Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Успешный опыт ликвидации пожаров и аварийных ситуаций при перевозке опасных грузов

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Успешный опыт ликвидации пожаров и аварийных ситуаций при перевозке опасных грузов

В системе железнодорожного транспорта создана и успешно функционирует система реагирования на пожары и чрезвычайные ситуации. Ее составной частью являются пожарные поезда ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта (ФГП ВО ЖДТ России), которые входят в перечень сил и средств постоянной готовности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС
Валерий Аксютин
Заместитель генерального директора ФГП
"Ведомственная охрана железнодорожного транспорта
Российской Федерации"

В рамках функционирования РСЧС в 2013 г. руководители, специалисты и пожарные подразделения ФГП ВО ЖДТ России приняли участие в межведомственных мероприятиях общероссийского и регионального уровня, направленных на обеспечение безопасности транспортного комплекса.

В марте 2013 г. боевые расчеты пожарных поездов филиалов предприятия на Горьковской, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской и Южно-Уральской железных дорогах участвовали в комплексных тренировках с пунктами управления Уральского и Приволжского региональных центров МЧС России. В апреле пожарные поезда были задействованы в крупномасштабных комплексных учениях по ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера, проведенных МЧС России по поручению Правительства Российской Федерации. В ходе учений отработаны 9 федеральных и 74 вспомогательных вводных о возникновении ЧС. Тематика вводных была приближена к возможным реальным ситуациям, а в некоторых субъектах соответствовала реально сложившейся обстановке. В учениях участвовали свыше 14 млн человек и более 100 тыс. единиц техники.

Мероприятия пожароопасного сезона

Как известно, подготовке к пожароопасному весенне-летнему сезону уделяется особое внимание и придается общегосударственное значение. В связи с этим в феврале 2013 г. мною на заседании Комиссии Минтранса России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности было доложено о реализации комплекса мероприятий по недопущению пожаров на объектах транспортного комплекса в этот период.

По решению Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, в рамках проверки готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону 2013 г. 64 пожарных поезда были проверены межведомственными комиссиями федерального уровня, а также комиссиями федеральных округов и субъектов Российской Федерации. Замечаний в наш адрес не поступило, все пожарные поезда были признаны готовыми к применению по назначению.


Одновременно по поручению Минтранса России наши специалисты в составе межведомственных комиссий участвовали в проверке готовности к тушению природных пожаров противопожарных сил субъектов Российской Федерации и подразделений транспортного комплекса.

В первом полугодии 2013 г. пожарные поезда привлекались на тушение пожаров 445 раз. В ходе тушения пожаров работники ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта спасли 49 человек и материальных ценностей на сумму более 2 млрд рублей.

Силами пожарных поездов ликвидированы 26 пожаров на стационарных объектах железнодорожного транспорта, 80 пожаров на железнодорожном подвижном составе, а также 92 пожара в полосе отвода железных дорог, распространение которых могло привести к сбоям в организованном движении поездов или к полному уничтожению огнем объектов отрасли.

Примеры тушения сложнейших пожаров

Приведу некоторые примеры наиболее сложных пожаров, в тушении которых принимали участие пожарные поезда.

1 января 2013 г.
На станции Мытищи-Северные Московской железной дороги при производстве маневровых работ столкнулись железнодорожная платформа, порожний крытый вагон и железнодорожная цистерна с 60 т бензина. Произошел взрыв, небо озарилось ярким светом.

В рамках своего функционального назначения пожарные поезда ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта в первом полугодии 2013 г. привлекались к ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы III–IV классов 182 раза, из них: с аварийно-химическими опасными веществами – 80 раз, с взрывчатыми веществами – 14 раз и к ликвидации прочих аварийных ситуаций – 88 раз.

В ходе ликвидации последствий аварийных ситуаций работники пожарных поездов 11 раз изолировали опасные грузы от воздействия кислорода воздуха и источников зажигания, 14 раз производили их нейтрализацию, 5 раз осаждали пары опасных грузов, 112 раз обеспечивали пожарную безопасность при ликвидации аварийных ситуаций и сопровождали опасные грузы, 41 раз осуществляли перекачку опасных грузов

Представьте, что все это случилось в 8 часов утра, в центре города с 200-тысячным населением, когда люди готовились отдыхать после встречи Нового года. На службу "01" обрушилось море звонков.

В результате столкновения в цистерне образовалась пробоина размером 25х30 см. Растекающийся из пробоины бензин воспламенился.

К месту пожара были оперативно направлены территориальные пожарные подразделения МЧС России и 4 пожарных поезда со станций Лосиноостровская, Люблино, Перово и Александров.


На момент прибытия на пожар первых территориальных пожарных подразделений МЧС России происходило открытое горение бензина на площади около 100 кв. м, создалась явная угроза распространения пожара на объекты инфраструктуры станции. Боевыми расчетами на охлаждение подвижного состава и на пути распространения огня были поданы лафетные и ручные водяные пожарные стволы.

Обстановка на пожаре начала стабилизироваться только после прибытия пожарного поезда со станции Лосиноостровская. На месте было сосредоточено необходимое количество пенообразователя для проведения пенной атаки. Работники пожарного поезда произвели боевое развертывание, подготовили к работе мощную установку комбинированного тушения пожара и ручной пенный пожарный ствол. По команде руководителя тушения пожара была произведена пенная атака. В результате проведения пенной атаки пожар был локализован в 9 ч 30 мин. и ликвидирован в 10 ч 00 мин.


Жители Мытищ могли спокойно отдыхать после бессонной новогодней ночи, а боевые расчеты пожарных поездов обеспечивали пожарную безопасность при проведении аварийно-восстановительных работ.

9 мая 2013 года
В 01 ч 50 мин., на станции Белая Калитва Северо-Ростовского региона Кавказской железной дороги произошел сход тепловоза 2ТЭ116 и 29 вагонов в составе грузового поезда № 2035. Всего грузовой поезд был сформирован из 69 вагонов.

Сошедшие вагоны получили значительные механические повреждения. Из-за нарушения герметичности сливо-наливных приборов из 8 железнодорожных цистерн разлилось и воспламенилось подсолнечное масло, произошел взрыв 2 цистерн с пропаном. В результате взрыва металлические фрагменты и конструкции вагонов и цистерн были разбросаны в радиусе 80 м, разрушены строительные конструкции гаражей и хозяйственных построек в 15–20 м от железнодорожных путей.

В соответствии с планом привлечения сил и средств территориального гарнизона пожарной охраны на тушение пожаров и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в тушении пожара были задействованы 12 боевых расчетов на пожарных автоцистернах Ростовского гарнизона пожарной охраны и 3 пожарных поезда со станций Лихая, Морозовская и Каменоломни.


В 4 ч 20 мин. на пожар прибыл пожарный поезд со станции Лихая. К этому времени происходило открытое горение сошедшего железнодорожного подвижного состава, разлившегося груза и хозяйственных построек на общей площади около 1500 кв. м, существовала явная угроза дальнейшего распространения пожара на железнодорожный подвижной состав, объекты инфраструктуры станции, а также жилой сектор.

По приказу руководителя тушения пожара боевой расчет пожарного поезда со станции Лихая произвел боевое развертывание, проложил к месту пожара две магистральные рукавные линии и подал на пути распространения пожара три ручных водяных пожарных ствола и один ручной пенный пожарный ствол.

Прибывший на пожар в 4 ч 36 мин. пожарный поезд со станции Морозовская в связи с образовавшимися при сходе подвижного состава большими завалами и нарушением железнодорожных путей, по решению руководителя тушения пожара, был остановлен на подъездных путях к станции Белая Калитва и находился в резерве.


Непосредственно к месту пожара пожарный поезд со станции Морозовская был подан в 5 ч 30 мин. По приказу руководителя тушения пожара работники пожарного поезда подали на тушение пожара ручной пенный пожарный ствол. В 5 ч 40 мин. руководитель тушения пожара объявил о его локализации. В 7 ч 15 мин. открытое горение в основном было ликвидировано.

Боевой расчет пожарного поезда со станции Морозовская обеспечивал пожарную безопасность при проведении аварийно-восстановительных работ и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в период 9–11 мая 2013 г. Работники пожарного поезда протушивали отдельные очаги пожара, возникавшие при проведении аварийно-восстановительных работ, охлаждали конструкции вагонов ручными пожарными стволами.

Примеры ликвидации аварий

Приведу некоторые примеры участия пожарных поездов в ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами.

15 марта 2013 года
На перегоне Кустаревка – Берестянки Московской железной дороги была обнаружена течь груза из нижнего сливного прибора железнодорожной цистерны, находившейся в составе грузового поезда.

Для ликвидации течи поезд был остановлен на станции Кустаревка. Поскольку в цистерне перевозилась взрывоопасная жидкость – ксилол, движение по станции было временно приостановлено.


Для ликвидации аварийной ситуации был направлен пожарный поезд со станции Сасово.

По прибытии на станцию Кустаревка работники пожарного поезда надели костюмы изолирующие химические, дыхательные аппараты со сжатым воздухом и подали воздушно-механическую пену для изоляции паров ксилола от кислорода воздуха. Затем затянули клапан нижнего сливного прибора цистерны и устранили течь ксилола.

10 января 2013 года
На станции Седельниково Свердловской железной дороги была обнаружена течь стирола из специальной емкости, находившейся на платформе. Работники железнодорожного транспорта отцепили платформу из состава грузового поезда и поставили в тупик.

Для ликвидации аварийной ситуации привлекался пожарный поезд со станции Каменск-Уральский. По прибытии к месту аварийной ситуации работники пожарного поезда обнаружили, что течь опасного груза происходила по сварному шву в нижней части емкости с интенсивностью 200 капель в минуту.

Звено газодымозащитников, сформированное из работников пожарного поезда, в противохимических костюмах провело нейтрализацию места разлива груза сорбентом. Площадь разлива составила 4 кв. м.

11 апреля 2013 года
На разъезде Силип Дальневосточной железной дороги была обнаружена течь конденсата природного газа через нижнее сливное устройство цистерны.

Для ликвидации аварийной ситуации был направлен пожарный поезд со станции Тында.

По прибытии к месту вызова работники пожарного поезда осадили пары разлившейся жидкости распыленной водой из ручного пожарного ствола.

Аварийная цистерна в сопровождении пожарного поезда под прикрытием 3 вагонов была отправлена для перекачки груза.

Развитие пожарных поездов

В настоящее время на сети железных дорог функционируют 307 пожарных поездов, из них 66 (21,5%) – специализированные пожарные поезда, которые наряду с тушением пожаров могут выполнять задачи по перекачке и (или) нейтрализации опасных грузов. Пожарные поезда многофункциональны, они аттестованы в установленном порядке на право ведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, имеют лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. В ходе аттестации около 7 тыс. работникам пожарных поездов присвоен статус спасателя.

Состав и значение пожарных поездов
Пожарные поезда в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 № 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" отнесены к силам постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а приказом Минтранса России от 21.01.2009 № 12 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте РСЧС" – к силам и средствам функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте РСЧС, созданной Росжелдором. В соответствии с приказом МЧС России от 05.05.2008 № 240 пожарные поезда включены в состав сил и средств местных и территориальных гарнизонов пожарной охраны.

Техническое состояние подвижного состава пожарных поездов является одним из самых важных показателей их боеготовности.

В составе пожарных поездов эксплуатируется 1223 единицы железнодорожного подвижного состава. Железнодорожный подвижной состав пожарных поездов находится на балансе ОАО "РЖД" и в соответствии с уставом компании его производство, текущее содержание и эксплуатация отнесены к задачам ОАО "РЖД". Порядок содержания и эксплуатации подвижного состава пожарных поездов регламентирован положением "Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО "РЖД".

Обновление и модернизация подвижного состава
В начале 2000-х гг. особенно остро встала проблема обновления подвижного состава пожарных поездов в связи с истечением сроков его эксплуатации.

В 2004–2005 гг. переоборудование железнодорожного подвижного состава для пожарных поездов осуществлялось на основании телеграмм ОАО "РЖД" и план-заданий на выделение и ремонт подвижного состава для пожарных поездов. С 2006 по 2009 г. обновление подвижного состава пожарных поездов, выработавшего нормативные сроки эксплуатации, проводилось в рамках среднесрочной инвестиционной программы ОАО "РЖД" по проекту "Модернизация (переоборудование) подвижного состава пожарных поездов".

С 2009 г. по настоящее время организована и проводится работа по продлению сроков эксплуатации железнодорожного подвижного состава пожарных поездов, выслужившего установленные сроки. За этот период установлен новый назначенный срок службы 239 вагон-насосным станциям на базе пассажирских вагонов, 14 вагон-насосным станциям на базе рефсекций, 326 цистернам-водохранилищам, 27 вагон-перекачивающим станциям и 12 вагонам (платформам) под нейтрализующие материалы, что позволило несколько снизить напряженность с состоянием железнодорожного подвижного состава пожарных поездов.

В 2009 г. ОАО "РЖД" было принято решение о разработке конструкторской документации железнодорожного подвижного состава для нового пожарного поезда с учетом внедрения современных технологий, направленных на расширение возможностей по спасанию людей, тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

В 2010 г. ОАО "РЖД" утвержден инвестиционный проект "Пожарная безопасность", которым предусмотрено выделение средств для постройки нового железнодорожного подвижного состава для пожарных поездов.

За период с 2011 по июнь 2013 г. в рамках инвестиционного проекта "Пожарная безопасность" построены и введены в боевой расчет 22 вагон-насосные станции и 44 цистерны-водохранилища.

В соответствии с графиком обновления железнодорожного подвижного состава пожарных поездов на период до 2020 г., утвержденным старшим вице-президентом ОАО "РЖД" Валентином Гапановичем, планируется построить 213 вагон-насосных станций и 426 цистерн-водохранилищ.

Защита олимпийских объектов Сочи
29 августа 2011 г. состоялась презентация нового пожарного поезда президенту ОАО "РЖД" Владимиру Якунину, заместителю министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александру Чуприяну, заместителю руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимиру Чепцу и другим заинтересованным лицам.

Данный пожарный поезд введен в боевой расчет и дислоцируется на станции Адлер Северо-Кавказской железной дороги. В целях защиты олимпийских объектов Сочи в состав пожарного поезда дополнительно включена специальная платформа для тушения пожаров в железнодорожных тоннелях. На данной платформе размещены: контейнер с насосной установкой с подачей 200 л/с, запас пенообразователя 10 т, 2 км пожарных напорных рукавов, установки комбинированного пожаротушения, а также радиоуправляемый пожарный робот.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2014
Посещений: 10038

  Автор

Аксютин В. П.

Аксютин В. П.

Заместитель генерального директора ФГП по пожарному надзору на железнодорожном транспорте

Всего статей:  4

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций