 721, 783 гражданского кодекса Российской Федерации, качество и объем услуг должны соответствовать условиям договора, а также иным обязательным требованиям к качеству и безопасности, предусмотренным для услуг данного рода законодательством Российской Федерации, иными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, отвечать требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм, ведомственных приказов и других нормативных актов.

Цель технического обслуживания

Согласно гОСТ 18322–2016 "Система технического обслуживания и ремонта техники" техническое обслуживание – это комплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию работоспособности или исправности объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Следовательно, целью и смыслом технического обслуживания является то, что средства автоматической противопожарной защиты, установленные на объекте защиты, должны находиться в работоспособном состоянии, которое должна обеспечить специализированная организация, заключившая договор с руководителем объекта защиты.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКвЭд) ОК 029–2014 (КдеС Ред. 2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 г. № 14-ст:

  • мониторинг или удаленный контроль электронных систем сигнализации безопасности, например, охранной и пожарной сигнализации, включая их установку и обслуживание, относится к деятельности систем обеспечения безопасности (код 80.20);
  • установка систем безопасности, таких как охранная и противопожарная сигнализация, без последующего контроля за ними, относится к работам строительным специализированным (код 43.21).

Из этого последовательно вытекает обязанность исполнителя услуг по техническому обслуживанию средств пожарной автоматики круглосуточно отслеживать техническую информацию, поступающую с объекта о состоянии обслуживаемых технических средств (мониторинг или удаленный контроль).

Таким образом, техническое обслуживание – это комплекс мероприятий по поддержанию работоспособности и исправности объектового оборудования в процессе технической эксплуатации, включая круглосуточный контроль исправности и технического состояния средств противопожарной защиты на объекте защиты, выявление технических проблем и сокращение количества несанкционированных и ложных сигналов о пожарах (см. судебные акты по делам № А57-1796/2016, № А38-2701/2018, № А57-7459/2018, № А50-6631/2017 и т.д.).

Технические средства удаленного контроля

ГОСТ Р 53325–2012 "национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний" (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2012 № 1028-ст), вступивший в силу с 01.01.2014, определяет общие технические требования к системе передачи извещений о пожарах (СПи).

Требования к СПИ

В соответствии с разделом 9 гОСТ Р 53325–2012 система передачи извещений о пожаре (СПИ) – это совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения или в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, извещений о пожаре на охраняемом объекте (ах), служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления.


Согласно п. 9.2.2. гост р 53325–2012, система передачи извещений о пожарах (СПИ) должна обеспечивать передачу от прибора оконечного объектового (ППО) на прибор приемный оконечный (ППО) по линии/линиям связи тревожных извещений о пожаре, неисправностях, регистрируемых прибором приемным контрольным пожарным (ППКП) и иными средствами пожарной автоматики объекта, взаимодействующими с ППО. Кроме того, через СПИ передаются сообщения о неисправности линий связи между оборудованием объекта и ППО и автоматическом контроле исправности линий связи между ППО, ретранслятором (РТР) и ППО и происходит отображение информации о нарушении связи на ППО и ППО посредством световой индикации и звуковой сигнализации за время, указанное в тд на СПИ конкретных типов, но не более 1800 с.

Положения Межгосударственного стандарта

Межгосударственный стандарт гост 31817.1.1–2012 (IEC 60839-1-1:1988), принятый межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 15 ноября 2012 г. № 42) и действующий на территории стран таможенного союза, в разделе 4 содержит следующие основополагающие понятия:

  • извещение о тревоге – извещение, формируемое стс (электрическая установка, предназначенная для обнаружения и сигнализации о наличии опасности в состоянии тревоги);
  • извещение о неисправности – извещение, формируемое стс о неисправном состоянии;
  • центр приема извещений о тревоге – обслуживаемый удаленный центр, в который поступает информация о состоянии одной или нескольких стс;
  • центр наблюдения – обслуживаемый удаленный центр, в котором осуществляют контроль за состоянием систем передачи извещений.

Таким образом, межгосударственный стандарт гост 31817.1.1–2012 (IEC 60839-1-1:1988) предусматривает необходимость передачи извещений о тревоге и неисправностях в различные центры.

Одновременно межгосударственный стандарт регламентирует, что:

  • система передачи извещений (сПи) является составной частью системы охранной или охранно-пожарной сигнализации;
  • текущий контроль работоспособности стс следует выполнять при условии минимального периода прерывания ее нормальной работы, установленного в стандартах государств на системы конкретного вида.

Подводя итог сказанному, техническое обслуживание средств автоматической противопожарной защиты предусматривает для исполнителя следующие обязательные требования:

  1. техническое обслуживание системы автоматической противопожарной защиты объекта, в состав которой неотъемлемой частью входят все средства пожарной автоматики;
  2. осуществление круглосуточного контроля за исправностью средств пожарной автоматики объекта, линий связи и источников питания через ПЦн мониторинговой организации.

Поскольку данную услугу может предоставить только организация, имеющая центр технического мониторинга (Цтм), то компания, заключившая договор на оказание услуг по техническому обслуживанию средств пожарной автоматики, обязана иметь либо собственный Цтм, либо заключенный договор с ЦТМ.

Только в этом случае специализированная организация способна обеспечить производство и качество всех работ в соответствии с нормами, стандартами и требованиями и правилами, действующими в области пожарной безопасности, а именно – поддерживать в работоспособном состоянии средства автоматической противопожарной защиты.

Собственники и владельцы объектов с массовым пребыванием людей не вправе приобретать услугу по техническому обслуживанию средств пожарной автоматики у организаций, не имеющих свой Цтм или договор с Цтм, а данные организации не вправе на платной основе оказывать услугу по техническому обслуживанию средств пожарной автоматики по договорам с объектами с массовым пребыванием людей, что подтверждается сложившейся судебной практикой (см. судебные акты по делам № а57-1796/2016, № а57-7459/2018, № а50-6631/2017 и т.д.).

Функции и полномочия МЧС России

Решение проблемы с обеспечением работоспособности средств пожарной автоматики на объектах с массовым пребыванием людей видится сегодня в первую очередь в обеспечении надлежащего контроля как за состоянием данных технических средств, так и за деятельностью лицензируемых организаций со стороны органов государственного пожарного надзора.

В соответствии с приказом МЧС России от 28.12.2009 № 743 "о принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях" ПАК "Стрелец-Мониторинг" принят на снабжение в системе МЧС России для оснащения подразделений МЧС России и иных видов подразделений пожарной охраны.

Согласно приложению 1 к приказу МЧС России от 28.12.2009 № 743 ПАК "Стрелец-Мониторинг" предназначен для выполнения следующих функций:

  • раннее обнаружение неисправностей аппаратуры пожарной сигнализации на объекте с целью своевременного принятия мер по их ликвидации;
  • прием информации с объектов одновременно в нескольких местах – в ПЧ (пожарная часть), в ЦППС (центральный пункт пожарной связи), ЦТМ (центр технического мониторинга) и ЦУС-01 (центральный узел связи "01");
  • автоматическая доставка извещений в ПЧ, в ЦППС, ЦТМ и ЦУС-01;
  • сохранение информации о пожарах и неисправностях в базе данных для оказания помощи при расследовании;
  • автоматическое получение статистики по состоянию противопожарной защиты на заданных объектах.

Доступ должностных лиц ГПН к технической информации

В силу части 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 "технический регламент о требованиях пожарной безопасности" обязательный вывод сигнала в автоматическом режиме на пульт ПаК "стрелец-мониторинг" предусмотрен только для зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2.

Таким образом, должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют не только техническую возможность, но и обязаны получать информацию о состоянии средств автоматической противопожарной защиты в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2.

Доступ к технической информации должностные лица органов государственного пожарного надзора могут получать через автоматизированное рабочее место, которое должно быть организовано в каждой инспекции.

В остальных случаях техническое состояние средств автоматической противопожарной защиты на объектах иных классов функциональной пожарной опасности должно контролироваться должностными лицами органов государственного пожарного надзора путем получения информации из Цтм организаций, осуществляющих техническое обслуживание средств пожарной автоматики. Порядок, в том числе периодичность предоставления информации о состоянии средств пожарной автоматики, должен устанавливаться МЧС России, которое в соответствии со своими задачами, функциями и полномочиями осуществляет надзор не только за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты, но и лицензионный контроль.

Привлечение правонарушителей к ответственности

В силу части 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, в том числе за нарушение требований Пб или лицензионных требований (если система неисправна, то обслуживающая организация не выполняет лицензионные требования), может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Перечень возможных поводов для возбуждения дела об административном правонарушении отражен в части 1 ст. 28.1. КоАП РФ.

Например, поводом к возбуждению дела является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Следовательно, получив информацию с объекта о неработоспособности средств автоматической противопожарной защиты и в случае неустранения специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание системы пожарной безопасности, неисправности в установленный срок, должностные лица органов ГПН МЧС России обязаны принимать меры по привлечению ее к административной ответственности по ст. 14.1 КоФП РФ.

Основные требования к услугам по техническому обслуживанию

В заключение назовем основные требования к услугам по техническому обслуживанию средств автоматической противопожарной защиты:

  • обеспечение надежной и бесперебойной работы оборудования;
  • круглосуточный удаленный контроль функционирования оборудования;
  • оперативное выявление аварий и их устранение;
  • оповещение заказчика о выявлении аварийных и нештатных ситуаций.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2019
Посещений: 379


  Автор
Виктор Кривошонок

Виктор Кривошонок

Генерал-майор внутренней службы в отставке, бывший первый заместитель начальника Северо-Западного регионального центра МЧС России (по ГПС), к.т.н.

Всего статей:  6

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций