Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Жизнь без пожаров: новый ФЗ № 123

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Жизнь без пожаров: новый ФЗ № 123

12 июля 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В соответствии с новой редакцией ФЗ № 123 были ужесточены требования к обеспечению пожарной безопасности социальных объектов
Максим
Синещук
Начальник группы автоматизированных систем управления отдела связи, оповещения и автоматизированных систем управления Северо-Западного регионального центра МЧС России
Александр Филиппов
Старший преподаватель кафедры пожарной безопасности зданий и автоматизированных систем пожаротушения Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России

Ключевые изменения в Федеральном законе №123-Ф3(рис. 1):

  1. Введение обязательного требования по оснащению системами пожарного мониторинга социальных объектов.
  2. Ужесточение требований кживучести и электромагнитной устойчивости объектовых систем противопожарной защиты.
  3. Введение нового требования по дополнительному оснащению зданий медицинских организаций и учреждений социальной защиты персональными устройствами оповещения о пожаре.

Пожарный мониторинг

В 2007-2009 гг в России произошел ряд пожаров на объектах социального назначения с массовой гибелью людей, в том числе отнесенных к маломобильным группам населения.

  • 2007 г.:  Краснодарский край - 63 чел., Омская обл. - 10 чел., Тульская обл. - 31 чел.
  • 2008 г.: Белгородская обл. - 6 чел.
  • 2009 г.: Республика Коми - 25 чел.

Анализ этих событий показал, что основными причинами таких тяжелых последствий явилась неспособность имеющихся систем обнаружения пожара передавать сигналы о возгорании в автоматическом режиме непосредственно в пожарные подразделения, что приводило к задержке вызова экстренных сил до 30-40 мин. Необходимо было срочно принять меры для решения этой организационно-технической задачи. Итогом работы в данном направлении стало внесение следующих изменений в законодательство.

Федеральный закон № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
"Статья 83. Требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации.

Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на при-емно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации".

Под указанные объекты попадают 4 категории:

  • Ф 1.1 - здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений;
  • Ф 1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
  • Ф 4.1 - здания общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования,
  • Ф 4.2 - здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Кроме того, требования об оснащении системами   пожарного  мониторинга  содержатся   в Сводах правил СП 5.1 31 30.2009 и Строительных нормах и правилах СНиП 31 -06-2009.

Своды правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (введены приказом МЧС России №274)
"14.4. <...> На объектах класса функциональной опасности ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.

<...> При отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме.

На других объектах при наличии технической возможности рекомендуется осуществлять дублирование сигналов автоматической пожарной сигнализации о пожаре в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме".

Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 г № 1047-р был утвержден "Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В данный перечень включен пункт 3.16 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения".

Строительные нормы и правила СНиП 31 -06-2009 "Общественные здания и сооружения"
"3.16. <...> Здания дошкольных образовательных учреждений, школ, домов-интернатов для инвалидов и престарелых, домов для детей-инвалидов должны быть оборудованы каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть...".

Согласно нормам Минкомсвязи России, каналы связи общего пользования (GSM, Интернет, телефон) допускают до 5% несостоявшихся вызовов из-за технических неисправностей или перегрузки сети связи.

Таким образом, для детских садов, школ, больниц, домов престарелых и других социальных объектов, а также объектов, на которых отсутствует персонал, ведущий круглосуточное дежурство, передача извещения о пожаре в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы, является обязательным к исполнению требованием

В соответствии с "Концепцией построения комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов", утвержденной МЧС России в 2008 г., использование каналов общего пользования по вышеуказанной причине допускается только на территориях сельских поселений, имеющих низкую плотность объектов защиты.

В городах сети связи общего пользования, к которым относятся сети подвижной (мобильной) связи и Интернета, не предназначены для применения в качестве технологических сетей управления или экстренного вызова. Использование вышеупомянутых неспециализированных каналов связи для надежного мониторинга не представляется возможным. Наиболее надежно трансляция сигналов может осуществляться по радиоканалу на специально выделенных для МЧС частотах, не зависящих от работы аппаратуры связи общего пользования, что значительно повышает надежность и живучесть радиоканала, например, в условиях разрушения части города.

Требования к системам противопожарной защиты

Живучесть
Федеральным законом от 22 июля 2008 г № 1 23-ФЗ'Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлены жесткие технические требования к объектовым системам противопожарной защиты. Одно из нововведенных требований относится к живучести кабельных систем

1. Статья 82. Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий, сооружений и строений:
"Кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону" (рис. 2).


2. Статья 103. Требования к автоматическим установкам пожарной сигнализации:
"Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону".

В обновленной редакции Технического регламента предъявлены требования именно к кабельным линиям и электропроводке, а не к отдельным кабелям и проводам (как это было в первой редакции ФЗ-123).

Давайте разберемся с терминологией. В ГОСТ Р 53316-2009 четко прописано, что такое "кабельная линия":

"Кабельная линия: линия, предназначенная для передачи электроэнергии, отдельных ее импульсов или оптических сигналов, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и конечными муфтами (уплотнениями) и крепежными деталями, проложенная, согласно требованиям технической документации в коробах, гибких трубах, на лотках, роликах, тросах, изоляторах, свободным подвешиванием, а также непосредственно по поверхности стен и потолков и в пустотах строительных конструкций или другим способом".

При этом Правила устройства электроустановок (ПУЭ) определяют термин "электропроводка":

"2.1.2. Электропроводкой называется совокупность проводов и кабелей с относящимися к ним креплениями, поддерживающими защитными конструкциями и деталями, установленными в соответствии с настоящими Правилами".

Применение кабелей исполнения нг-FRLS или нг-FRHF не является достаточным условием для выполнения требований Технического регламента. Необходимо применять сертифицированное огнестойкое решение, которое помимо сертифицированного кабельного изделия включает в себя всю соединительную арматуру, конкретный способ прокладки (в коробе, трубе и т.д.) и способ крепления к стене и потолку.

Электромагнитная устойчивость
Особое внимание следует обратить и на требования электромагнитной совместимости. В соответствии со ст. 103 "Требования к автоматическим установкам пожарной сигнализации":

"Технические средства автоматических установок пожарной сигнализации должны быть устойчивы к воздействию электромагнитных помех с предельно допустимыми значениями уровня, характерного для защищаемого объекта..."

Для большинства защищаемых объектов требуется 3-я степень жесткости по устойчивости к электромагнитным помехам, а для объектов тяжелой промышленности - 4-я.

Примеры 3-й степени жесткости (по устойчивости к магнитному полю промышленной частоты) -коммерческие зоны, центры управления, зоны предприятий, не относящихся к тяжелой промышленности, компьютерные залы высоковольтных электрических подстанций. Примеры 4-й степени жесткости - зоны предприятий тяжелой промышленности и электростанций, залы управления высоковольтных электрических подстанций. Это уже специальное оборудование, экранированные кабели в трубах, защитные контуры и т.п.

Игнорирование же требований электромагнитной совместимости на практике выливается в широко распространенные ложные тревоги. Подавляющее большинство российского оборудования соответствует только 2-й степени жесткости.

Одним из возможных вариантов реализации требований Технического регламента по живучести и электромагнитной устойчивости является использование профессиональных беспроводных адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации с двухсторонним протоколом обмена.

Персональные устройства оповещения

Федеральным законом № 117-ФЗ от 10.07.2012 г, который внес изменения в Технический регламент, определены новые требования пожарной безопасности к системам оповещения социальных объектов:

Статья 84. Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях. "12. Здания медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым" (рис. 3).


Стоит обратить внимание, что Технический регламент определяет конкретные функции этих устройств. Это не только различные типы оповещения (световое, звуковое и вибрационное), но и требование по подтверждению получения сигнала оповещения каждым оповещаемым.

Нововведения

Основными нововведениями в ФЗ № 123 являются:

  1. Обязательное оснащение системами пожарного мониторинга социальных объектов.
  2. Ужесточение требований кживучести и электромагнитной устойчивости объектовых систем противопожарной защиты
  3. Новое требование по дополнительному оснащению зданий медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении персональными устройствами оповещения о пожаре.

В публикации перечислены не все изменения, которые были внесены в Технический регламент, но наиболее существенные из них. Реализация этих требований в будущем позволит повысить уровень обеспечения пожарной безопасности в России, приблизив его к уровню стран Европы и Америки.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #5, 2012
Посещений: 14013

  Автор

 

Максим Синещук

Начальник группы автоматизированных систем управления отдела связи, оповещения и автоматизированных систем управления Северо-Западного регионального центра МЧС России

Всего статей:  1

  Автор

Филиппов А. Г.

Филиппов А. Г.

Старший преподаватель кафедры автоматики и сетевых технологий Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, старший лейтенант внутренней службы

Всего статей:  9

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций