Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Защита объектов культуры. Музеи, библиотеки, памятники архитектуры

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Защита объектов культуры
Музеи, библиотеки, памятники архитектуры

В двух предыдущих номерах журнала мы охватили вниманием особенности обеспечения пожарной безопасности центров обработки данных и помещений фондохранилищ музеев, библиотечных фондов и архивов. Рассмотрим теперь различные аспекты обеспечения противопожарной защиты таких объектов, как музеи, библиотеки и памятники архитектуры. В чем особенность музеев как объектов противопожарной защиты – проиллюстрируем на примере Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки
Н.В. Хазова
Генеральный директор ООО "Пожтехника"

Сегодня Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки – это не только уникальное хранилище памятников музыкальной культуры, не имеющее аналогов в мире, но и научно-исследовательское и просветительское учреждение. В начале 1995 г. указом Президента Российской Федерации музей был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Фонд музея – около миллиона единиц хранения – включает в себя музыкальные инструменты разных народов мира, личные документы музыкантов, звукозаписи, редкие книги и ноты, а также изобразительные материалы: театрально-декорационную живопись и графику, скульптурные портреты музыкантов, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, графику, фотографии. Значительное место занимают работы таких мастеров театральной живописи, как Н.К. Рерих, К.А. Коровин, Ф.Ф. Федоровский, А.Ф. Лушин, В.Ф. Рын-дин, Б.А. Мессерер, В.Я. Левенталь (по информации с сайта www.glinka.museum).

В чем особенность музеев

Музей, его картинные галереи, библиотека, архив относятся к особо ценным объектам национального культурного наследия со специфическими требованиями к защищенности коллекций от возгораний. Средства пожаротушения для них должны подбираться дифференцированно, с учетом:

  • состава коллекций и степени горючести их материалов;
  • конструктивных   особенностей  зданий   и характера территорий;
  • прогнозов возможной обстановки в результате пожара;
  • условий посещения и режима функционирования конкретного объекта.

Риски для музеев

К основным причинам возгорания в музеях можно отнести человеческий фактор, неисправность в проводке, проведение ремонтных работ без соблюдения правил безопасности, вандализм и террористическая угроза.

Более 80% музейных коллекций и библиотечных фондов хранится в запасниках музея им. М.И. Глинки. Превалирующую их часть (более 90%) составляют органические материалы: бумага, кожа, ткани, связующие масляной и темперной живописи, дерево и .п., склонные к тлению и горению внутри объема без доступа воздуха как целлюлозные.

С химической точки зрения процесс сгорания входит в обширную группу реакций окисления: горючий материал + кислород = продукты сгорания + тепло. При этом содержащийся в органическом материале компонент – целлюлоза, в состав которой входит большое количество кислорода, связанного с углеродом – окисляется с выделением большого количества тепла.

Задача автоматических установок пожаротушения (АУП) – локализовать очаг пожара, не допустить развития процесса горения материала на соседние площади и предметы. При ложных тревогах существует угроза попадания ржавчины и пыли при срабатывании сприн-клерных и и газовых систем.

Многие музеи владеют старыми установками АУП, требующими переосвидетельствования. Работники музеев зачастую сталкиваются с невозможностью восстановления систем и с поиском источников финансирования для закупки современных АУП.

Требования к защите

При выборе типа АУП следует учитывать:

  • категорию помещений по пожарной опасности;
  • физико-химические свойства защищаемых предметов на объекте;
  • физико-химические и огнетушащие свойства огнетушащих веществ (ОТВ), возможности и условия их применения;
  • конструктивные и объемно-планировочные характеристики защищаемых помещений;
  • стоимость обращающихся на объекте материальных ценностей;
  • особенности использования объекта, его посещения, использования хранимых предметов и т.п., то есть в данном случае – музейной технологии.

При выборе учитывают также капитальные вложения и текущие затраты на АУП.

Задачи систем пожаротушения

Установками АУП, предназначенными для защиты объектов музея, согласно требованиям НПБ 110–03, должны быть оборудованы фондохранилища музейных коллекций, книгохранилища, архивы и смежные с ними помещения. Защита экспозиционных и выставочных залов не требуется.

Необходимым условием применения АУП является срабатывание на начальной стадии пожара – при появлении первого, невидимого дыма.

АУП должны обеспечивать безопасность людей в защищаемом помещении и решать также одну из следующих задач:

  • минимизация ущерба музейным предметам, коллекциям и другим материальным ценностям при тушении пожара;
  • сохранение целостности музейного оборудования, ограждающих конструкций защищаемого помещения и предотвращение распространения пожара за его пределы.

Как выбирать систему пожаротушения

Современные здания музеев, относимые к памятникам архитектуры различных периодов, представляют собой сложную систему, в составе которой инженерные системы безопасности и жизнеобеспечения, поддержания комфортных условий, энерго- и ресурсообеспечения взаимодействуют между собой и со средой в условиях внешних и внутренних опасных факторов техногенного, природного и антропогенного характера.

Среди подобных факторов необходимо в первую очередь учитывать:

  • возможное пребывание в посетительских зонах лиц с ограниченными возможностями, пожилых людей, детей;
  • любую опасную ситуацию, возникающую в посетительских зонах из-за угрозы поджога (с целью кражи был произведен в экспозиционных залах Львовской картинной галереи); акта вандализма (после случая с "Данаей" в Государственном Эрмитаже залы оборудовали мобильными огнетушителями с дальнонаправленной струей для локализации пожаров и злоумышленников);
  • возможность возникновения и незаметного развития сильного пожара в фондохранилищах, помещениях служебной и технологической зон из-за потенциальных неисправностей инженерного оборудования, отсутствия необходимых и достаточных противопожарных мероприятий, а также по другим причинам;
  • воспламенение легковоспламеняемых и летучих жидкостей в реставрационной зоне.

Зарубежный опыт

Невозможно представить себе современные объекты музея мирового значения, спроектированные, построенные и эксплуатируемые без учета международных норм. К их минимальному перечню, который должен использоваться при реконструкции и строительстве, относятся нормы Международной организации по стандартизации (ИСО) – ИСО ТК 92 "Пожарная безопасность", для выбора и применения технологий пожаротушения – ИСО ТК 21 "Оборудование для защиты от пожара и тушения пожара". Отмечается (Руководство ИСО МЭК 51:1990. Аспекты безопасности. Руководящие указания): "Функциональная безопасность системы не может быть определена без ее рассмотрения как единого целого со средой, с которой она взаимодействует". Это положение ИСО является ключевым при решении задач безопасного сохранения музейных коллекций, интерьеров, конструкций сооружений и музейного оборудования. Ассоциация противопожарной защиты разработала стандарт NFPA 909, в котором подчеркивается необходимость оборудования музеев, библиотек, архивов, читальных и компьютерных залов газами и спринклерными автоматическими установками пожаротушения тонкораспыленной водой (ТРВ).

Тенденция развития пожаротушения направлена на использование установок с ТРВ и "чистым газом", которые безопасны для человека и окружающей среды, а также обладают высокой эффективностью подавления пожара, не нанося при этом даже минимального ущерба защищаемому объекту.

 

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2011
Посещений: 10169

  Автор

Хазова Н. В.

Хазова Н. В.

Редактор рубрики "Пожаротушение"

Всего статей:  44

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций